Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 15 октября 2019 г.
20 сентября 2014 Тува. Общество

Сиин-оолу Лакпаевичу Оюну — 80 лет

Светлана Мунзук

Сиин-оолу Лакпаевичу Оюну — 80 летСмуглое лицо, острый с горбинкой нос, по-детски оттопыренные уши, богатый модуляциями голос и обаятельная улыбка. Он требователен к себе: «Мало знаю, мало умею. Больше видеть, читать, смотреть». Ему уже 80 и до сих пор в поисках нового, неизведанного. Таков он, Оюн Сиин-оол — первый тувинский профессиональный режиссер, из школы Товстоногова, из породы  беспокойных  чудаков. В стремительном росте — смысл нашего времени.

В 1955 году коллектив Тувинского музыкально-драматиче­ского театра пополнился 13 молодыми студийцами — выпуск­никами Ленинградского театрального института имени Островского, учившимися у известных театральных педагогов Бориса Жу­ковского, Алексея Яна. Один из них — первый профессиональный режиссер тувинец — Сиин-оол Оюн.

...Старый Лакпа сопротивлялся долго, не хотел отпускать мальчишку семиклассника в Ленинград: не было и не будет в их семье «лицедеев».

— Подумаешь, артист мне нашелся!— возмущался отец, —Учителем — пожалуйста, врачом, инженером, кем хочешь, только не в театр. Несерьез­ная профессия,— продолжал убеждать он сына.

Однако Сиин-оол твердо стоял на своем, он стал артистом. Его хвалили зрители и крити­ки за поваренка Сэма в «Хижине дяди Тома», за хитрого Будамшу в одноименной пьесе бурятского драматурга Ц. Шагжина и за другие роли. Получив диплом актера и аттестат зрелости (он одновременно учился в одной из ленинградских средких школ), Сиин-оол не успокоился. Ему не давала покоя мысль о режиссуре. Он ходил на репетиции к ре­жиссерам — заслуженным артистам РСФСР С.П. Майеру и И.С. Забродину, приглядывался.

Наконец, в 1958 году он услышал, что идет набор на режис­серский факультет к Г. А. Товстоногову. Сиин-оол во второй раз стал студентом. «Вечный Сиин-оолу Лакпаевичу Оюну — 80 летстудент»,— смеялись над ним друзья, которые обзавелись семьями, положением в театре. Из восьмидесяти человек со всех концов страны только девять ста­ли учениками Г. А. Товстоногова. В их числе был тувинец Оюн Сиин-оол. Трудно сейчас сказать, чем он привлек внима­ние: актерским обаянием, скромностью или басня Крылова и матросский танец оказались такими счастливыми? 

В послужном списке режиссера Оюна Сиин-оола более трех десятков спектаклей: «Неравный бой» В. Розова, «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Совесть» Д. Павловой, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Самбажык» В. Кок-оола, «Божествен­ная комедия» И. Штока, «Тополек мой в красной косынке» Ч. Айтматова, «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Крас­ный поток» С. Пюрбю.

Его путь в искусстве — это круто восходящая линия. С увлечением коллектив театра работал над Шиллером, и спектакль прошел с большим успехом — Шиллер в Туве шел впервые.

С детских лет Оюн Сиин-оол слышал о знаменитом восста­нии 60 тувинских богатырей. Вместе с актером и драматургом: В. Кок-оолом они ездили по местам исторических событий и выверяли пьесу о «Самбажыке» — вожаке восстания.  С драмой «Самбажык» связан еще один важный момент, — ее постановка стала дебютом первого профессионального режиссера Тувы Оюн Сиин-оола и уже в первой своей самостоятельной работе демонстрировал владение пространством сцены, умение создавать атмосферу напряженного социального конфликта всеми средствами режиссерско-постановочного арсенала.

Героическая тема спектакля в большой мере была свя­зана с личностью Самбажыка, вожака повстанцев, каким его представил замечательный актер Николай Олзей-оол. Его Самбажык был лидер по своей природе. Ожившая история героического вос­стания «Шестидесяти богатырей» («Алдан Маадар») в интер­претации Оюна Сиин-оола, в сценографическом решении Сергея Ланзы и музыкой Алексея Чыргал-оола получила большой резонанс в рес­публике. Драма В. Кок-оола, пройдя через испытание временем, вошла в тувинскую драматургию как национальная классика.

С 1968 г. О. Сиин-оол становится главным режиссером тувинского музыкально-драматического театра. Рядом с ним трудятся мастера старшего поколения. Все они вместе и по отдельно­сти стремятся обогатить афишу театра новыми оригинальными произведениями, работая с местными авторами. Плодом такого сотрудничества с драматургами стали спектакли: «Красный поток» Сергея Пюрбю о событиях гражданской войны в Туве, его же «Любовью надо дорожить», а так же «Наше время пришло» Олега Сагаан-оола, «Феликс Кон»(«Белек кыс эмчи») Кызыл-Эника  Кудажи.

Музыкальный профиль театра был продолжен целым рядом спектаклей лирико-комедийного плана, пронизанных то задушевной мелодичностью, то звонким задиристым юмором и веселой увлекательной зрелищностью. Так победительно про­звучала постановка первого тувинского водевиля «Проделки Долумы» К.-Э. Кудажи. С не меньшей увлеченностью поставил позднее Оюн С. «Башмачки» Л. Гизатта и известную музыкальную комедию У. Гаджибекова «Аршин мал-алан», ко­торая собирала зрителей почти десять сезонов.

Сиин-оолу Лакпаевичу Оюну — 80 летИ снова высокая классика — первое обращение тувин­ского театра к драматургии Шекспира. Постановка спектакля «Ромео и Джульетта» в 1972 году была осуществлена С. Оюном по переводу С. Пюрбю.

Театр много внимания уделяет советской драматургии, знакомя зрителей с жизнью и бытом людей братских  республиках:   «Тополек   мой  в   красной   косынке» Ч. Айтматова, «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Черт в сундуке» Ц. Шагжина, «Маральи рога» В. Шулбаевой, «Дуэль» М. Байджиева. Поднимаемые в этих произведениях вопросы нравственного порядка помогали театральному коллективу на­капливать      опыт      социально-нравственного      и      этико-эстетического постижения действительности. В 1969 г. им была заново поставлена известная драма В. Кок-оола «Хайыраан бот» с более острым выявлением ее социальных мотивов. Исполнителям были предложены бо­лее обобщенные характеристики действующих лиц. Но зри­тель, который привык к традиционной бытовой драме, эту трактовку не при­нял.

В 1971 г. С. Оюн осуществил более удачно новую сце­ническую редакцию драмы «Тонгур-оол» С. Токи, выдержав­шую испытание зрителем и прессой. Эта постановка была во­зобновлена в 1986 г. к юбилею 50-летия театра.

Оюн Сиин-оол умеет заглянуть в душу актеров, помочь раскрыть сущность роли, твердо отстаивать свою позицию в ис­кусстве. Он — представитель второго, среднего поколения. И с большим тактом устанавливает творческие взаимосвязи «стари­ков» с молодежью.

В фокусе постоянных забот художественного руково­дства театра находился вопрос о пополнении труппы молоды­ми кадрами. В связи с решением этой проблемы Оюн Сиин-оол с 1970 г., не покидая театра, уходит в театральную педагогику.

Вместе с опытными мастерами сцены он подготовил в Кызылском училище искусств два небольших выпуска актеров, часть которых оказалась готовой к работе над ведущими ролями: Т. Ондар, А. Куулар, А. Салчак, О. Кузина. Замечательным под­креплением труппы явился выпуск тувинской актерской сту­дии, закончившей в 1978 г. Московское театральное училище им Б. В. Щукина при театре им. Е. Вахтангова. Дипломные спектакли студийцев «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Со­ломенная шляпка» Э. Лябиша, «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей» М. Тикамацу. «В ночь лунного затме­ния» М. Карима, поставленные режиссерами-педагогами Щу­кинского училища В. Г. Кольцовым, Л. А. Пашковой, Т. К. Коптевой, В. Г. Шлезингером, Т. Л. Асейкиной, Н. К. Генераловой — полюбились тувинским зрителям, вошли в репертуар театра. Здесь счастливо сочетались традиции Запада и Востока. Казалось бы, теперь у главного режиссера поя­вилась более реальная возможность пойти на смелые экспери­ментальные искания, чтобы на деле проверить свои театраль­ные идеи.

Состав труппы, в которой сохранились еще замечатель­ные актеры старшего поколения, знатоки национальных куль­турных традиций. Такие, как народные артисты РСФСР Кара-Кыс и Максим Мунзуки, заслуженные артисты РСФСР Хургулек Конгар, Екатерина Кенденбиль, Борис Бады-Сагаан, заслуженные артисты Тувин­ской АССР Александр Тавакай, Люндуп Солун-оол, Чадамба Монгуш, Владимир Монгалбии и другие талантливые воспитанники столичных театральных ву­зов 60-70 годов. Многие из них стали мастерами сцены, и этот состав позволял надеяться на положительный Сиин-оолу Лакпаевичу Оюну — 80 летисход любых творческих дерзаний. Тем более, что в 1977 году коллектив по­лучил новое типовое здание театра, отвечающее современным требованиям.

Но реальность оказалась более сложной и противоречи­вой. Страна, как мы позже это осознали, находилась в глубо­ком застое. Внешне это ощущалось не столь явно и болезнен­но, как внутренне, на духовном уровне.

Идеологический диктат, командная система в управле­нии культурой и искусством, контроль над творческим процес­сом, так или иначе, создавали атмосферу неуверенности, тре­вожного состояния, ожидания, что опять кто-то чего-то не поймет в твоей работе. Это положение было общим для стра­ны. Проработав пятнадцать лет в должности главного режис­сера, заслуженный артист РСФСР Оюн Сиин-оол в 1983 году ушел в отставку, не выполнив многого из того, что когда-то в молодости им задумывалось. Однако в качестве режиссера-постановщика на разовой основе он остался в театре, а в конце 80-х гг. работает очередным режиссером, некоторое время да­же директором, затем главным режиссером русской труппы…

13 сентября 2014 г. Сиин-оолу Лакпаевичу Оюну исполнилось 80 лет.

 

По материалам книг: В. Ц. Найдаковой («История тувинского театра»), М. А. Хадаханэ («Люди тувинского театра»).

Фотографии из личного архива С. Л. Оюна.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2019, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта