Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 16 ноября 2018 г.
21 февраля 2017 Тува. Общество

В Национальном музее открылась выставка "Священные реликвии"

Тувинская правда

В Национальном музее открылась выставка "Священные реликвии"Кызылчане и гости столицы имеют уникальную возможность увидеть религиозные атрибуты, дошедшие до наших дней, ощутить их энергию.
 
В одной из статуй Будды, переданных на хранение в музей, случайно были обнаружены 36 священных реликвий. По мнению священнослужителей, это знак свыше, говорящий о великих грядущих положительных переменах в нашей жизни. Предполагается, что статуя принадлежала Лобсану Чамзы, верховному священнослужителю дореволюционной Тувы. Статуя пролежала в хранилищах музея почти полвека, пока в Кызыл не приехал Геше Туптен Шакья из тибетского монастыря Гьюмед, который возглавил работу по систематизации буддийских фондов музея.
 
Благодаря тибетским надписям среди находок опознаны пепел, извлеченный после кремации тела Будды. Фрагмент монашеской одежды Цонкапы, основателя школы Гелугпа и автора многих классических текстов. Пилюля благословенного Гуру Падмасамбхавы, одного из основателей буддизма в Тибете. Фрагмент кости и волос Наропы, выдающегося учёного и мастера медитации. Кусочек одежды Богдо-Гэгэна VIII (1869–1924), главы буддийской сангхи Монголии. Освященные зерно и частицы сандалового дерева.
 
По словам камбы-ламы Тувы Лопсана Чамзы, священные реликвии Будды Шакьямуни и великих учителей сквозь время и историю прибыли в Туву из Индии через Тибет. Это аналогично прибытию просветленных существ — Будд и Бодхисаттв, которые неустанно заботятся о благе всех живых существ, даруют нам свое благословение через священные реликвии. Так просветленные существа продолжают трудиться во благо и после того, как они оставили этот мир.
 
— Эта коллекция — не просто собрание священных объектов, выставляемых на созерцание. Если мы познакомимся с историей этих реликвий и жизнеописанием оставивших их учителей, то увидим, что и нам под силу достичь просветления, в обретении которого состоит цель человеческой жизни. Мы поймем, что с помощью практики Дхармы (Учения Будды) в наших силах преодолеть присущее нам от природы страдание», — отмечает Тэло Тулку Ринпоче.
 
Центральным звеном выставки является алтарь с тремя объектами. Статуя Будды — его тело. Речь Будды символизирует сакральный текст, завёрнутый в тёмно-красную или жёлтую ткань. Ступа являет собой символ ума Будды. Вокруг этих объектов могут располагаться изображения будд, бодхисаттв, лам и защитников.
 
Вторая группа объектов относится к дарам. Обычно используют семь чаш с дарами Будде и бодхисаттвам. Они должны быть расположены по прямой линии и содержать (слева направо): питьевую воду, воду для умывания, рис и цветы, рис и благовония, свечу, ароматизированную воду, рис и еду. Иногда среди даров есть морская раковина и колокольчик, символизирующие пробуждение существ, которые слушают Дхарму –учение Будды.
 
К третьей группе объектов относят предметы, которые используют во время особых ритуалов. К ним относят дормы, ваджра, колокольчик, хрустальный шар.
 
Перед алтарем мы делаем подношение Трём Драгоценностям: Будде, Учению Будды и Общине (монахов), тем самым накапливаем заслуги.
 
Буддийская популярная мифология связывает праздник Шагаа с именем дхармапалы — богини Палдан Лхамо. Согласно легенде, она каждый год спускается на землю, чтобы спасти солнце, которое проглотил владыка ада Яма. Палдан Лхамо побеждает его и его слуг — мангусов. Спасает солнце, оно согревает своим теплом землю, и начинается весна. Отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов. Они подсчитывают убытки, принесенные зимой, и радуются приближению теплого времени года.
 
На выставке представлены танки работы тувинских мастеров начала 19 века. Во время Шагаа часто обращались к Амитаюс — божеству долголетия, и Белому старцу, божеству плодородия, земледелия и богатства (работы) с просьбой о долголетии, долгой жизни и рождении детей.
Во время Шагаа совершается повсеместное, массовое поклонение духам — хозяевам местностей, и духам предков. У них испрашивали хорошую, безбедную жизнь для людей, благополучия и здоровья для семьи, увеличения поголовья скота и богатый урожай. Совершают «сан салыр» — подношение на обрядовом костре пищи этим духам.
 
Возжигание можжевельника обладает защитной силой, поэтому зажигание курильницы при различных обрядах, связанных с почитанием природы или при семейных молениях, — обязательный элемент. Для воскурения на плоский камень рассыпают золу и горячие угли, туда же кладут горсть сушеного можжевельника (артыш), кангы (полынь), увээнчи (багульник), кодан-хаагы (коричневый ивняк), хадын (береза), сооскен (таволга), шаанак (можжевельник сибирский), чойган (пихта). Если курильница сразу задымит, значит, она ожила. Тогда добавляют немного муки, жареного проса, масла и сала. Обряд воскурения устанавливал связь между человеком и хозяевами местности, гор и тайги. Затем приступали к чтению священных книг или к камланию.
 
Существовали злые духи, которые причиняли вред людям, болезни детям. А также злые духи, которые приносили всевозможные несчастья в природе (неурожай, засуху). Отдельная группа — Наги и луусы, если их не задобрить, то они могли высушивать водоемы или приносить наводнения. Во время Нового года по восточному лунному календарю Нагам совершали обряд воскурения. В коротком тексте «Девять благовоний для Нагов» на тибетском языке перечисляются растения для возжигания курильницы для нагов: можжевельник, рододендрон, ива альпийская, тамариск, тростник, лишай, плод тамаринды.
 
Нагам и злым духам делали подношение, совершали жертвоприношение чаем солнцу, небу, земле. При этом произносили слова благопожеланий, выражающие чаяния народа, просили о благополучии. Ламы читали священную «Сутру Белого Нага».
 
Желаем посетителям, чтобы силою священных реликвий жители Тувы были избавлены от болезней и катаклизмов. Пусть наш народ будет счастлив и обретет богатство духовное и материальное.
 
Выставка продлится до 5 марта.
 
научный сотрудник Национального музея РТ

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2018, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта