Статья посвящена самому знаменитому исполнителю горлового пения Тувы современности, одному из основателей фольклорной группы «Хун-Хурту» Кайгал-оолу Ховалыгу, которому в августе этого года исполняется 50 лет.
Статья посвящена самому знаменитому исполнителю горлового пения Тувы современности, одному из основателей фольклорной группы «Хун-Хурту» Кайгал-оолу Ховалыгу, которому в августе этого года исполняется 50 лет.
Попав в среду тибетских беженцев впервые, я обратила внимание, что мужчины и женщины у них выглядят слишком простовато. Никакого изыска, лоска, изящных манер. Удивляло то, что тибетские женщины вообще не пользовались ни тушью, ни помадой, ни румяной, ни пудрой даже в минимальных количествах. Хотя в местных магазинах был самый широкий выбор косметических средств. Позже поняла, что у них просто нет такой культуры, следовательно, нет и привычки делать макияж. Постепенно я стала привыкать к тибетскому типу красоты. Заметила, что среди них очень много по-настоящему интересных молодых парней и девушек. Последние были хороши без всякой косметики. Это была так называемая первозданная красота.
2010-ый год - второй год выхода нашего издания - начинается с хороших новостей. Прежде всего, сообщаем, что наша редакционная коллегия пополнилась новым членом - заместителем директора Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве РТ, кандидатом исторических наук Марианной Монге-Байыровной Харуновой. Она один из наших активных авторов, как журнала, так и новостной ленты, основные сведения о новом члене редколлегии находятся на ее страничке в разделе «Персоналии». Поздравляем Марианну Монге-Байыровну и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!
Журнал «Новые исследования Тувы» в январе 2010 года презентовал на своем сайте новые проекты. Теперь наши читатели могут работать также с разделом «Библиотека» - многоуровневым «хранилищем» публикаций тувиноведения и публикаций, полезных для тувиноведения. В первую очередь обращаем ваше внимание на то, что в нашей библиотеке предусмотрен раздел специальных изданий редакции журнала «Новые исследования Тувы».
Здесь будут размещаться электронные публикации рукописей, электронные переиздания печатных трудов, изданных ранее малыми тиражами, например в г. Кызыле, и оставшихся недоступными для большого круга читателей за пределами Тувы. Такая форма была предложена некоторыми коллегами и мы поддержали эту инициативу. Все тексты подаются в редакцию самими авторами или их представителями, готовятся и публикуются с их согласия с соблюдением всех правовых норм по защите авторских прав.
С 90-х годов XX века с началом активного внедрения компьютерных технологий в нашу жизнь особую актуальность обрела проблема набора текстов на тувинском языке. При этом возникла она еще ранее. Поэтому сделаем поверхностный экскурс в историю компьютерного шрифта и кодировок.
Дефицит и дороговизна компьютерной памяти в середине ХХ века привели к ситуации, когда в раскладках компьютерных клавиатур во всем мире гарантированно единообразно кодировались только латинские символы, используемые в английском языке. Остальное пространство из доступных тогда кодированных знаков занимали диакритические буквы языков, использующих латинскую графику, технические символы для построения таблиц и графиков, а также управляющие символы компьютерного набора.
11 сентября 2009 года редакция журнала «Новые исследования Тувы» совместно с рядом структур и организаций Тувы объявила о приеме работ на открытый конкурс эссе «Тува-2050: картины будущего». 14 января 2010 года на торжественной церемонии в Доме правительства Республики Тыва состоялось подведение итогов конкурса, чествование участников и награждение победителей.
Мнение члена жюри конкурса "Тува-2050".
Практически все лучшие сочинения, которые мне довелось рецензировать, соответствуют объявленному в условиях конкурса жанру - жанру эссе. Участники представили небольшие (иногда совсем небольшие) по объему работы, в которых в свободной манере поделились своими мыслями и мечтами относительно конкретной темы - будущего Тувы. Для большинства из них характерными являются образный стиль изложения и ассоциативность мышления, смелая фантазия и разговорная стилистика, образность и откровенность. Это как раз то, чем отличается эссе от других литературных жанров. Участники конкурса имели возможность высказать свои субъективные впечатления, и они это сделали. Поэтому первый важный результат, который хотелось бы отметить, - взрослое, ответственное отношение молодых людей к пониманию того, что от них ожидалось.
«Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади», - таково было мнение Герберта Джорджа Уэллса, непревзойденного британского фантаста. Я руководствуюсь мудрыми словами писателя, но мои мечты - не фантазия. Они воплощаются в жизнь.
Оглядываясь назад, в прошлое, в 2009 год, вижу безрадостную картину. В то время я была студенткой, осваивала азы экономики в университете. Социально-экономическая ситуация в родной республике была далеко не простой. Высокая дотационность, мизерный процент собственных доходов, отсутствие крупных производителей. Как следствие: отсутствие рабочих мест, нехватка средств на развитие социальной сферы, высокий уровень преступности, пьянство. Социальный тупик. Тогда, лет сорок назад, когда все только начиналось, реалии дня сегодняшнего - 17 сентября 2050 года - могли показаться фантастикой. Еще бы: рывок в развитии экономики двадцатых годов, последовавший стабильный рост благосостояния жителей республики и кардинальные - к лучшему - перемены в социальной сфере. Теперь самое время пожинать плоды.
I. Тува как субъект России в контексте развития всей страны
Размышлять для человека на 40 лет вперед достаточно сложная задача, но для обществ, государств, цивилизаций - это всего лишь небольшой период, как тысячелетие для одной кальпы в буддийском времяисчислении.
Тем не менее, нам - молодым - уже сейчас необходимо ставить долгосрочные ориентиры, к которым нужно стремиться, и создать условия для их достижения нынешним или будущим поколениями.
Для долгосрочного прогнозирования будущего следует использовать широко применяемый метод - метод сценариев. Но сценарные условия в данной работе в основном разрабатывались одним участником, следовательно, допускаем субъективную погрешность.
Мои друзья, вы широки как небо.
Без вас я пыль... былинка на ветру,
Пушинка... или некий призрак... небыль!
Пока вы живы - жив, без вас - умру.
(Матвей Чойбонов)
Совсем не случайно начинаю стихами замечательного бурятского поэта-мыслителя Матвея Чойбонова. Для каждого человека слово «друг» имеет свое значение, и я никогда не ошибусь, сказав, что настоящий друг всегда поделится последним и придет на помощь.
Вдали от дома я часто задумываюсь о родной земле и ее людях. В них моя жизнь. Дух скромного и доброго тувинского народа и сейчас согревает меня в Северной Пальмире. Этот дух и есть настоящий друг, без которого невозможно дышать.
На современном этапе своего развития пространство Российского государства представляет собой своего рода мозаику, состоящую из многочисленных крупных и малых этнических общностей. Наряду с языковой принадлежностью, отличающим признаком одного этноса от другого является совокупность специфических этнических черт, называемых традиционной культурой. Культура как исторически развивающееся явление постоянно находится в состоянии движения, поисков путей совершенствования и самосохранения. Эти культурные изменения надо фиксировать и изучать. Этим занимается специальная наука - этнография (этнология).
Наша исследовательская работа направлена на то, чтобы очертить основные направления развития современной тувинской этнографической науки в будущем.
(Русская народная поговорка)
Каждый хочет принести пользу своему народу, своей Родине. Моей Родиной является Республика Тува и в своем эссе я хочу написать, какую пользу и каким образом я буду приносить своей Родине в далеком 2030 году.
Многое к тому времени изменится. Инновационные технологии изменят нашу повседневную жизнь, вырастет новое поколение и если удастся довести до конца множество грандиозных планов вроде «Тува-2012. Новые дороги», «Тува-2020. Возрождение кинотеатров» и «Тува-2025. Доступное жилье без ипотеки!», то жить станет намного комфортнее и удобнее.
15 февраля 2010 года в Тувинском институте гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва чествовали директора - доктора филологических наук, профессора, академика РАЕН Каадыр-оола Бичелдея в связи с его 60-летним юбилеем, который он отметил две недели назад - 2 января.
На круглом столе в честь этой даты звучало много приветственных речей. Первым слово взял председатель правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол. Он рассказал о том, как сам вошел в большую политику и сколько поддержки получил тогда от старшего коллеги - Каадыр-оола Алексеевича, поделился своим видением места и роли К. Бичелдея в политической истории Тувы.
Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей прошел путь от младшего научного сотрудника Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории до видного государственного и общественного деятеля, известного в России и СНГ.
Великий философ Конфуций отмечал: «Когда мне было 15 лет, меня интересовала только учеба. В 30 лет начал свою жизнь, в 40 - я был самонадеянным, в 50 лет осознавал свое место в общем порядке вещей, в 60 лет я научился не спорить, мог делать все, что хочу, не разрушая свою жизнь».
Если проанализировать политическую деятельность и достижения в сфере гуманитарных наук Каадыр-оола Алексеевича Бичелдея, его становление как ученого, политика, общественного деятеля, то его жизнь вполне сопоставима со сказанным.
Имя Каадыр-оола Алексеевича известно общественности не только Тувы, но и за ее пределами. Это ученый и активный общественный и политический деятель, который не на словах, а на деле поднял уровень самосознания тувинского народа, обращается к истокам традиций, культуры, обычаям. Во время перестройки, которая началась в Советском Союзе в 80-х годах прошлого столетия, Каадыр-оол Алексеевич Бичелдей был неразрывно связан с процессами суверенизации, происходившими в бывшем СССР и национальных республиках Российской Федерации. Некоторые политические деятели характеризовали их как сепаратизм, а я бы охарактеризовал их достижением подлинной федеративной автономии и повышением уровня самосознания народов Российской Федерации. Этот исторический этап, через который мы прошли, сегодня имеет положительный результат. То есть рождение Федерации.