Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 13 декабря 2019 г.
7 сентября 2015 Тува. Общество

Все хоомейжи знают это

 

Все хоомейжи знают этоНачиная рубрику «Звезды хоомея», мы упустили одну маленькую деталь. Точнее – огромное явление – сам хоомей. Хоомей можно назвать просто горловым пением. Но это не может объяснить его популярность, его значение, его колдовское воздействие на исполнителей и слушателей. Может быть, и впрямь, как считает Каадыр-оол Бичелдей, хоомей – это язык, на котором душа тувинца общается с Вселенной? «Алгеброй проверять гармонию» мы, конечно, не будем, но попробуем разобраться в основных стилях хоомея.


Шесть стел вокруг Золотой стрелы

Каждый год происходит освящение Оваа Хоомея. Это не совсем обычное оваа. Кроме основной пирамиды из камней, увенчанной золотой стрелой, здесь есть еще шесть высоких стел с символами разных стилей горлового пения.

Стела – условное понятие. Нейтральное.  У разных народов, в том числе и у славянских, был обычай - устанавливать резанное из дерева изображение бога. Были и родовые столбы, на которых тоже вырезались изображения богов.

Но называть сейчас столб, богато украшенный резьбой, просто столбом - как-то странно. Это же не просто столбы, к примеру, для электрических проводов. До столпа или колонны эти стелы немного не дотягивают.

Правильнее всего их было бы назвать идолами, но это слово носит сейчас уж очень негативный оттенок. А жаль. То, что сейчас в учебниках истории и культурологии называют славянскими идолами, – это каменные и деревянные изваяния, которые передавали образ славянских богов и были непременным атрибутом религиозных обрядов Древней Руси. При этом идол не считался простым изображением бога, он был его воплощением, «домом» духа этого бога.

Ну а поскольку столбы, столпы, колонны, идолы, кумиры, обелиски и все прочие названия не подходят, будем называть деревянные изваяния с изображением символов разных стилей горлового пения просто стелами.

На одной из них – медведь, на другом – птица, на третьем лошадка… Что бы это значило?

Молнии и стили

Все молнии можно просто называть молниями. А все горловое пение – просто горловым пением. Или хоомеем. Ну тогда и все деревья будут просто деревьями. Но ведь нам не все равно, какое растет дерево? Любой скажет: это – тополь, это – кедр, это – яблоня. Да, молния – это общее название природного явления. Есть разные виды электрических искровых разрядов: внутриоблачные молнии и наземные, электронные лавины и стримеры, шаровые молнии и темные молнии. Есть эльфы, джеты и спрайты. Есть уникальные молнии Кататумбо.

Горловое пение в целом в общем-то называется хоректээр. Хоомей – один из его стилей. Но как-то так получилось, что сейчас под словом хоомей мы имеем в виду просто горловое пение, и говорим уже о стилях хоомея.

Сколько этих стилей? А это – как посчитать. Официально искусствоведы называют пять основных: каргыраа, хоомей, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр.

Стел (идолов, изваяний, столпов) на Оваа хоомея – шесть. Шесть символов разных стилей: медведь – каргыраа, когээржик – хоомей, птица – сыгыт, лошадка и стремена – эзенгилээр, круглые завитушки борбаннадыр, буддийские символы – кунзат.

Сами хоомейжи насчитывают до пятидесяти, а кто и больше, разных стилей. Некоторые – разновидности тех, символы которых высечены на стелах. Некоторые – авторские, как например каргыраа Ойдупаа.

Наверное, довольно много жителей Тувы уже знают, как называются разные стили. Но ведь каждый год на освящении Оваа хоомея Алдар Тамдын вновь и вновь называет их, объясняя символы. Может быть, чтобы не забыли, а может быть, это имеет некий сакральный смысл.

И чтобы не путаться, оказавшись в Алдын-Булаке на Оваа Хоомея, мы сейчас их всех еще раз назовем.

Когээржик и медведь

Обычно их в таком порядке и перечисляют – сначала показывают на стелу с когээржиком, потом с медведем. Кроме основных символов, есть на стелах и еще много других знаков и символов, но тогда уж для каждого изваяния нужно писать отдельное серьезное исследование. Или просто приехать посмотреть на них.

Символы хоомея – сосуд для молока, и другой сосуд – для алкоголя, но этот второй сосуд – с вырезанным отверстием – алкоголь вырезали. Легенды о происхождении хоомея есть, как же без них. Алдар Тамдын рассказывает, что хоомей появился, когда табунщик искал своих лошадей. Табунщик отпил воду из когээржика и поставил его рядом с собой. И вдруг услышал, как зазвучал сосуд. Это был хоомей.

Есть и другой вариант легенды. Про юношу-сироту, который жил у скалы с многоголосным эхом. Однажды он сидел и пытался подражать звукам, исходящим из скалы, о которую бился ветер. А эхо донесло этот звук до людей. И они назвали это хоомей.

Хоомей – очень мелодичный, певучий стиль. На фоне мелодии звучит обертон основного голоса – мелодия в верхнем регистре. Она или вторит низкому тону, или ведет свою музыкальную тему. Может исполняться с текстом или без него.

Символ каргыраа – медведь, но не просто медведь, а большой самец – хозяин тайги, Хайыракан. У медведя вырезана кежеге – косичка, как у хоомейжи. А «оплетают» стелу горные узоры – горный каргыраа. Горный каргыраа считается отдельным стилем. Или видом.

Говорят, что давным-давно стиль каргыраа придумали верблюдоводы, что каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы. Может это и так, но символом низких, очень низких звуков каргыраа стал медведь.

Горный каргыраа – низкие гортанные звуки. Пение тоже может быть или с текстом или без него, возможно двухзвучие или трехзвучие. При желании и «разнозвучие» можно выделять в разные стили или виды. Степной каргыраа – звук немного более зажатый и более высокий.

Птица и стремена

Птица сыгырга стала символом стиля сыгыт. Но не только. Под птицей на столбе нанесено изображение еще одной птицы. Она летит вниз. И обозначает стиль чыландык – некую помесь сыгыта с каргыраа.

Вероятно, название стиля произошло от глагола сыгыр – свистеть. Как считают, термин сыгыт означает причитание, плач. А сыгытчы - причитающий или стонущий. Некоторые исследователи считают, что, вероятно, есть какая-то связь с погребальным обрядом. А может, и нет. Просто звуки получаются какими-то «жалостливыми»: на фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист (обертон). Сыгыт исполняют без слов.

Символ эзенгилээр – маленькая лошадка, скачущая внутри большого стремени, эзенгелер – стиль всадника. Ну вот – стремена, всадник… Все это и дает характеристику музыки. Серебряная уздечка, чепрак у седла, соприкасаясь со стременами, издают нежный, но ритмичный звук. Сколько его разновидностей? Много! Сколько разновидностей ходов лошади, да еще и на разной скорости, столько разновидностей и у стиля.

И еще два символа

Вот так с ходу и не скажешь, что именно вырезано на еще двух стелах. На одной – что-то явно буддистское, на другой – округлости, завитки. Ну, в общем-то, это уже и есть характеристика.

Кунзат. Так называют солиста и дирижера оркестра при буддийском храме. Ламы, читая молитву, используют этот стиль хоомея. Стиль кунзат на освящении Оваа исполнил Народный хоомейжи Андрей Монгуш. Вообще-то его любимый стиль сыгыт. Но он виртуозно владеет всеми стилями, и в разные годы для иллюстрации рассказа о хоомее, может исполнять любой вид горлового пения.

Стиль борбаннадыр от слова борбак – круглый. Есть глагол «борбаннат» - перекатывать что-то круглое. А круглое – оно ведь бывает разным. Главный признак - ритмические формы, прерывистая мелодия. Есть отдельный стиль (или вид), его символ тоже изображен на стеле, дамырак борбаны – имитация звука горного ручья. Маленькие круглые волны ручья.

И здесь тоже возможны разные сочетания, например, борбаннадыр каргыраа.

Делимся секретами

Так сколько видов или стилей хоомея в Туве? А сколько исполнителей? Исполнителей по всей республике – тысячи, почти каждый мужчина может петь, хотя высоты мастерства, конечно, даются не всем. Но в целом, и авторских стилей много.

И, что самое интересное, хоомейжи охотно делятся всеми секретами. Они много ездят по европейским странам, и там тоже – показывают, рассказывают.

Наверное, это удивительно, что мастера так открыты. Обычно ведь есть разные секреты, которые надо выпытывать или самим пытаться понять. А тут – все просто. И никаких секретов. Надо делать так-то и так-то….

На самом деле мастера хоомея ничем не рискуют. Секрет в другом: никто кроме тувинцев никогда не сможет исполнять настоящий хоомей.

Ирина Качан, Плюс Информ

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2019, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта