Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 20 января 2020 г.
27 августа 2012 Тува. Общество

"Полуюбилей" тувинского художника Валерия Елизарова

"Полуюбилей" тувинского художника Валерия ЕлизароваВсего 300 километров. Для местных просторов – не край света. Нет, всё-таки далековато перебрался Валерий Елизаров – в Ермаковское. За Буйбинский перевал, проще говоря, за грозную Полку.

Хотя при современных средствах связи человек вроде бы и рядом. Но хотелось посмотреть воочию, как любимый многими художник живет-творит. Тем более, повод оказался самый подходящий: мастеру 17 августа исполнилось 55, «полуюбилейная» дата.

Спасибо, главный редактор уважил желание увидеться с человеком, чья первая персональная выставка, яркая и запомнившаяся, прошла 20 лет назад (где и познакомились), отправил нас на заветное место в минувшую субботу.

Адрес – весьма символичный, как и многое в жизни Валерия Николаевича, – улица Российская. По стечению же обстоятельств куплен новый двухэтажный благоустроенный дом, рядом – 13 соток. Уже две зимы уроженец столицы Тувы провел в сельской местности, постепенно обустраивается. Смена жилья – это всегда как стихийное бедствие, а уж переезд – тем более.

Да и то хорошо, что оказался Елизаров недалеко от курирующего его здоровье много лет врача-спасительницы Марины Феденко, которая из Кызыла перебралась в Абакан. Это час езды, 100 километров. Регулярно у нее бывает на приеме, наблюдается, выполняет рекомендации. Этой весной к супругу присоединилась жена Марина, с которой вместе 17 лет. Энергичная, обаятельная женщина, надежда и опора «второй своей половинки», помощница и в творчестве. Смотришь на них – и искренне радуешься, что нашли друг друга на этой земле. При всей кажущейся разности характеров (он немногословен, а она эмоционально говорлива) понятно, пара – одно целое. И в бедах, и в радостях, проверен союз временем и испытаниями на поворотах судьбы.

…Машина несколько раз посигналила – тишина и спокойствие. Заходим в калитку, а из-за дома, со стороны зеленых грядок, появляется хозяин: в обычной футболке, в галошах – такой заправский дачник, но традиционный хвостик-причёска на затылке – на месте. Вроде и не расставались.

С ходу – «обзорная экскурсия» по участку. Оказывается, кроме дома и сарайчика для хознужд, тут ничего не было. Глазам – простор для обозрения: низкие палисадники с просветами, никаких высоких заборов. Аккуратно сложена, сказала бы, художественно (а как иначе?) поленница дров. Ровные грядки, несколько уже художественно обложены камнями, с урожаем овощей – на втором плане, а в центре участка – лужайка. Правда, как заметил хозяин, не полностью еще воплощено всё задуманное: будут и дорожки, и «фишки». Пока – травка, по углам – фруктовые саженцы. Хозяин сам смастерил теплицу и, конечно же, мастерскую – без нее никак.

"Полуюбилей" тувинского художника Валерия ЕлизароваА около «черного» входа уже есть уютное местечко для чаевничания и неспешных разговоров: стоит каменное изваяние-женщина, знакомая по вернисажам, есть овальный плоский камешек с вытесанными «фирменными» фигурками художника, уютно примостившийся среди цветов. Тут же – и настоящие петроглифы на отвалившемся сколе горы, да красавцы многоцветные, созданные самой природой, диковинные, с «наростами» с памятных речных перекатов. Их как-то и камнями не назовешь – произведения искусства. Мы же первым делом «поздоровались» со скульптурой у мастерской – это творение Люциана Долинского. О нем – позже рассказ. И этот кусочек родной Тувы вывезен сюда, памятные зарубки биографии.

Появляется Марина Михайловна, приглашает в дом – через парадную дверь. Кстати, нам чудно, они здесь не закрываются на замки: а зачем? Крыльцо – дело рук хозяина: красивое, овальное из природных камней. На века. Внутри ходишь – и удивляешься: попали в музей! Интерьер – со вкусом, каждая вещь прописалась на своём определенном месте.

Большая часть картин пока хранится под лестницей, но с удовольствием смотрим на «Мой белый бура» или «Спящую Монси», любимую собаку и полноправного члена семьи, которой уже нет. Есть живопись Деева, Изендеева – «узелки» связей крепкие. Оставался когда-то кусочек кожи, Елизаров натянул его на деревянную рамку, прикрепил термометр – здорово! А над эксклюзивом – «змейка», из коряги. Есть и стенд… археологических находок юбиляра, многое «шло» буквально в руки прямо на улицах Кызыла. Да, видимо, взгляд на поржавевшие «железяки» острый, замечает – поднимает. Рассматривает, оказывается, привет от предков. Мы в основной массе так не можем.

Для иллюстрации использована репродукция картины В. Елизарова "Кормление духа медведя", а также фото художника - газеты "Центр Азии"

Окончание следует

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2020, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта