Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 22 ноября 2019 г.

Заклички как разновидность детского календарного фольклора у тувинцев

Заклички как разновидность детского календарного фольклора у тувинцевАннотация: Данная статья посвящена закличкам в детском фольклоре тувинцев. Автор приводит примеры закличек, собранные им в полевых исследованиях в Туве.

Ключевые слова: тувинцы; культура детства; детский фольклор; календарный фольклор; заклички

 Children’s calendar folklore of Tuvinians

 Ch. A. Kara-ool

(East-Siberian State Academy of Culture and Arts)

Abstract: This article is devoted of children’s calendar folklore culture of Tuvinians as zaklichki. The author reveals peculiar features of this genre its importance in traditional culture of Tuvinians.

Keywords: children’s folklore; children’s calendar folklore of tuvinians; zaklichki

Детский фольклор календарного жанра заклички (кыйгырыглар — у тувинцев) входит в ряд произведений детского творчества, связанного с природой, календарными датами, имеющими сезонный характер. Это песенные обращения детей к силам природы — солнцу, дождю, радуге. Они имели цель позабавиться, повеселиться, потешить себя и своих сверстников.

 Следует отметить, что материалов по данному виду народного творчества тувинцев в научной литературе встречается крайне мало. Так, отдельные сведения по закличкам имеются в сборнике по детскому фольклору С. М. Орус-оол «Матпаадыр» (Орус-оол, 1991: 165).

Проблема изучения остается актуальной и на сегодняшний день. Дети к 11 годам уже могли сочетать исполнение мелодии, слов, игры, импровизации и соотносить свое исполнение с окружающей действительностью, временем и пространством. По мнению К. Б. Салчак, детский период связан с физическим развитием и нравственным ростом ребенка. Ребенок способен осознавать смысл многих нравственных правил, взглядов, что ему можно внушать мысль о необходимости самостоятельных действий, ознакомить с требованиями общества, людей и особенностями жизни (Этнопедагогика … , 2009: 31).

В детских закличках дети тувинцев обращались к солнцу:

Хунээрек хунеп кел,

Холеге чаштына бер

Хунепкелхунээрек, хунепкел!

Суттуг тара бээр мен!

Изиг хун, кел, кел!

Соок хун чор-чор!

Солнышко, выгляни,

Спрячься тенечек!

Выгляни солнышко, выгляни!

Дам тебе пшено с молоком!

Приди, приди солнышко

А ты холод уходи — уходи!

(Полевые материалы автора — далее ПМА, 2011–2012 г., информат Кара-оол Саяна Александровна, 1974 г. р., уроженка Кызыльского района, поселка Баян-Кол).

Данную закличку дети исполняли, кружась вокруг себя, раскинув в стороны свои руки, ладонями вверх и глядя в небо.

Или, например, они исполняли заклички тучам (облакам):

Кара булут коже бер,

Ырак черже чоруй бар,

Кара булут чоруй бар,

Ак булут бээр кел!

Черная тучка переходи,

Уходи на далекие края,

Черная тучка уходи,

Белая тучка приходи!

(ПМА, 2012–2013 гг., информант Сенди-Хуурак Ульяна Александровна, 1956 г. р., уроженка Кызыльского района, поселка Баян-Кол).

Дети обращались к радуге (челээш). Важную роль в таких закличках играют звуковые и ритмические повторные слова:

Челээш, челээш,

Чеди оннуг челээш, ,

Челээш, челээш,

Чараш оннуг челээш!

Радуга, радуга,

Семи цветная радуга

Радуга, радуга,

Красива цветами радуга!

(ПМА, 2011–2012 гг.).

В ветреные, пасмурные и холодные дни дети исполняли в заклички, обращаясь к дождю: «Изиг хунчор — чор, чаашкын чаг — чаг!» («Уходи-уходи солнышко, дождик лей!»).

Играя на дворе, или на улице, дети радостно играли и пели хором весеннему дождю:

Чаашкын, чаашкын, чаг, чаг

Чаашкын, чаашкын, чаг, чаг!

Чаашкын, чаашкын, чаг, чаг!

Чарашчечек, унзун – унзун!

Дождик, дождик, лей, лей!

Дождик, дождик, лей, лей!

Дождик, дождик, лей, лей!

Цветочки вырастайте!

Например, дети, с помощью закличек и свиста могли «вызывать» ветер:

Салгын кел, кел!

Сериин салгын,

Кел, кел, кел, кел!

Приди, приди, ветерок!

Прохладный ветерок,

Приходи, приходи, приходи, приходи!

(ПМА, 2013 г., информант Биче-оол, Биче-Уруг Байкараевна, 1929 г. р., уроженка Кызылского района, поселка Бяан-Кол).

Надо сказать, у алтайцев данная тема звучит следующим образом:

Салкын, кел!

Салкын, кел!

Самтар борким берейин

Эзин кел!

Эзин кел!

Приди, ветер!

Приди, ветер!

Я отдам тебе свою мохнатую шапку

Приди, ветерок!

Приди, ветерок!

 

(Чочкина, 2003: 85).

И наконец, в современной Туве детском календарном фольклоре тувинцев бытуют закличка «обращения к огню»:

Куус, куус!

Куус, куус!

Хып кел! Хып кел одум

Куус, куус!

Куус, куус!

Куус, куус!

Куус, куус!

Гори! Гори огонь!

Куус, куус!

Куус, куус!

(ПМА, 2012 г., информант Кара-оол Севильбаа Байкараевна, 1934 г. р., уроженка Кызыльского района, п. Баян-Кол).

Данную закличку дети приговаривают, когда не могут разжечь огонь. По сведениям С. Кара-оол, исполняя эту закличку,они дуют, изображая звук раздувания огня.

Схожую закличку можно встретить у соседних народов, например в алтайском детском фольклоре:

Куй, одым,

Куус, куус!

Куус, куус!

Куй, одум,

Гори, огонь,

Куус, куус!

Куус, куус!

Гори, огонь,

(Чочкина, 2003: 89–90).

Кроме того, дети приговаривали, когда они не могли поймать бабочку, обращаясь к ней с приговоркой:

Хооп, хооп,

Ховуй, хооп,

Холумга хон,

Ховуй, хооп!

Бабочка, бабочка,

Маленькая, бабочка,

Приземлись в ладошку,

Маленькая, бабочка!

(там же, 7).

Обращения к ястребу (дээлдигенин алгырарынга):

Дээлдиген оңгак карак,

Дылдый хоок,

Дылдый хоок!

Дезиг чуве дезе берем,

Дылдый хоок!

Дылдый хоок!

Ястреб большая глазка,

Дылдый хоок!

Дылдый хоок!

Улетай трусишка,

Дылдый хоок!

Дылдый хоок!

(Орус-оол, 1991: 7).

Данные заклички имели магическую силу и выполняли особую функцию. Здесь показывает не разрывную связь с природным миром, характерные для архаического сознания, определяют веру в возможность воздействия на природу.

По нашему мнению, детские заклички способствовали не только развитию у ребенка координации движения, развивала дыхание, память, творчество. Она, по народным убеждениям, носила сакральный характер, поскольку в игровой форме дети учились общению и обращению к силам природы. Так, по словам информанта С. Кара-оол, «после этих детских причитаний, как ни странно небо становилось ясным, и солнышко начинало светить и ветер притихать».

В традиционной культуре считалось, что дети могут успешно воздействовать не только на погоду, но и на животный и растительный мир. Поэтому в некоторых странах они нередко принимали участие в соответствующих обрядах. О. В. Хухлаева, отмечает что «дети являлись непременными участниками календарных праздников, сопровождающихся заклинаниями, благопожеланиями» (Хухлаева, 2008: 167–168). В. П. Аникин пишет, что детский земледельческий календарь, «магическая поэзия» образует свои циклы, зависящие от смены детских забав, первых посильных дел в доме и поле. Например, ребенок, воспитываемой и обучаемой в житейской премудрости всеми помыслами был направлен к осознанию зависимости благополучия и счастья от того, как пойдут дела, сколько старания вложит в них сами люди (Аникин, 2001: 571).

Таким образом, заклички в детском календарном фольклоре тувинцев выполняют функции приобщения детей к сакральным силам природы. Дети получают первые навыки общения с духами природы, воздействия на силы природы.

Список литературы:

Аникин, В. П. (2001) Русское устное народное творчество. М. 726 с.

Орус-оол, С. М. (1991) Матпаадыр. Кызыл. 255 c.

Хухлаева, О. В. (2008) Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре. Новосибирск. 248 с.

Чочкина, М. П. (2003) Алтайский детский фольклор. Горно-Алтайск. 156 с.

Этнопедагогика тувинского народа (2009) / Г. Н. Волков, К. Б. Салчак, А. С. Шалыы. Кызыл. 212 с.

 Дата поступления: 13.08.2015 г.

 Кара-оол Чинчи Александровна аспирант кафедры этнологии и народной художественной культуры Восточно-Сибирского государственного института культуры. Адрес: 670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, д. 1. 

Kara-ool Chinchi Aleksandrovna, graduate, Department of ethnology and folk art culture, East-Siberian State Academy of Culture and Arts. Postal address: 1 Tereshcovoi, St., 670031 Ulan-Ude, Russia. 

 

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2019, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта