Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 29 марта 2024 г.
29 декабря 2009 Тува. Общество

Три виртуоза - три камня очага

altПрофессионал - это тот, кто любим народом

Вот и подходит к концу Год игила. Самое время вспомнить хогжумчу, игилчи - музыкантов-виртуозов, мастерство которых признано народом. А таких на самом деле - немного, по большому счету только трое: Ак-оол Кара-Сал, Андрей Чульдум-оол и Кайгал-оол Ховалыг.

Знаменитый игилчи и народный хоомейжи РТ Ак-оол Дембирелович Кара-Сал родился в местечке Хараар-Тей вблизи села Чыргакы Дзун-Хемчикского района. В детстве научился играть на игиле у Кудера Самбаевича Ооржака, родного дяди по материнской линии. Именно дядя, будучи знатоком тувинского фольклора, привил маленькому Ак-оолу любовь к традиционной культуре и устному народному творчеству. Сам А. Кара-Сал вспоминал, что страстно захотел научился петь хоомей, услышав записи грампластинок, выпущенных еще в 1934 году в Москве. Каргыраа в исполнении Кыргыса Сорукту очаровал Ак-оола. С подражания началась его певческая карьера, а первыми слушателями стали... овцы, за которыми он приглядывал.

В 1972 году Ак-оол Кара-Сал участвовал во Всероссийском смотре художественной самодеятельности, посвященном 50-летию образования СССР. Его выступление передавали по центральному телевидению. Жюри во главе с народным артистом СССР Сергеем Лемешевым, а были в нем еще и известные певица Ирма Яунзем, дирижер Юрий Силантьев, единогласно отметило самобытность искусства сольного двухголосия тувинского народа и уникальный дар хоомейжи из Чыраа-Бажы. В 1976 году он вновь покоряет москвичей, выступив в заключительном концерте Всесоюзного смотра художественной самодеятельности в Кремлевском Дворце съездов.

Уроженец Арыг-Бажинского Баян-Кола Улуг-Хемского района Андрей Ыдамович (Ыдамчыкович) Чульдум-оол прославился как игилчи-импровизатор и сказитель-тоолчу. Ему выпало первым представлять народное искусство тувинцев за «железным занавесом» - в Голландии и Великобритании. Один из ведущих мастеров-изготовителей тувинских национальных инструментов Маржымал Очурович Ондар называл его «Хааном игила».

Приведу отрывок из воспоминаний народного писателя Тувы Александра Даржая: «В октябре 1984 года в Москве состоялись Дни тувинского искусства и литературы в честь 40-летия вхождения Тувы в состав СССР. В самолете с хоомейжи Ак-оолом Кара-Салом наши места оказались рядом. Я спросил у него: «Кто в совершенстве владеет техникой игры ни игиле?» И он с глубоким восхищением и уважением начал рассказывать о «волшебном» Чульдум-ооле. «Я-то играю на игиле поверхностно, легкомысленно. Кроме Андрея Чульдум-оола, никто не может сыграть на нем исконно древние наигрыши. В его музыкальном исполнении можно услышать звуки природы, разновидности лошадиного бега, рев быка и верблюда...»

В рукописном отделе ТИГИ хранятся записи сказок, сказаний, народных песен, припевок (кожамыктар), инструментальных наигрышей в сопровождении игила в исполнении А.Ы. Чульдум-оола. В цифровом аудиоформате хранит его голос американский ученый-этнограф Теодор Левин. Видеозаписи есть у любителя тувинского фольклора из Москвы Максима Шапошникова.

Преемником А.Д. Кара-Сала и А.Ы. Чульдум-оола считается наш современник - народный хоомейжи Тувы, заслуженный артист РФ Кайгал-оол Ховалыг, уроженец села Бажын-Алаак Дзун-Хемчикского кожууна, с ранних лет выросший в среде талантливых людей. Весь род ховалыглар с давних пор прославился острословием, на ходу сочиняя припевки. Некоторые его представители даже зарабатывали своим искусством у богатых нойонов.alt

В родословной Кайгал-оола Ховалыга есть две яркие личности. Родственник по отцовской линии Ховалыгов - известнейший исполнитель горлового пения в Туве Комбу Донгаевич Ондар. В детстве Комбу отдали бездетным родственникам, поэтому он и стал Ондаром. В историю он вошел как первый исполнитель, представивший тувинские песни и горловое пение на московской сцене. И не только на сцене.

В 1934 г. фирма «Мелодия» выпустила пластинку с несколькими тувинскими песнями и хоомеем. Эта грамзапись для нас уникальна и бесценна. Есть на ней и голос Комбу Ондара. А его манера исполнения хоомея считается классическим образцом дзун-хемчикской школы горлового пения.

Другую линию родословной Кайгал-оола Ховалыга представляет родной дядя со стороны матери - Коммуна Содунамович Монгуш. Он тоже отличается редким талантом певца и импровизатора. Такие его песни, как «Чыргакы-Хем», «Бора-Чыраам», «Припевки Баян-Дугая», очень популярны в народе. Он назвал первенца любимой сестры Кайгал-оолом, что в переводе значит «удалой, проворный мальчик». К. Ховалыг гордится предками, недаром в его репертуар вошло большинство песен Коммуна Монгуша и Комбу Ондара. Но он не просто копирует мастеров старшего поколения. Кайгал-оол выработал собственный, более искусный стиль, внеся свой узор в орнамент народного искусства.

Кайгал-оол Ховалыг с особым трепетом относится и к творчеству Ак-оола Кара-сала, вместе с которым выступал на многих концертах. Два мастера, бесконечно преданных музыке и игилу, готовы с видимым удовольствием часами общаться друг с другом.

Кайгал-оол умеет наблюдать, он впитывает в себя опыт старших, как губка. Без восхищения невозможно слушать, например, композицию «Огбелер» ансамбля «Тыва», где Кайгал-оол виртуозно подражает манере Ак-оола Кара-Сала. Андрей Чульдум-оол обогатил его сокровищами тувинского фольклора: рассказами о желтогрудой птичке, о Чычыынак-Моге - хозяине знаменитого Чыраа-Хоора. Он же поделился с Кайгал-оолом своеобразной техникой исполнения на игиле ряда мелодичных оборотов.

Еще одна сильная черта Кайгал-оола Ховалыга умение переработать богатейший опыт старших с помощью современных знаний и технических средств, сохраняя при этом лучшие традиции тувинской музыкальной культуры. Его авторским произведениям, исполнительской манере присущи классические черты: импровизированная вариационность, речитативность. В то же время он сумел органично вплести в мелодическую ткань своих песен новые оттенки, подслушанные в странствиях по миру.

Поэтому закономерно, что творчество музыканта получило международное признание, а группа «Хун-Хурту», которой он руководит, входит в элиту мировой этномузыки.

Во многом благодаря Кайгал-оолу классический тувинский игил - с двумя струнами, с кожаной декой и конским волосом - звучит сегодня в составе знаменитого квартета «Кронос», в проектах «Вершки да Корешки», «Волков трио». Талант музыканта дал такому архаичному инструменту, как игил, вторую жизнь, ввел его в высший свет современного музыкального мира.

Да, Тува и в старину была богата на игилчилер, много умеющих играть на игиле и сегодня. И это здорово. Но вот профессионалами считаются три выдающихся виртуоза: Ак-оол Кара-Сал, Андрей Чульдум-оол и Кайгал-оол Ховалыг. Каждый из них - самобытное явление, каждый - неповторим. Но корни у них одни. Это богатство тувин-ской культуры.

Благодаря «трем ожук-дажы», «трем камням очага» игил продолжает обогащать внутренний мир человека музыкой Великой Степи.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта