Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 26 мая 2020 г.

Путешествие в другие миры

Путешествие в другие миры «Путешествие в другие миры: шаманизм народов Сибири» - выставка, представляющая крупнейшую в мире коллекцию Российского этнографического музея (РЭМ), посвященную шаманизму, откроется 18 мая. Как сообщили "Фонтанке" в музее, на выставке можно будет увидеть кетское и хантыйское мольбища и более 200 предметов шаманского культа 25 коренных народов Сибири, среди которых шаманская одежда и бубны, лечебные амулеты, бронзовые и латунные зеркала, посохи, изображения духов-помощников. Центральное место занимает комплекс предметов Шаманского чума. Он включает скульптурное изображение духов Верхнего и Нижнего мира, - духов помощников, сопровождавших шамана во время камлания и путешествия по мирам Вселенной.

Важнейшей частью являются алтайский, хакасский и эвенкийский бубны с изображением Вселенной, одежда бурятского шамана Дамба, эвенкийского шамана С.Урканова, чукотского шамана и корякской шаманки КолЯ, так называемого «превращенного пола», а также алтайского, селькупского, кетского, удэгейскаого и тофаларского шаманов. С помощью лечебных амулетов, бронзовых и латунных зеркал, посохов, изображений духов-помощников шаманов, представленных на выставке, можно будет восстановить в воображении  процесс «становления шамана», «промысловое камлание», направленное на достижение удачи во время охоты или рыбного промысла, а также гадание, лечение и проводы души умершего.

Впервые коллекции РЭМ, посвященные шаманизму, были показаны на выставке 1992 года: в советские годы «шаманская тема» была запретной и шаманизмом как направлением мало кто занимался. За прошедшие с тех пор 18 лет коллекции видели только посетители европейских музеев, по которым она  «гастролировала», но, по словам исследователей, за это время им удалось существенно продвинуться по пути изучения собрания, в частности, восстановить имена шаманов, которым принадлежали предметы и теперь одежда и атрибуты представленные на выставке «персонифицированы». Кроме того, в нынешней экспозиции более полноценно использован документальный материал. В частности, на экспозиции будет демонстрироваться фильм, в который вошли  съемки удэгейского шамана, сделанные в  1928 году года знаменитым  режиссером Литвиновым. Ккроме этих уникальных кадров, музейщики обещают показать видеозаписи камланий сделанные в 1941 году у тувинцев и 70-е годы у нганасанов.

По словам одного из авторов выставки Карины Соловьевой, в коллекции РЭМ храняться вещи, приобретать которые всегда было очень трудно, а сейчас просто невозможно. Но тем не менее, РЭМ обладает крупнейшей коллекцией по шаманизму в мире. «Мы владеем собранием из более чем 60 костюмов, у нас хранится единственное  мольбище – его привез от эвенков знаменитый ученый Макаренко. Часть именно этого святилища реконструирована на выставке».

Сам термин «шаманизм», применяемый сегодня к обозначению духовной традиции характерной и для народов Средней Азии, Африки, Китая, Северной и Южной Америки, а также Кореи обязан своим появлением народам Сибири. Он происходит от тунгусского глагола «СА», что означает «знать». Таким образом, слово определило саму суть явления: «шаман» - это «знающий человек», который осуществляет посредническую связь между миром духов и миром людей.

Считается, что выбор будущего шамана духи оставляют за собой. «Избрание» сопровождается особым психологическим состоянием – «шаманской болезнью», на время которой человек выглядит потерявшим рассудок, -  ищет уединения, иногда заговаривается. Сюжеты его снов схожи для всех культурных традиций: духи призывают человека стать шаманом, грозят смертью. Считалось, что если «заболевший» не потомственный шаман, то в него вселился дух того или иного умершего шамана или шаманки, который таким образом призывает его взять на себя  ответственность за судьбу соплеменников.  Такое «избрание» человека духами может произойти и в возрасте от 5 до 15, иногда в 20 или даже в 40-50 лет.

«Белые» и «черные» шаманы делили между собой сферы влияний. Считается, что «белые» шаманы могли камлать только небесным духам, а «черные», которые были связаны с подземным миром, только иногда, во время своих «путешествий» могли обращаться к небесным духам. Якутские, эвенкийские и бурятские шаманы считались самыми сильными в Сибири.

Фото Алексея Филиппова

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2020, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта