Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 19 января 2020 г.
22 декабря 2010 Тува. Общество

Обрести себя. Как бухгалтер стал Верховным ламой Тувы

Обрести себя. Как бухгалтер стал Верховным ламой Тувы— Я старый человек, но юный буддист, — шутит о себе Николай КУУЛАР, Верховный лама республики Тыва. После распада Советского Союза и разрушения привычного уклада жизни 45-летний инструктор финансового отдела, перечеркнув прошлое, отправился изучать философию буддизма в Ленинград вместе с мальчишками, ещё не окончившими школу.

Принимали за японца

— До обретения веры я жил обычной жизнью советского человека. Окончил Новосибирский институт советской кооперативной торговли, завёл семью. Затем один уехал в родную республику: надеялся получить квартиру, которую в те времена выдавали молодым специалистам, но вскоре вернулся в Новосибирск к жене. Помните, это была эпоха страшного дефицита, когда продукты и вещи не покупали, а доставали. Благодаря моей колоритной внешности и характерному акценту меня часто принимали за японца и пропускали к прилавку без очереди, чем я беззастенчиво пользовался. Конечно, это был самый настоящий обман, который я осознал лишь в 90-х, когда буддистский наставник сказал мне: «Даже студент должен оплачивать свой проезд в автобусе. В противном случае он обкрадывает своё государство».

— Впервые же я столкнулся с буддизмом, когда серьёзно заболел сын, ему поставили диагноз «хроническая астма». Добрые люди посоветовали обратиться к ламе Шымбай-оолу Куулару, жившему неподалеку от Чадана (город в республике Тыва в 220 км от Кызыла. — Ред.). Именно он познакомил меня с главными обетами буддизма — не убивать, не прелюбодействовать, не воровать, не лгать, не употреблять алкоголь. Тогда же по его наказу я перестал пить.

К своему новому имени, под которым меня знают не как бухгалтера, а как камбы-ламу, — Тензин Цултим — я шёл непросто. Тензин означает «последователь учения Будды», Цултим — «нравственность». Так совпало, что 1991 год стал и годом распада нашей страны, и годом распада моей семьи. В республике начали твориться страшные вещи — русские и тувинцы перестали жить в мире. Жена забрала детей и уехала. Тогда я задал себе вопрос: «А кто же я такой на самом деле?» — и с головой ушёл в религию.

Я стал участником тувин.ско-буддистского общества, целью которого мы ставили возродить древнее учение в рес.публике. Ради служения вере пришлось уволиться с работы и вести почти отшельническую жизнь. Затем меня пригласили в Ленинград — для обучения философии буддизма. Вместе с мальчишками-школьниками в 45 лет я поехал в абсолютно незнакомый мне город.

Помню, в 1991 году в Иволгинском дацане (бурятском монастыре, центре российского буддизма. — Ред.) Его Святейшество Далай-Лама давал учение. Мы сидели на площади и с каждым днем продвигались всё ближе к его ногам. За неделю перебирания чёток у меня вздулись пальцы. Когда всех распустили, я неожиданно оказался на пути Далай-Ламы, который шёл к машине. Он пожал мне руку, взял за голову руками и дунул на лоб. Все мои болезни после этого исчезли — будто их и не было.

Атеисты тоже верят

Сейчас я точно знаю, что веру в своей душе носит абсолютно каждый. Мы верим Будде, мусульмане — Аллаху, христиане — Иисусу. Даже атеисты — они ведь верят, что Бога нет. Самая главная ценность — жить по заветам предков, уважая при этом культуру других народов. Буддистское учение — одна из самых древних религий. До страшных репрессий 30-х годов прошлого века в Тыве было возведено около 40 храмов и проживало почти 5 000 монахов. Выжить удалось только единицам, и именно они пронесли сквозь годы великие знания и оставили их для нас. Только с распадом СССР тувинцы стали понимать, кто они есть. Сегодня важно научиться жить по-соседски. В Сибири много лет живут в согласии и тувинцы, и хакасы, и буряты, и русские — десятки национальностей на одной территории. Нужно понимать, что нам несвойственен национализм — это европейское понятие и явление. У нас одно небо — незачем его делить и выяснять, кто лучше. Ведь основное правило буддистского учения — приносить пользу живым существам, не наносить им даже малейшего вреда. От нашего поведения зависит, кем мы станем в следующей жизни.

При этом я не отказываюсь от своего прошлого и никогда не забываю, что родился в Советском Союзе. Знаю точно: если взять 50% коммунизма, а 50% — демократии, то как раз получится учение Будды. Если бы наша страна была верна кодексу коммунизма, мы бы давно построили счастливое и светлое будущее, я уверен.

ДОСЬЕ

Николай Куулар родился в 1947 г. в селе Хорум-Даг республики Тыва. В 1967 г. поступил в Новосибирский институт советской кооперативной торговли на специальность «бухгалтерский учёт». Имя Тензин Цултим получил в 1992 г., когда принял пять начальных обетов генина. В 2010 г. выбран Верховным ламой республики Тыва.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2020, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта