Песни кочевников о тоске по родине, безнадежной любви, дружбе и даже о политике XV-XVI веков прозвучали под аккомпанемент экзотических инструментов вроде игила (две струны, смычок - одна из древнейших музыкальных конструкций на Земле), бызаанчы (четыре струны на деревянном корпусе с кожаной стенкой), вертикальной флейты шоор или дошпулуура (прародителя банджо). Не обошлось и без разнообразных ударных, в том числе изобретенных или усовершенствованных самим исполнителем - Алексеем Сарыгларом. Воронежцы оценили, например, большой барабан кенгирге и сушеное конское копыто дуюглар.
Все инструменты у нас сделаны из натуральных материалов, которые применялись и в реликтовых формах: конский волос, кожа горного козла, крепкая сибирская лиственница, - рассказал участник коллектива Радик Тюлюш. - В мире ничего подобного нет (исключением может быть разве что хомус), поэтому если во время концертных туров что-то ломается, починить или заменить его крайне сложно.
Ну, а начинавший свою карьеру в джаз-рок-группе Саян Бапа доказал, что горловое пение хорошо сочетается и с акустической гитарой. Несмотря на несовершенство звуковой аппаратуры, концерт получился грандиозным.
Название "Хуун-Хуур-Ту" переводится лишь описательно: так на тувинском обозначают солнечные лучи, рассекающие облака или деревья в лесу. Сравнение характерное. Музыканты-хоомэйжи подражают звукам природы, звону стремян, ржанию и храпу лошади, топоту копыт. Причем в арсенале внимательных тувинцев этих звуков великое множество. Особое место занимает все, что связано с конями. Немногие знают, что только в Исландии и Туве лошадь обучают пяти ходам - в отличие от стандартных трех (иноходь, рысь и галоп). В языке тувинцев предусмотрена целая "палитра" слов для оттенков конской масти. Львиная доля песен обращена к лошадям как к лучшим друзьям кочевника, и даже в обращениях к возлюбленной можно встретить слова "сердце мое от волнения стучит так же, как копыта моего коня".
Гудящий, гортанный, навевающий европейцу ассоциации с космосом звук тувинцы извлекают, искусно управляя диафрагмой и связками. Один вокалист способен петь двумя или даже тремя "голосами", и разница между взятыми нотами может достигать четырех октав.
- Физически мы не отличаемся от других людей, просто умеем возбуждать так называемые спящие, или фальшивые связки, которые в обычной жизни бывают задействованы только при глубоком кашле или крике, - пояснил Саян Бапа. - Ученые в Нью-Йорке вставляли нам в нос и рот маленькие камеры, чтобы понять, как рождается звук. Как и другие вокалисты, хоомейжи берегут связки. Если капилляры там порвутся, то голос можно и вовсе потерять! В то же время пение укрепляет организм. Я, например, лет 30-40 не болел ангиной и простудой - во время выступлений разогревается горло, пресс, грудь, череп. Это напряжение, но напряжение радости!
По официальной версии, "открытием" тувинского горлового пения мир обязан нобелевскому лауреату по физике Ричарду Фейнману. По его "наводке" в 1987 году в республике побывал с этнографической экспедицией этномузыкант Теодор Левин, который впоследствии и устроил квартету "Хуун-Хуур-Ту" первые зарубежные гастроли. Группа быстро завоевала популярность на Западе, играла в самых престижных залах и сотрудничала с выдающимися музыкантами разных стилевых направлений. Считается, что "Хуун-Хуур-Ту" - самый известный в мире российский коллектив, причем не только в сегменте world music.
Наша музыка импровизационная: издавна так пели и играли старики, им мы и подражаем. Все хоомейжи были мультиинструменталистами, благодаря этому в звучании много красок. После революции в Туве народное пение было не в почете. Старинные инструменты уничтожались, страдали и сами музыканты. Нам пришлось собирать сведения, подобно археологам, в поездках по республике: традиция горлового пения передается только из уст в уста, - добавил Саян Бапа.
Обычно концерты группы начинаются со своеобразной молитвы, пришедшей из шаманизма. Тувинцы верят в вечное синее Небо-Отца и Мать-Землю, обращаются с просьбами к духам. Но в основном поют о своей жизни, о времени, о любви к земле, природе и женщине. Старейшина коллектива Кайгал-оол Ховалыг и сам сочиняет песни, но 90-95 процентов репертуара "Хуун-Хуур-Ту" составляют песни XIII-XVII веков.
- Традиция не может быть засушенной: мы воспринимаем ее в своем времени, в своих обстоятельствах и со своими эмоциями, и даже когда поддерживаем в целости - неизбежно пропускаем через себя. Да, кто-то назовет и нашу музыку новоделом, но мы так не считаем, - подчеркнул Саян Бапа. - На наш взгляд, тувинское горловое пение вполне может развиваться и в тесном контакте с традициями других народов, но взаимное влияние должно быть мягким. Мы не можем запретить ди-джеям по всему миру использовать наши треки, как это происходит сейчас. Да и сами сотрудничаем с ди-джеем из Калифорнии - но опыты, связанные с электронным звучанием, конечно, на любителя. "Хуун-Хуур-Ту" - за деликатное отношение к традиции. У нас был масштабный проект с женским болгарским хором и джазовым коллективом Moscow Art Trio: целых 26 человек выходило на сцену. Мы пытались найти и, мне кажется, нашли некий консенсус, общий корень, ведь в русской и болгарской культуре есть "следы" тюркских народов. То был красивейший микс. Но он оказался слишком дорогостоящим в исполнении. А простое соединение нескольких культурных течений, думаю, неоправданно. Надо искать глубже.
Справка "РГ"Тувинское горловое пение (хоомэй) складывалось тысячелетиями в среде кочевников на основе и шаманских практик. В нем различают три основных стиля и до десяти производных. Похожие музыкальные традиции существуют в разных регионах Азии, но, по мнению специалистов, базовым среди них была именно Тува. В записках путешественников начала ХХ века говорится, что искусством хоомэй здесь владел каждый второй мужчина. В некоторых семьях на этом даже "специализировались" - из такой происходит, в частности, солист "Хуун-Хуур-Ту" Кайгал-оол Ховалыг. Все известные монгольские, хакасские, алтайские горловики вышли из родов, которые исторически обитали недалеко от Тувы. И сегодня многие приезжают сюда учиться петь. Специальных методик для этого нет - главное уметь слушать хоомэйжи и свой организм. Некоторые иностранцы освоили горловое пение по аудиозаписям настолько, что выступают в республике на фестивалях.