Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 19 октября 2021 г.

Урянхайский лук объединил тувинцев

Урянхайский лук объединил тувинцевДо сих пор в Туве нет однозначного ответа, является ли их народ частью монголосферы. Великие полководцы Чингисхана – Джельме и Субэдэй-багатур были урянхайцами, но могут ли тувинцы называть себя таковыми? 

По склонам Алтайских гор издревле кочевали тувинцы – прямые потомки древних тюрков и уйгуров, вошедшие в монголосферу в XIII веке. Ученые затрудняются ответить окончательно на вопрос, были ли нынешние монголоязычные урянхайцы Алтая, соседи алтайских тувинцев, такими же тувинцами, со временем перешедшие на монгольский язык. 

Или они изначально были монголоязычными? Скорее всего, под общим этнонимом урянхай, были объединены и монголоязычные и тюркоязычные кочевники Алтая. Только в XX веке на основе марксистской теории их начали делить на монголоязычных урянхайцев и тюркоязычных тувинцев, хотя они осознают свое единство. Это отражается у них во многом. Одним из таких общих атрибутов является поголовное занятие стрельбой из лука урянхайского типа. У всех школьников-урянхайцев и тувинцев имеется свой лук, и они приносят их с собой из дома на занятия физкультуры в школе. 

Урянхайский лук отличается от остальных монгольских луков тем, что он больше по размеру и в нем используется стрела с большим округленным наконечником. Вообще лук и стрелы  в жизни тувинцев имеют особую магическую роль. Они считаются священными, нельзя без разрешения прикоснуться к чужому луку. У детей на верхней одежде пришивают образ лука в районе лопатки для оберега от нечистой силы. И у тувинцев и у урянхайцев общая тамга в виде лука. Разные роды имеют некоторые дополнения в виде стрелы или солнца и луны. После распада Монгольской империи алтайские урянхайцы оказались в составе ойратов и  активно участвовали в их политической жизни и этногенезе. Как жители Алтайских гор и меткие стрелки, они добывали ценную пушнину для двора Хунтайджи, верховного правителя Джунгарского государства. 

Они были незаменимыми воинами ойратской армии, когда она действовала в горных районах Центральной Азии. Приведем только один пример. В конце 1716 года небольшая джунгарская армия вторглась в Тибет и молниеносно завладела ее столицей. Лхаса перешла под начало ойратов, которые  успешно отбивались от империи Цин в течение трех лет. Армия Церендондуба-старшего была укомплектована в основном из горцев-урянхайцев. После одного сражения, еще до падения Лхасы, хошутская армия взяла в плен около десяти джунгаров. Хошуты были тоже ойраты, но передавшиеся империи Цин, под командованием Лацзан-хана, хошутского правителя Тибета. В их донесении говорится: «После пытки пленные джунгары доложили: - Мы потеряли в сражении 50-60 человек убитыми. Цеванрабдан хунтайджи узнал от паломников, что у Лацзан-хана монгольских войск мало и тибетцы Кукунора не слушаются его сына Сурцза. Поэтому он, выдав Церендондубу старшему около 3000 войск отправил в поход в 10 месяце прошлого года. В пути израсходовали весь скот, потеряв в далеком заснеженном сложном пути. Шли, едучи собачину. Достигнув пределов Тибета, стали конфисковать скот у населения, объявляя им, что якобы мы сопровождаем Галданданчжина, сына Лацзан-хана. За измождением оставили 500 воинов в пути. В этой армии собственно наших олетов мало, а прибыло много урянхайцев. Судя по тому, что в том сражении против нас использовались большие стрелы с большими наконечниками, полагаем что действительно много урянхайцев прибыло». Чиновники Лацзан-хана эти сведении сообщили маньчжурским властям, как союзникам. 

Потомки тех славных бойцов, совершивших дерзкий рейд по безлюдной пустыне Такла-Макан и заснеженным вершинам Кунлуньских хребтов, алтайские урянхайцы и тувинцы Монголии спустя веков продолжают заниматься стрельбой из лука, как им завещал полководец Джельме, верный соратник Чингисхана. По преданиям алтайских урянхайцев и тувинцев, именно Джельме установил правила игр по стрельбе из лука среди урянхайцев. Каждый год первенство Монголии по стрельбе из лука на празднике «Наадам» оспаривают между собой представители двух окраин Монголии – урянхайцы и буряты. 

Автор: Батмунхийн Элбэгдорж 

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2021, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта