Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 13 декабря 2019 г.

Проект пантюркизма

Проект пантюркизмаПрезидент Азербайджана продолжает получать поздравительные телеграммы в связи с 94-ой годовщиной зарождения Азербайджанской республики, и, сегодня, как представляется, самое время рассказать о целях порождения Турцией этого политического образования.

 

Считается, что зарождение Азербайджана стало возможным благодаря краху царизма и распаду Российской империи. Однако это обстоятельство сыграло лишь роль катализатора для широко проповедуемой среди тюркских народов и племен идеи создания единого государства под главенством Турции – пантюркизма. Интересно, что первыми идеологами пантюркизма были не жители Турции, а подданные русского царя: Юсуф Акчура, Исмаил Гаспринский, Ахмед Агаев, Али Гусейнзаде и другие. Однако проповедуемые ими идеи нашли благодатную почву именно в Турции, испытывавшей кризис идеологии османизма.

 

С начала ХХ века Турцию сотрясали революционные выступления, локомотивом которых было движение младотурок. Младотурецкая революция постепенно добивалась успеха, однако периодом их окончательной победы следует считать 1914 год, когда национально-освободительная борьба балканских народов, а также армян и арабов, неудачная для Турции итало-турецкая война и Балканские войны окончательно развеяли иллюзии османизма. Именно после этих событий младотурки, окончательно прибравшие власть в Турции, обратили взоры на Восток, к тюркоязычным народам. Младотурки развернули взгляды турок вспять, туда, откуда в регион Ближнего Востока и Передней Азии перекочевали их предки. Надо сказать, что к этому времени само слово «турок» имело в Турции бранный, оскорбительный оттенок, и младотуркам, а затем и Мустафе Кемалю (Ататюрку) пришлось приложить немало усилий для реанимации исконного значения этого слова.

 

Между тем, Турция в качестве ведущей силы идеологии пантюркизма и лидера гипотетического общетюркского государства выглядела хромой уткой: потеряв большую часть своих владений на западе и юге, она вдруг осознала, что является единственным в мире полноценно функционирующим тюркским государством. Таким образом, попытка объединения тюркских народов под своим началом грозила Турции столкновениями с государствами – в первую очередь, Россией – на территории которых находились тюркские этнические массивы.

 

Надо сказать, что к началу ХХ века между Турцией и Россией уже имели место ряд кровопролитных войн, и эти государства являли собой классический пример геополитического дуализма. С этой точки зрения взятая Турцией на вооружение идеология пантюркизма стала удобным подспорьем для развала России, на территории которой проживали несколько тюркских и тюркоязычных народностей. Роль Турции, как и роль Ленина, Германии и турецко-германского агента Парвуса в октябрьском перевороте все еще ждет своего непредвзятого исследователя, а пока просто констатируем, что распад Российской империи создал для Турции возможность породить первое тюркское государство в Южном Кавказе – Азербайджанскую республику.

 

Азербайджанская республика – проект пантюркизма – расположена на территории автономных народов, сопротивление которых было подавлено турецкой армией под командованием генерала Нури Киллигиля, сводного брата Энвера, идеолога и практика пантюркизма, одного из лидеров младотурецкой партии «Иттихад ве теракки», военного министра Турции. С самого начала 1918 года армия Нури, действуя вместе с примкнувшими к ней разбойничьими отрядами закавказских турок, планомерно уничтожала очаги сопротивления, «расчищая место» для нового тюркского образования. К концу мая 1918 года совместные силы анатолийских и закавказских турок захватили значительную часть правобережья Куры, что дало возможность и «основание» для провозглашения Азербайджанской республики.

 

Надо сказать, что продвижение турецких войск не было легкой прогулкой: достаточно указать, что попасть в Баку, провозглашенный столицей Азербайджана, правительству этого образования удалось лишь 15 сентября 1918 года. Исстари проживающие на этой территории армяне, лезгины, аварцы, талыши и другие народы оказывали турецкой экспансии яростное сопротивление. Тем не менее, к середине сентября 1918 года значительная часть территории современной Азербайджанской республики оказалась во власти узурпаторов.

 

Начиная с названия нового государственного образования, все последующие действия турок были направлены на претворение идей пантюркизма. В частности, провозглашенная Азербайджанской республикой территория никогда в истории не носила это название: Азербайджан – это в основном населенный тюркоязычными иранцами северный регион Ирана, названный так со времен Александра Македонского. Назвав новое тюркское образование Азербайджаном, пантюркисты заложили «основы» для будущих территориальных притязаний к Ирану, что, кстати, мы сегодня имеем возможность видеть.

 

Экспансия турецкой армии в Закавказье была прекращена с поражением Турции в Первой Мировой войне и заключением Мудросского перемирия на острове Лемнос 30 октября 1918 года. Согласно статье 11 перемирия, Турция вынуждена была вывести свои войска из Закавказья. Однако к тому времени она успела вырезать свыше 250 тысяч армян, десятки тысяч удин – христиан, лезгин, талышей, русских… Тем не менее, планы пантюркизма в этом регионе не были претворены до конца. В частности, Турция не успела добиться общей границы с Азербайджанской республикой.

 

Следует отметить, что после вывода большей части турецких войск из «Азербайджана», войска этого образования стали терять завоеванные турками позиции. На юге была провозглашена Талыш-Муганская республика, на севере восстали лезгины и аварцы, на западе армянские подразделения громили азербайджанских аскеров. В условиях повсеместного обвала фронта Азербайджанская республика вынуждена была искать новых союзников, и пригласила большевиков. Решение это, скорее всего, было принято по совету Турции. Основанием для этого предположения является сохранившийся в архивах текст турецко-азербайджанского военного союза от 29 октября 1919 года, статья 10 которого указывает на абсолютную подчиненность Азербайджанской республики Турции: «Азербайджанское Правительство обязуется не заключать какое бы то ни было соглашение с внешними Государствами без ведома и одобрения Оттоманского Правительства».

 

Пригласив войска Красной гвардии, спешно советизировавшийся Азербайджан сумел сохранить подконтрольную ему к тому времени территорию. Более того, уже при советской власти территория Азербайджана была наращена армянскими Арцахом – сумевшим отстоять от турецкой экспансии горные регионы края – и Нахиджеваном. Передача Арцаха и Нахиджеванского края Азербайджану явились серьезным успехом политики пантюркизма. Особенно важно было для Анкары добиться передачи Азербайджану Нахиджевана, ибо посредством этого эксклава Турция заполучила общую границу с Азербайджаном. Для претворения этой задачи Турция просто обманула большевиков, пообещав им поддержку для распространения революции на Востоке.

 

Собственно передача армянского края Азербайджана прошла в два этапа, первый из которых являет собой уникальный в истории случай: согласно Московскому договору от 16 марта 1921 года, два государства – Турция и Россия – договариваются о передаче этнической армянской территории новорожденному Азербайджану. Более того, согласно тексту договора, большевистская Россия «обязуется предпринять в отношении Закавказских Республик шаги, необходимые для обязательного признания этими Республиками в договорах, которые будут заключены ими с Турцией, статей настоящего договора, непосредственно их касающихся». Выполнить это обещание в условиях красного террора большевикам ничего не стоило.

 

Не менее уникально выглядела передача Азербайджану Арцаха. Достаточно сказать, что единственным документом, «обосновывающим» включение армянского края с практически 100-процентным армянским населением в пределы Азербайджанской ССР является… решение партийного органа третьей страны – России.

 

Проиграв войну, Турция победила за столом переговоров, что дало возможность Азербайджану продолжить политику пантюркизма на доставшейся ей территории.

 

Азербайджану мало было заполучить армянские земли, их было необходимо «освободить», так как наличие на этой территории армянского населения превращало планы по претворению проекта пантюркизма в бессмысленную фикцию. В первые десятилетия после установления советской власти и передачи Азербайджану Нахиджевана, Арцаха и Утика, основной упор был сделан на Нахиджеване. Выбор «цели» определялся географическим расположением примыкающего к Республике Армения края, а также тем важным обстоятельством, что именно на участке Нахиджевана Турция имела общую границу с Азербайджаном.

 

Задачу выживания армян из Нахиджевана Азербайджан решил достаточно быстро. Этому способствовали два важных обстоятельства: а) автохтонное армянское население края сильно – более чем наполовину – сократилось в годы экспансии Турции в регион (1918-1920, 1921) и в период большевистской «чистки»; б) объявив Нахиджеван «приграничным регионом», Азербайджан максимально затруднил связь края с Арменией.

 

С Утиком и Арцахом все было несколько иначе. Во-первых, эти древние области в горных частях сохранили компактность проживания армянского населения. Так, сегодня мало кто помнит, что еще в начале 1988 года можно было из Тавушского региона Республики Армении пройти в Шамхорский район, затем, пройдя через Дашкесанский, Ханларский, Шаумянский, Мартакертский районы и слабо населенный Карвачар, выйти к Варденисскому району Армении, и при этом не встретить ни одного закавказского турка! Во-вторых, у Азербайджана не было никакой возможности изолировать этот огромный регион. Все это стало причиной применения бакинскими пантюркистами в этом регионе более разноплановой тактики, направленной на выживание армянского населения.

 

Так, процент мобилизованных на фронты Второй Мировой войны по всей Азербайджанской ССР был в три раза меньше, чем процент мобилизованных из армянских регионов Арцаха и Утика, соответственно 11 и 33. При этом следует подчеркнуть, что не менее высоким был процент мобилизованных на войну из населенных другими автохтонными народами регионов Азербайджанской ССР. План Азербайджана по призыву выполняли армяне, талыши, лезгины, аварцы, удины и другие автохтонные народы.

 

Столь же оригинально выполнил Азербайджан спущенный Москвой «план» по аресту и высылке в Алтай мусаватистов. В 1948-1949 годах подобные «планы» были спущены всем трем закавказским советским республикам: Армении обязали арестовать и выслать дашнаков, Грузию – меньшевиков, Азербайджан – мусаватистов. Как рассказывают сами ссыльные, все три республики сослали в Алтай в основном… армян. А поскольку в ссыльных лагерях их расселяли по «партийной принадлежности», то картина получилась трагикомическая: и дашнаки, и «мусаватисты», и «меньшевики» оказались армянами!

 

Другой прием, используемый Азербайджаном для вытеснения армян из Арцаха и Утика, носил коммуникационный характер. Его применение началось еще в 1923 году, когда под давлением Москвы Азербайджан был вынужден исполнить решение КавБюро и создать армянскую автономию. Как известно, в самом решении КавБюро центром автономии предписывалось сделать Шуши, однако Азербайджан поступил иначе: центром автономии был избран Степанакерт. Это решение носило не только политический, но и этнический и военно-стратегический характер.

 

Шуши, армянское население которого было вырезано в марте 1920 года, при расстоянии по прямой менее чем три километра, расположен выше Степанакерта на 750 метров. Это – одна из причин, по которой для центра автономии был выбран Степанакерт, далеко не самый крупный населенный пункт области. Армяне, по замыслу Баку, каждый раз, поднимая глаза вверх, должны были видеть населенный закавказскими турками Шуши. Остальные причины имеют более практичный характер: Шуши расположен на дороге в Армению; лишенный статуса центра армянской автономии, Шуши терял возможность вернуть армянское население; наконец, Азербайджан, прекрасно понимая несправедливость и незаконность включения армянского края в пределы Азербайджанской ССР, желал сохранить за собой природную крепость, каковым является Шуши.

 

Стоит привести еще несколько примеров, подтверждающих нацеленность политики Азербайджана на вытеснение армянского населения автономии. Так, в том же 1923 году между армянской автономией Арцаха и Республикой Армения было создано просуществовавшее всего несколько лет искусственное образование «Красный Курдистан». После того, как территория «Красного Курдистана» полностью стала турко- и курдонаселенной, образование было упразднено.

 

Дороги в автономии были проложены таким образом, что чтобы проехать из одного – любого – армянского райцентра области в другой, необходимо было выехать за пределы области, проехать населенный закавказскими турками крупный по местным меркам город и вновь въехать в область. Армяне, по замыслу пантюркистов, всегда должны были чувствовать зависимость от закавказских турок.

 

Надо особо отметить, что, вопреки решению КавБюро, за пределы автономии для населенной армянами горной части Арцаха был выведен населенный практически на 100 процентов приграничный с Мартакертским Шаумянский район. Не довольствовавшись этим, Баку просто закрыл существовавшую до того дорогу между двумя армянскими (и армянонаселенными!) районами, лишив проживающих там армян возможности общения. Например, чтобы проехать из крайнего селения Талыш Мартакертского района в ближайшее селение Карачинар Шаумянского района (расстояние примерно в 5 километров), необходимо было сделать крюк километров в 70.

 

Схожая ситуация была и в Утике. Дороги из райцентра Шаумян в райцентр Ханлар, из Ханлара в райцентр Кархат (Дашкесан) была только объездной и проходила через Кировабад (Гандзак). В этой ситуации уже излишним кажется говорить о том, что практически все крупные армянские села и были отрезаны не только друг от друга, но и от рынков. Армянские крестьяне были лишены возможности реализовать произведенную продукцию на рынках, что способствовало опустошению деревень.

 

Армянское население Азербайджанской ССР было лишено смысла получать обучение на армянском языке, так как в государственных учреждениях республики, вопреки конституции, армянский язык находился под запретом. Для получения высшего и среднего специального образования лица с армянским образованием вынуждены были выезжать в Армению и оставаться там, ибо соответствующей работы в Азербайджане просто не было. Схожая ситуация сложилась и для получившего образование на русском языке армянского населения Азербайджана. Вытеснение грамотной части армянского населения из Азербайджана преследовало решение практических задач и лишало оставшееся армянское население республики образованных лидеров.

 

Нельзя сказать, что автохтонное армянское население Азербайджанской ССР не понимало нависшей над ними угрозы вытеснения и ассимиляции. Пример Нахиджевана, а также последовательные и продуманные действия руководства Азербайджана по вытеснению армянского населения, неоднократно приводили к письмам и петициям в Москву, стихийным акциям протеста, а иногда и ожесточенным столкновениям на национальной почве. Так, достаточно крупные столкновения, приведшие к жертвам, имели место в Степанакерте (1964 и 1967 гг.), крупном селе Ханларского, (позднее – Дашкесанского) района, Бананце (1969г.), Кировабаде (1959, 1972 гг.), селе Чардахлу – Шамхорского района (1987г.). Объективности ради надо сказать, что перечисленные и другие неупомянутые столкновения на национальной почве являлись следствием не только дискриминационной по отношению к армянам политики Азербайджана: в немалой мере они были отражением цивилизационной и этнической несовместимости армянского народа и еще недавних кочевников – закавказских турок. А руководство Азербайджана искусственно (и искусно!) раздувало эти противоречия.

 

Сегодня мы вправе констатировать: национально-освободительное движение армянского населения Арцаха не только привело к созданию нового независимого государства – Нагорно-Карабахской – Республики Арцах, но и создало возможность для армян края жить на своей Родине. В свою очередь, Республика Арцах стала той непреодолимой преградой, что стала на пути претворения человеконенавистного и расистского проекта под названием «Пантюркизм».

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

  1. от lamajaa

    12 июня 2012 18:38
    Уважаемые коллеги, напоминаю, что перепечатки текстов с других ресурсов мы осуществляем не по принципу согласия с автором/изданием, а для того, чтобы обратить внимание специалистов на ту или иную публикацию в дискурсе определенной тематики. Данная публикация может рассматриваться как один из материалов для анализа политологами по проблематике идеологий и пр. Нам были бы интересны ваши мнения. Наиболее интересные отклики мы готовы опубликовать на страницах нашего журнала
    • 23 комментария
    • 9263 публикации
    • Статус: Пользователь offline
Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2019, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта