Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 14 июля 2020 г.
1 февраля 2013 Тува. Общество

Народная культура — не старинный сундук

Народная культура — не старинный сундукАнализ традиционной культуры различных народов, тувинского в частности, показал, что, к сожалению, неизбежен естественный процесс отмирания некоторых видов художественной деятельности (например, изготовление седел, уздечек, сундуков, шитье традиционной одежды и обуви) в связи с модернизацией общества, сменой образа жизни. Уходит в первую очередь то, что было тесно связано с бытом.

Еще важнее – уходят народные духовные ценности. Поскольку традиционная культура является исторически сложившейся системой, на протяжении многих веков вырабатывающей и селекционирующей духовные ценности, нормы поведения, традиции, она сама и является способом формирования национального сознания. Именно этот факт и не учитывается современными политическими и управленческими модераторами. Они воспринимают народную культуру как старинный сундук, который надо возить с собой перед выборами. Однако философы, культурологи Тувы должны наконец признать: всего лишь за 70 лет, с 1944 года – года присоединения ТНР к СССР, тувинское общество практически полностью утратило ценностные ориентиры.

Дети и старые люди были наиболее любимы и почитаемы в традиционном тувинском обществе – теперь в Республике Тува десятки переполненных детских домов и домов престарелых. Высокие горы, стремительные реки, минеральные источники, соленые озера перестали быть для современных тувинцев объектами бережного использования. Само понятие ТРУД кочевника – чабана, скотовода, утратил свою древнейшую ценность, его место заменило другое понятие – иждивенчество, стремление любыми способами получить различные пособия, скотокрадство, местничество.

Именно поэтому все более актуальны в настоящее время исследования духовной культуры традиционного общества, изучение ее составляющих, ее потенциалов, связанных с мироощущением, отношением к природе, к людям. Нужно вернуть нормальный, гармоничный вектор развития с вековыми ценностями.

Живучесть духовной культуры объясняется ее самодостаточностью, ее синергетикой. Совершая ежегодные обряды с обращением к объектам природы, люди достигали психологического удовлетворения, учились жить в гармонии с окружающим миром и с самими собой.

Духовная культура традиционного общества учит умению достигать психологического комфорта в жизни, радоваться простым человеческим чувствам – любви к женщине, детям, дружбе, жить в согласии с природой и с самим собой. Не стоит подменять эти общечеловеческие ценности материальными излишествами.

Народная культура — не старинный сундукНаш недавний период последних десятилетий показал, что слепое следование опыту развитых (западных) цивилизаций далеко не всегда позитивно. Подобный опыт у Тувы уже есть. Общеизвестно, что в сфере экономики, производства влияние западных технологий ускорило развитие восточных обществ, однако в духовной сфере проблемы современного кризиса только углубились, стали настоящей гуманитарной катастрофой. Их надо решать самим, здесь никто не поможет.

Ни одна культура не может (и не могла ранее) развиваться сама по себе. Процесс взаимодействия с другими культурами происходил перманентно на протяжении существования любой культуры с самого ее появления. Начиная с 20-х годов XX века прервался процесс векового общения и культурного взаимовлияния Тувы с Монголией, Китаем и опосредованно через них с другими странами Азии, как ранее с соседними тюркскими народами Сибири. А между тем, связи тувинцев с восточными соседями были чрезвычайно прочными и долгими. Искусствоведы и культурологи Тувы отмечают, что их влияние отразилось во всех видах народного творчества тувинцев: в музыке, устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре и в целом на менталитете тувинского народа.

В советское время путем резких толчков в развитии тувинского общества ради достижения высшей цели – выравнивания общероссийской культуры от Москвы и до самых до окраин, у тувинцев на смену размерен­ному, спокойному, гармоничному ритму жизни в согласии со своими соседними народами пришло чувство дисгармонии в жизни.

Большой комплекс проблем модернизации культуры Тувы связан именно с трансформацией ее восточной природы в европеизированную. Есть понятие – заимствование, в частности, элементов другой культуры, и есть копирование. Заимствование должно быть осмысленным, надо искать в своей культуре точки соприкосновения, привнесенные элементы должны быть понятны и приняты людьми, только такой путь будет рациональным.

Многое было в период СССР непонятно и даже неприемлемо для менталитета восточного человека. Жесткость коммунистической культурной политики сняла только внешние проблемы, оставив глубоко в подсознании тувинцев корень проблем. Самым печальным результатом модернизации тувинского общества и культуры в советский период стало формирование комплекса национальной неполноценности, признание самим народом, во всяком случае, официально, идеи об отсталости культуры тувинского народа и несовместимости ее с новой культурой, а значит – полным отказом от нее. Вся эта непродуманная политика привела к конфликтам 1990-х годов в Туве.

Народная культура — не старинный сундукВсе больше ученых, писателей говорят, что «история для общества – самая важная область знания» [Б. Акунин, «Грабли истории. Власть повторяет одни и те же ошибки», газета «Аргументы и факты», 2012, № 50]. Однако политики в России с удивительным упорством отвергают эти простые истины. В советский период ориентация научных разработок была направлена исключительно на изучение влияния русской советской культуры на тувинскую, однако и в этой области подход был достаточно формальным, декларативным, политизированным. Насколько изменилась современная тувинская культура, какие позитивные и негативные процессы в ней происходят – это практически не исследованные проблемы. Однако глубокое философское и культурологическое изучение совсем не приветствуется властями, поскольку проявятся недостатки культурной политики.

После распада Советского Союза в общественной и культурной жизни его народов, особенно «титульных наций», начался процесс обращения к своему прошлому, к истокам и корням. Однако далеко не всегда он был осмысленным, часто это был откат назад, практически – к феодальным отношениям, к архаичным моделям поведения.

Под лозунгом «за возрождение культуры» в национальных республиках, не переросших феодальные отношения, началась, по сути, реконструкция клановой системы. К сожалению, государственные чиновники, представители власти, и не только в Туве, игнорируют обращения ученых – культурологов, философов, литературоведов, искусствоведов. Этот потенциал в республике практически никак не используется. Культурную политику создают достаточно формально чиновники от культуры, но не ученые, без консультаций со специалистами. Нет стратегии культурной политики, не ведется мониторинг культурного развития сельского и городского населения. Праздничные концерты и дипломы на различных фестивалях – это, по мнению чиновников, самый главный показатель развития культуры республики.

Современное тувинское общество должно осознать важность социально-психологических задач, разрабатывать комплексные программы выхода из глубокого духовного кризиса, что, кстати, непременно должно отразиться и на экономике республики. Тува относится к наиболее депрессивным районам России не только в экономике и производстве, но и в социальной сфере, здравоохранении. В республике один из самых низких показателей продолжительности жизни и один из самых высоких показателей доли населения, находящегося за чертой ниже прожиточного минимума. По переписи населения 2002 года, в Туве «средняя продолжительность жизни обоих полов составила 55 лет (у мужчин – 49,4; у женщин – 61,9), в сельской местности – 53,7 лет (для мужчин – 48,4; для женщин – 60,4» [аналитическая записка «Об итогах всероссийской переписи населения 2002 г. в Республике Тыва». – С. 24].

Есть две силы, способные вывести общество из глубокого кризиса: это государство, сотрудничающее с наукой (и гуманитарной), и духовные ценности национальной культуры, только эти силы могут придать мощный импульс развития. Таким путем шли страны Юго-Восточной Азии, где государство объединяет общество, а культура дает важную морально-психологическую поддержку людям ради выживания в трудных экономических условиях. Китайские философы справедливо утверждают, что «социальная гармония объявлена главным ценностным ориентиром развития современного китайского общества. Равенство, спокойствие, гармония были всеобщим идеалом, к которому с древности стремилось человечество» [Линь Яньмэй, «О теории социалистического гармоничного общества», «Вопросы философии», 2007, № 5. – С. 41]. Все достаточно просто и понятно, надо только прислушаться к мнению ученых, как это делается в Китае.

Очень часто говорится о национальной идее, а между тем опыт модернизированных стран Востока показал, что ею и должна быть сама национальная культура.

Изолировать национальную культуру нельзя, но надо сохранить ее базовые ценности. Одной из них является религия как важнейшая часть любой культуры. Разрушается институт традиционной тувинской семьи, меняется в сторону понижения роль отца как главы семейства. Забываются или сохраняются формально, без осмысления, обычаи и правила национального этикета, в частности, обращения с пожилыми людьми и детьми, забываются традиции воспитания. Искажаются традиции. Модифицируются обряды, в том числе свадебные, погребальные без учета народных этических норм.

Культура – это не просто песни, танцы, и даже не древнее горловое пение, а духовные этнические ценности. Пытаться сохранить традиции в старом виде невозможно, мир меняется. И люди, работающие на компьютере, не могут воспринимать его как их предки сто и более лет назад, но и те, и нынешние – это люди одной нации, представители одного народа. И объединять их должны, прежде всего, духовные ценности. Иначе культура Народная культура — не старинный сундукстановится генно-модифицированным продуктом, мутантом. Очень скоро этот процесс может стать необратимым. Ученые – обществоведы постоянно говорят, что культура в опасности в целом в России, и в национальных республиках в частности.

Особое значение, на государственном уровне, сейчас необходимо придавать воспитанию творческой личности. Для этого требуются реформы системы образования. Безусловно, это отход от традиционного, в частности, тувинского воспитания, требующего покорности и запрещающего выделяться, однако, надо понять, что это – то ценное качество, которое выработало западное общество и которое необходимо перенять в наше время представителям других азиатских культур. При этом творческая личность совсем не исключает личность, осознающую нравственную ответственность перед обществом, своим народом, страной, человека высокоинтеллектуального и культурно образованного.

Решение чисто экономических задач невозможно без решения задач духовного развития современного тувинского общества. На Востоке это поняли еще в XIX веке, на Западе об этом только сейчас говорят, обсуждают, а надо уже давно обдуманно действовать. Надо создавать в Туве действенные и реально работающие культурные программы с учетом особенностей менталитета и национального характера.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2020, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта