Новая книга известного продюсера, этномузыковеда, исследователя и пропагандиста музыкальной культуры Внутренней Азии профессора Теодора Левина, я полагаю, заинтересует и с увлечением будет прочитана каждым, кто живет в Туве, независимо от того, имеет ли он какое-либо отношение к музыке или нет.
В Америке эта книга была выпущена в 2006 году под названием «Где горы и реки поют: звук, музыка и кочевничество в Туве и за ее пределами». Стиль и манера изложения автором даже сложных понятий, связанных с теоретическими проблемами этнической музыки разных народов, таковы, что суть этих проблем уловит каждый читатель.
Книга Т. Левина не адаптирована специально для широкой публики, в ней он излагает свои собственные и различные взгляды других ученых на судьбу музыкального искусства номадов и особенно приобретшего в мире огромную популярность горлового пения. Автор видит опасность коммерциализации этого уникального искусства и утраты его истинных свойств в погоне музыкантов-исполнителей за успехом. Но автор, не упрощая сложной специфики предмета исследования, так строит изложение, что держит постоянный интерес читателя, не давая ему ослабнуть. Недаром другой авторитетный специалист в области народной музыки, Эдуард Алексеев, редактор и автор предисловия к книге, отметил: «Под обаяние текста, рожденного не без доли юмора, а иной раз и самоиронии, подпадает и опытный редактор, и малоподготовленный читатель».
Русский перевод книги только что вышел в Москве под названием «Музыка новых номадов. Горловое пение в Туве и за ее пределами». В работе над ней принимала участие также известный в Туве и за ее пределами этномузыковед, доктор культурологии В.Ю. Сузукей, автор многих работ, исследующих традиционную народную музыку и музыкальные инструменты тувинцев.
Так, в научной работе у Т. Левана, словно в пьесе, есть список действующих лиц (по мере их появления), есть прелюдия, интерлюдия и постлюдия, словно этот текст – музыкальное произведение. Использует он и другие, сродни художественным, приемы повествования. Одной из первых сцен в книге является описание концерта ансамбля «Хун-Хурту» в американском городе Санта-Фе (штат Нью-Мексико), а в последней главе идет рассказ о пребывании этой же популярной за рубежом группы на фестивале фолкмузыки на греческом острове Крит.
Не раз автор приводит тексты народных мифов, легенд, преданий, сказок, песен для того, чтобы показать отношение самого народа к музыке, таланту исполнителя.
Удивительны по выразительности и точно схвачены портреты-характеры действующих лиц книги, например, знаменитых исполнителей горлового пения Кайгал-оола Ховылыга, Конгар-оола Ондара, Геннадия Тумата, ученого Монгуша Кенин-Лопсана и др. Очевидно, автору свойственен не только дар ученого-исследователя, но и беллетриста, в этом и таится, по-видимому, секрет неослабевающего интереса читателя к тексту.
Больше всего повезло в этом отношении соавтору книги Валентине Сузукей, совместно с которой исследователь побывал в нескольких экспедициях, выявляя самых интересных народных музыкантов-исполнителей горлового пения. Он считает, что ему с ней «повезло», и характеризует свою спутницу как «человека необыкновенного ума, неустрашимого полевого исследователя и прекрасного спутника в путешествиях». (Думается, что и Валентине Юрьевне не меньше повезло – работать и общаться в течение нескольких лет с этим выдающимся ученым).
Тед Левин на протяжении всей книги обсуждает с «прекрасной спутницей» все проблемы развития тувинской народной музыки в прошлом и настоящем, добросовестно ссылается на ее работы, в которых она поднимает те же проблемы. Впрочем, библиография его новой книги очень обширна – названы все труды ученых, занимавшихся проблемами кочевой музыки, изданные на русском языке, и масса ссылок на ученых всего мира.
Первые поездки в Туву Т. Левина состоялись в 1987 и 1989 годах, тогда в экспедициях его сопровождала известный музыковед З.К. Кыргыс, ныне – доктор искусствоведения, автор монографии «Тувинское горловое пение», на которую Т. Левин в своей книге постоянно ссылается, рассуждая о генезисе, бытовании и дальнейшей судьбе феномена горлового пения. В девяностые годы и в начале XXI века в поездках по Туве, Монголии, Алтаю автора сопровождала В.Ю. Сузукей.
Т. Левина интересует музыкальная культура народов Внутренней Азии (в нашем более привычном названии этого региона – Центральной Азии) в целом, он много работал в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Хакасии, Монголии, на Алтае, в своей книге рассказывает читателю о выдающихся исполнителях народной музыки всех этих мест. Однако 3/4 всего объема монографии посвящено тувинской музыкальной культуре, в основном, горловому пению, всем его разновидностям, а также исполнителям этого уникального искусства.
Почему именно тувинская народная музыка стала для ученого предметом столь пристального внимания и тщательного изучения? На протяжении всего исследования-повествования ученый не раз высказывает одну и ту же мысль: нужно успеть побывать и изучить музыкальное искусство тех уголков планеты, где люди продолжают жить в тесной взаимосвязи с природой, где традиционная народная музыкальная культура не стала еще анахронизмом, «уходящей натурой». Именно таким местом стала для Т. Левина Тува, здесь он нашел истинно народных музыкантов-исполнителей, учившихся этому искусству у старших по возрасту мастеров или родственников.
Автор с сожалением и горечью отмечает, как мало берегли и ценили народную музыку в советские времена, как у властей преобладало стремление подогнать оригинальную народную музыку под общий стандарт, как создавались «псевдофольклорные» группы – оркестры и ансамбли, – «культурные динозавры», по выражению Левина. А горловое пение вообще считалось «пережитком прошлого».
Впрочем, автор не слишком жалует культурную политику советских времен в целом, говоря не только о разрушительных тенденциях в народной музыкальной культуре, но и отмечая равнодушное, бездуховное отношение к культуре в более широком смысле, например, к повседневному бытовому окружению человека. Ему бросаются в глаза обшарпанные, неухоженные городские пятиэтажки (в таких в Америке живут только бедные), мусор на улицах, убогий архитектурный облик сел, построенных с переходом тувинцев-кочевников на оседлость и т.д. Что ж, приходится со вздохом признать, что на свежий взгляд человеку виднее, а мы привыкли, уже не замечаем всего этого или смирились…
Итак, в Туве ученый встретился с еще не разрушенной кочевой культурой, пастушеской музыкой, которая основывается на подражании природе, рождается из стремления передать ее красоту, отразить те возвышенные чувства восхищения, ликования, которые охватывают человека, когда он оказывается посреди этой красоты.
Здесь автору потребовалось подробно остановиться на понятии «мимесис» (по-гречески термин означает «подражание»), выражающем сущность человеческого творчества, особенно в искусстве. Традиционная музыка кочевников – это миметический отклик человека на окружающую среду. А так как для кочевника окружающая среда – это горы, степь, тайга, реки, ручьи и водопады, крики птиц, домашних и диких животных, шум ветра, дождя и тающего снега, то и музыка – инструментальная, обычное и горловое пение – отражает весь этот огромный звучащий мир. И слушатели-тувинцы сразу узнают, понимают эту «программу», для них такая музыка совсем не экзотична.
Изучая звукоподражания животному миру в тувинской народной музыке, Т. Левин пришел к выводу, что не только в изобразительном искусстве, но и в музыке кочевников можно выделить «звериный стиль».
На протяжении всего повествования Т. Левин прослеживает связь между историей народа, природной средой, где он обитает, и музыкой. Однако он отнюдь не отстраненный, беспристрастный исследователь-аналитик музыкального искусства кочевников. Он связан со своими героями – музыкантами-исполнителями, знаменитыми и не очень, обычными человеческими чувствами, понимает их проблемы, сложности жизни тех, кто стал знаменитым, постоянно гастролирует по зарубежным странам, мало бывает дома. Иностранцам нравится «позитивная энергия, ритм и чудесные, странно звучащие голоса», хиты тувинских горловиков стали использоваться как музыкальная часть рекламы сырных палочек, спортивных товаров и прочее. Постоянно гастролирующие музыканты работают на износ, подвергают себя духовному истощению. Многие уже ушли в мир иной…
Тед Левин озабочен тем, что горловое пение на глобальном рынке становится товаром. В угоду спросу из него исчезают старина, разнообразие стилей; напротив, развиваются те виды горлового пения, которые пользуются у публики наибольшим успехом.
Популярность тувинских ансамблей за рубежом создала благоприятный климат для возрождения народных музыкальных традиций в самой Туве, да и многочисленные ансамбли стали появляться здесь, как грибы после дождя…
По какому пути пойдет дальнейшее развитие музыкального искусства в Туве и, в частности, яркого его феномена – горлового пения? По пути упрощения и коммерциализации или бережного сохранения всего богатства и разнообразия народных традиций? Будущее покажет.
Закончить разговор о новой книге хочется словами самого Теда Левина и присоединиться к ним: «Удивительная способность кочевников извлекать музыку из окружающего их мира может послужить вдохновляющим примером для каждого из нас. Музыка номадов может помочь нам соединиться с нашим коллективным прошлым. А если мы прислушаемся повнимательнее, поможет достичь гармонии с окружающим миром в будущем».