Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 26 ноября 2020 г.
10 июля 2012 Тува. Общество

Учение Будды в Туве

Учение Будды в ТувеДумаю, никто не станет спорить с тем фактом, что большинство этнических тувинцев, проживающих на территории нашей республики, считают себя буддистами и неважно, какого толка, школы, направления, и неважно, с какой долей «примеси» традиционных народных культов. Это утверждение будем считать основополагающим для нашего рассуждения.

Дхарма, как можно заметить, имеет свойства, помогшие ей стать одной из мировых религий - чрезвычайная широта и гибкость основных его принципов, способность без особых противоречий ассимилировать в себя местные верования, отсутствие особо твердых догм. Эти черты учения Будды, выделившиеся на различных его этапах исторического развития, стали причиной разрозненности взглядов буддистов из разных стран. Несомненно, особой ценностью буддистского мировоззрения является её сострадательность, её стремление к ненасилию, гуманизм, открытость для всякого. Солидарность по отношению друг к другу, в наш век индивидуализма и отсутствия всякой солидарности было бы, как говорится, в самый раз. Довольно материалистическая картина мира - учение дхармы о причинно-зависимом происхождении и карме, позволило бы не допускать противоречий буддхадхармы и научного знания.

В качестве авторитетного свидетельства можно процитировать Эйнштейна: «Религия будущего будет космической религией. Она должна будет преодолеть представление о Боге как личности, а также избежать догм и теологии. Охватывая и природу, и дух, она будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из переживания осмысляемого единства всех вещей - и природных, и духовных. Такому описанию соответствует буддизм. Если и есть религия, которая сможет удовлетворять современным научным потребностям. - это буддизм». К тому же, медитационные практики, подкрепленные соответствующей светлой, доброй, человечной этикой, очень помогли бы людям, «задавленным» техноцентризмом, рационализмом современности. Если обобщить, то получается очень жизнеутверждающая, добрая к человеку, прогрессивная философско-религиозная практика, которая бы явила миру освободительную свежесть и силу восточной мудрости.

«Живым воплощением» всех вышеперечисленных характеристик является Тэнцзин Гьямцхо, Далай-Лама XIV. Весь мир очарован его речами, отношением к жизни, его аскезой. Он, в буквальном смысле, несет доброту и свет людям. На его примере значение персонажа «бодхисаттва» в дхарме становится очевидным для всех, даже незаинтересованных буддизмом людей.

Теперь вернемся к отправному пункту нашего рассуждения. Земляки-буддисты, ответьте себе на вопрос: «Что есть учение Будды в Туве?» По моему глубокому убеждению, Дхарма, по крайней мере, в Туве должна мыслиться, как проект по освобождению и совершенствованию «онтологически» несчастного человека от болота невежества, ритуализма, суеверий. Срединный путь, прежде всего, означает не пустую религиозность и слепую веру, а титанический труд, обнаруживающий себя в работе разума, стремлении к знанию.

Минчей Артыш, читатель

 

От редакции:

Вопрос, который задает наш читатель, очень серьезен. Поэтому, за комментариями мы обратились к специалистам.

 

Буян Башкы, председатель Администрации Объединения буддистов Тувы:

«Приносите радость людям!»

Учение Будды в Туве- Я очень порадовался, когда ознакомился с письмом вашего читателя, который задает такой серьезный вопрос. Что есть учение Будды в Туве? Почему люди начали задавать эти вопросы? Потому, что они стали слушать лекции, которые читают тибетские ламы в Туве, стали задумываться о своей жизни. Более того, буддисты из Тувы уезжают послушать лекции в Бурятию, Калмыкию, Индию, потому что самостоятельно на этот вопрос ответить сложно.

Лет 10 назад, когда учение Будды начало развиваться в Туве, люди ехали за мистикой. «Вот, - думали они, - увижу ламу, а если повезет и Далай-Ламу, притронусь к ним, и все в моей жизни будет прекрасно». С одной стороны, хорошо, что человек верит в это. Но нужно знать и в итоге постичь учение. Сам Будда говорил об этом. «Я прошел это учение до конца, и достиг счастья, избавившись от бед и страданий». А без практики этого не достичь. Согласно классической доктрине буддизма, Буддой является высшее существо, прошедшее через бесконечное множество перерождений, накапливая в них положительную карму. Люди начали понимать, что буддизм, как религия, похож на все другие профессии, где нужно пройти практику, учить и учиться понимать. Самому практиковать всю свою жизнь, с утра до вечера молиться, следить за своим умом, за своей речью, за своими поступками.

Прийти раз в год в храм - это ничего не значит. Давайте возьмем пример: человек вначале учится водить машину, а потом едет сам, без инструктора. Так и буддист может достичь того, что постигая учение, он сам становится ламой, сам себе становится Буддой. Лама - это просто инструктор, который объясняет каноны веры, а достигает результатов сам человек, и это сейчас стало очень важно. Человек сам выбирает: быть ему счастливым или страдать. Так учит Будда.

Лама-буддист - это лишь инструмент радости для других, он избавляет от страданий. Лама сам себе не принадлежит, он принадлежит всем живым существам, чтобы делать других радостными.

А если взять глубже, буддист - это такой человек, который приносит всем только пользу и не приносит вреда. Будда сказал: «Я всю свою жизнь, каждый день по 24 часа в сутки приношу только радость людям. Все люди на земле родились счастливыми. Если каждый из нас будет заботиться о других, помогать, то его действия перейдут в качество счастья».

Ольга Хомушку, доктор философских наук:

«Сочетать правильные воззрения с правильными деяниями»

Учение Будды в Туве- Когда в восьмидесятые годы прошлого века начался процесс, который теперь мы с достаточной уверенностью называем - возрождение духовной культуры, тогда многие и не знали таких понятий - «Дхарма» и «бодхисатва». Что же есть учение Будды в Туве? Вопрос непростой и требует, видимо, довольно серьезных размышлений. Да и ответы на него будут неоднозначны. Буддизм как явление культуры в Туве - это один процесс, буддизм как Учение для каждого верующего (или считающего себя таковым) человека - это уже другое. Да и для самих мирян, обретших веру, это тоже могут абсолютно разные вещи. Кто и как приходит в веру - это вообще очень сложный вопрос, кто-то ищет просто успокоения и находит его в каких-то простых, на первый взгляд, истинах, а кому-то необходимо добраться до самой сути «вечных вопросов».

Когда мирянин обращается к буддизму, то можно предположить, что путь, который он избирает, не так уж и прост, мало понять, что означают «Четыре благородные истины», «восьмеричный путь спасения», «теория пустотности» или «боттхичитта», надо еще пропустить это через себя. Не случайно, в одной из буддийских притч рассказывается о том, что когда принц Сиддхартха Гаутама стал Просветленным, Буддой, он воскликнул: «Это невероятно! Значит, я с самого начала был просветлённым, а все эти цепи и оковы были лишь сном!», а позднее на многочисленные вопросы о том, как избавиться от тех или иных проблем и пороков, Будда всегда отвечал: «внесите в свою жизнь осознанность». И тогда ученик Будды - Ананда спросил: «Учитель, люди к тебе приходят с разными проблемами, а ты им даешь один и тот же ответ. Тебя спрашивают, как избавиться от гнева, от жадности, от обжорства, а ты им на все отвечаешь - проявляй осознанность. Как это понимать?» И Будда на это ответил: «Их недуги отличаются друг от друга, как отличаются сны, которые снятся разным людям. Но если они все придут ко мне и спросят, я скажу им: «Начните осознавать! Пробудитесь!».

Если в девяностые годы буддизм (здесь я буду говорить только о буддизме) воспринимался в большей степени через культово-обрядовую сферу (пришел в хурээ, поставил чула, послушал чтение сутр, и вроде бы почувствовал какое-то облегчение и приобщение к Учению), то сегодня большинство мирян, приходящих в храм, не просто знают основы буддизма, они еще готовы вступить в дискуссию о том, как же взращивать в себе боттхичитту и что для этого нужно делать. И это уже - определенная эволюция взглядов, мировоззрения, самого образа мышления, результат той самой работы разума и стремления к знанию. Много таких людей сегодня или мало? Думаю, что не так много, как бы хотелось, но уже и не так мало. Важно то, насколько люди, стремящиеся к знанию буддийских основ, не забыли бы потом все эти знания сопоставить со своим поведением (к сожалению, знаю таких людей - истово молящихся, разбирающихся в тонкостях буддийских сутр, но в повседневной жизни поступающих совсем по-другому). Не случайно, в одном из интервью со мной досточтимый геше Джампа Тинлей на мой вопрос: «Что же все-таки важнее, знание буддийской философии, или вера?» ответил: «Конечно, основу буддизма составляет философия, знание которой позволяет лучшим образом достичь высокого духовного развития, объясняя, как устранить трудности и проблемы на разных уровнях, избавиться от страдания. Но вера также необходима, ведь ее основу составляют любовь и сострадание ко всем живым существам, а это очень важно. Поэтому в буддизме говорится о том, как избавиться от проблем и как достичь счастья. Очень важно при этом помнить, что одного знания буддийской философии тоже недостаточно, если человек вечером слушает лекции по буддизму, а придя домой, начинает совершать отрицательные поступки. Надо сочетать правильные воззрения с правильными деяниями». Видимо, этому и надо следовать, если ты считаешь себя буддистом.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2020, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта