Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 29 марта 2024 г.

Современное состояние оленеводства в Республике Тыва

Современное состояние оленеводства в Республике ТываСовременное состояние оленеводства в Республике ТываАннотация: В статье анализируется социально-экономическая и этнокультурная ситуация в местах проживания оленеводческого населения Тувы, в частности в Тоджинском кожууне. Материалами для анализа выступили статистические, архивные данные, а также результаты опросов, которые проводились в Тодже в 2007–2011 гг.

Статья написана при финансовой поддержке РГНФ (проект №11-11-17001 а/Т «Оленеводческие народы Саянского нагорья»).

Ключевые слова: оленеводы, трансформация, коренные малочисленные народы РФ, оленеводческое хозяйство.

A modern state of deer farming in Tuva 

Biche-ool S.M., Samdan A.A. 

 Article prepared with the support of Russian Scientific Fund for the Humanities (project #11-11-17001 a/T "Reindeer herders of Sayan highlands").

Abstract: Article analyzes social, economic and ethnocultural situation in the communities of reindeer herders in Tuva, particularly, in Todzha district. Analysis is based on materials of statistics, archives and results of polls held during the period of 2007-2011.

Keywords: reindeer herders, transformation, indigenous small ethnic communities of Russia, deer farm.

Идея обратиться к исследованию жизни оленеводческого населения Тоджи появилась в условиях, когда в 1990-е гг. после распада СССР реформы приняли кризисный характер, сопровождавшиеся экономическим разорением, упадком сельского и, в первую очередь, оленеводческого хозяйства. Оленеводы Тувы в 2000 г. получили новое статусное положение в связи с тем, что тувинцев-тоджинцев включили в список «Коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» (КМНСС и ДВ). Включенность тувинских оленеводов в состав народов КМНСС и ДВ расширяет их права на традиционный образ жизни, благоприятную исканную среду обитания и позволяет им находиться под защитой государства и ассоциации КМНСС и ДВ РФ. В списочный состав вошли территории: сумон Азасский — село Адыр-Кежик с зарегистрированным по месту жительства населением, составляющим 1297 чел., Сыстыг-Хем —178 чел., Ырбан — 363 чел., Ий — 1284 чел. и Чазылары — 138 чел. Итого 3260 человек. Таким образом, тувинцы-тоджинцы составили 55,2% от всего населения кожууна.

Особый интерес к району обусловлен также тем, что Тоджа — самая южная оленная зона России, с оленеводами, имеющими особый таежный менталитет.

Для опроса методом анкетирования были использованы материалы этносоциологических исследований докторов наук Ю. В. Арутюняна и З. В. Анайбан. Вопросы в анкете были составлены в основном для оленеводческого населения и членов их семей, проживающих в поселках и районном центре. Согласно выборке было опрошено 320 человек. При сборе первичных данных были использованы методы опроса и наблюдения.

Сойоты (Бурятия), тувинцы-тоджинцы (Тува) и цаатаны (Монголия) — родственные по языку, по типу использования оленей хозяйстве, по культуре народности. Они прошли различные этапы своего политического и социально-экономического развития. Кочуя по высочайшим горным хребтам Саян (от 2000 и более 3000 м над уровнем моря) и живя согласно законам природы, оленеводческие народы создали уникальную духовную и материальную культуру, признанную сегодня неотъемлемой частью мировой цивилизации.

Оленеводство — одна из специфических отраслей животноводства. О времени и центрах возникновения оленеводства существуют различные точки зрения. С. И. Вайнштейн развил точку зрения о происхождении оленеводства на Саяно-Алтайском нагорье. Причем он обосновал моноцентричный характер возникновения оленеводства в данном регионе (Вайнштейн, 1972: 99–125; 1989: 109). Известно, что в районе Восточных Саян, по археологическим данным, у скотоводов Южной Сибири в I тыс. до н.э. имелись одомашненные олени, а на рубеже нашей эры их использовали уже в качестве транспортных животных (Шнирельман, 1980: 180). Это дает основание говорить, что место возникновения оленеводства в Азии –территория Саяно-Алтайского нагорья.

Современное состояние оленеводства в Республике ТываВ Республике Тыва оленеводческое население сосредоточено в северо-восточной и юго-восточной частях Тувы, в Тоджинской и Тере-Хольской котловинах. Это красивейшие и богатейшие (по полезным ископаемым) районы Тувы. Оленеводы горно-таежной зоны Восточных Саян издревле привлекали к себе внимание путешественников, ученых и торговых людей (Пестерев, 1793: 55; Покровский, 1914: 272; Африканов, 1890; Георги, 1777; Каррутерс, 1914: 219; Ермолаев, 1924; Сафьянов, 1880: 36–38). Огромный вклад в изучение жизни и быта оленеводов Тоджи внесли советские ученые  Г. Ф. Дебец, М. Г. Левин, Л. Р. Кызласов, Е. Д. Прокофьева, В. И. Дулов и С. И. Вайнштейн, написавший капитальный историко-этнографический труд «Тувинцы-тоджинцы» (Вайнштейн, 1974). Примечательно, что посетившие в начале XX в. Урянхайский край ученые Ф. Я. Кон (Кон, 1903; 1934) и П. Е. Островских (Островских, 1898) вошли в 1924 г. в состав особого советского правительственного органа — Комитета содействия народностям северных окраин (Комитет Севера) при ВЦИК РСФСР. Полагаем, что и Ф. Я. Кон, и П. Е. Островских, и работа Комитета Севера не могли не оказать влияния на преобразования, которые вскоре начались и в Тувинской Народной Республике (1921–1944 гг.) у оленеводческого населения Тоджи.

В политике правительств Тувинской Народной Республики (1921–1944 гг.), Тувинской автономной области (1944–1961 гг.), Тувинской АССР (1961–1991 гг.) по отношению к оленеводческому населению Тоджи с первых шагов преобразовательных процессов преобладала политика государственного патернализма. Вопросы оленеводческого жизнеобеспечения, здравоохранения и культурного строительства на протяжении всего периода развития тувинской государственности были под особым вниманием государства и имели достаточно серьезную поддержку). Особенно это ощущалось в начальные годы ТНР, когда правительство ТНР при поддержке Тувинской народно-революционной партии (ТНРП) проявляло намерения улучшить жизненный уровень оленеводческого населения Тоджи. С 1930-х гг. по инициативе управленцев, партийцев в целях планирования и развития хозяйства велся ежегодный учет «количества душ, хозяйств и скота» (ЦГА РТ. Ф. 92, оп. 1, д. 313, л. 21–23). Если в 1930 г. при наличии 524 хозяйств и 2027 «душ» насчитывалось 6354 голов оленей, то в последующие годы поголовье оленей увеличивалось. К 1936 г. оленей насчитывалось уже 11557, в 1937 г. — 13457, в 1939 г. — 16555, а накануне войны их численность достигла 19000 голов (Кызыл-оол, 1971: 201). По Тоджинскому кожууну (району), по переписи 1931 г., были взяты только два сумона (Бий-Хем, Азас) из пяти. По этим двум сумонам численность обоего пола составила 2115 чел., из них грамотными оказались 111 чел. (мужчин — 80 чел., женщин — 31 чел.). Несколько выше показатели по партийному членству: мужчины — члены ТНРП — 211 чел., женщины — 45 чел.; мужчины — члены ТРСМ (ревсомол) — 114 чел., женщины — 56 чел. Благодаря ежегодному увеличению ассигнований правительства ТНР на нужды здравоохранения в кожууне удалось в короткие сроки создать медико-санитарную сеть с советским оборудованием и квалифицированными врачами. К 1939–1940-м гг. Тоджинский кожуун достиг значительных результатов в своем социально-экономическом и культурном развитии. При этом, наряду с нововведениями в хозяйственной и культурной жизни, у оленеводческого населения сохранялись традиционная система передвижения кочевок, а также свободный выбор рода деятельности. И сегодня следует признать, что благодаря этой политике, единственно возможной в то время, в жизни оленеводческого населения Тоджи были достигнуты позитивные результаты.

С началом Великой Отечественной войны жители Тоджинского района, как и все население ТНР, выразили готовность оказать помощь и принять непосредственное участие в борьбе советского народа против гитлеровского фашизма. Вся экономика Тоджи была направлена на помощь фронту. Забивали тысячи оленей, крупного рогатого скота для Красной Армии. На фронт ушли лучшие сыны Тоджи. Семьи оленеводов сдавали пушнину, личный скот, в фонд обороны собирали одежду жителям западных районов СССР.

В 1944 г. после вступления Тувы в состав СССР Тоджинский кожуун преобразовывается в Тоджинский район Тувинской автономной области РСФСР. Как по всей ТАО, так и в Тоджинском районе стали создаваться колхозы. Они создавались на основе нового советского сельскохозяйственного устава. В соответствии с единым уставом в вечное и бесплатное пользование сельхозартелям передавались пахотные, сенокосные, пастбищные и другие угодья. В 1949 г. в Тодже было создано два колхоза: «Советская Тува» и «Первое Мая». В колхозы вошло свыше 80% всех хозяйств. Одновременно с созданием колхозов осуществлялся переход оленеводческого населения на оседлость. Оседание проходило не просто. Однако колхозы организационно крепли, а семьи оленеводов, получая поддержку и помощь от государства, переселялись в дома. В 1950–1960-е гг. высокие показатели по добыче пушнины, увеличению поголовья оленей и повышению продуктивности животноводства сделали тоджинские сельхозпредприятия — колхозы «Первое Мая» и «Тоора-Хем» — миллионерами. Тогда в оленеводческих хозяйствах тоджинцы получали до 98 голов оленят от каждых 100 важенок. К концу 1970-х гг. во всех категориях хозяйств насчитывалось уже 11,6 тыс. оленей, постепенно приближаясь к численности оленей довоенного времени. В перспективных планах оленеводов на 1980-е гг. предусматривались мероприятия по увеличению продукции оленеводства путем интенсификации и роста поголовья оленей. Предполагалось довести увеличение поголовья оленей до 22 тыс. голов. В последующие годы вплоть до 1990-х гг. жители Тоджинского района в социально-экономической и культурной жизни добились серьезных результатов.

Летом 1992 г. с учреждением Ассоциации оленеводов России для оленеводов Тоджи начинается новый этап развития как равноправного и коллективного субъекта права. Для тувинцев-тоджинцев принятие в Ассоциацию оленеводов России имело исключительное значение. Включенность в данное сообщество позволяет не только отстаивать свои права на самоуправление, на сохранение традиционных видов хозяйственной деятельности и промыслов, право на распоряжение землями и природными ресурсами своей территории, но и принимать активное участие в формировании законодательства, защищающего интересы и права своего коренного этноса. Указом Президента Российской Федерации № 945 от 16 мая 1994 г. «Об отнесении территории Республики Тыва к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» к территориям проживания коренных малочисленных народов Севера были отнесены территория Тере-Хольского кожууна полностью и пять сумонов Тоджинского кожууна — Азасский, Ий, Сыстыг-Хем, Чазалары и Ырбан. Впервые тувинские оленеводы на равных оказались в сообществе российских оленеводов, где они могли заявить о своих этнических правах, обнажить свои проблемы и тревоги.

Однако политические и социально-экономические изменения, начавшиеся с 1990-х гг., продолжали ухудшать обстановку. Все, что с таким самоотверженным трудом было добыто колхозниками, особенно в советский период, в итоге рухнуло. Возникли проблемы: безработица, бедность, неуверенность в завтрашнем дне. Транспортная система не работала, т.к. не было средств, бензина. Доставка продуктов и товаров первой необходимости стала проблемой номер один. Удручающая обстановка сложилась в поселках Севи, Адыр-Кежике и Ий. Люди не получали зарплату. Они отоваривались и отовариваются (и по сей день) «под запись». Охотничий промысел, кормивший семьи, развалился.

Стали разваливаться и оленеводческие хозяйства. Чтобы как-то прокормить семьи оленеводы стали забивать и продавать оленей. Одного животного продавали за 500–600 рублей или за мешок муки. Питание тувинских семей в эти годы значительно уступало утвержденному набору продуктов питания в прожиточном минимуме. К 1995 г. появились серьезные негативные явления в жизнеобеспечении оленеводческих народов. Поголовье оленей, которых в конце 1980-х гг. насчитывалось более 12000, к 1996 г. уменьшилось до 2000 оленей. В соответствии с федеральным законом 1996 г. Указом Президента Республики Тыва были  приняты ряд комплексных программ, направленных на экономическое и социальное развитие оленеводческой отрасли. Были созданы фермерские хозяйства, общины и частные хозяйства. К сожалению, из 118 зарегистрированных фермерских хозяйств в 1997 г. к 2001 г. не осталось ни одного. 68 из них были преобразованы в ЛПХ, а остальные распались. Из 6 общин, образованных в 1996 г., четыре общины объединились в государственные унитарные предприятия (ГУП) (Донахо, 2006: 125). Переустройство и приспособляемость хозяйств к новым реалиям проходит достаточно сложно.

В соответствии с федеральным законодательством в Туве была разработана республиканская программа «Социально-экономическое развитие Современное состояние оленеводства в Республике ТываТоджинского кожууна на 2002–2010 гг.» (от 7.08.2001 г. № 1003), нацеленная на кардинальное улучшение жизнеобеспечения оленеводческого населения. По плану предполагалось обустройство кочующих оленеводческих семей, строительство жилья, строительство дорог, электростанций, развитие малого бизнеса и т.д. В одном только 2001 г. были запланированы выделение дотаций и компенсаций племенному животноводству и оленеводству, создание государственных унитарных предприятий, в том числе племенного оленеводческого хозяйства на базе родовых общин Тоджи и т.д. Однако из-за уменьшения объемов финансирования со стороны государства некоторые мероприятия так и не были проведены.

Как показывают материалы опроса, многие оленеводы и их семьи, несмотря на трудности, продолжали надеяться на лучшее. Часто сравнивают сегодняшнее время с советским, где, по их мнению, организационная работа по управлению хозяйством находилась на должном уровне. Наиболее острыми социальными проблемами в кожууне опрашиваемые назвали: «увеличение числа пьянства и наркомании» — 27,8%; «рост безработицы» — 23,5% и «тяжелое экономическое положение» — 11,8%. На вопрос: «Что Вы считаете наиболее важным для жителей Вашего кожууна?» — 28,6% респондентов отметили «необходимость борьбы с пьянством», 27,8% — озабочены «воспитанием подрастающего поколения», 16,1% — высказались «за сохранение и поддержку традиционного оленеводческого хозяйства» и 14,3% — рекомендуют «проведение продуманной политики сохранения традиций и обычаев моего народа». По данным исследования, большинство опрошенных считает, что улучшение их жизни зависит от них самих. На втором месте, после личностного фактора, респонденты поставили зависимость от политики, проводимой республиканскими и местными властями.

Распределение ответов на вопрос «От кого, по вашему мнению, зависит в первую очередь улучшение Вашей жизни?»

 

 

 

русские

тувинцы

 

1.

от нас самих

54,8

47,1

2.

членов нашей семьи, родственников

5,5

5,2

3.

начальства на работе

4,1

4,7

4.

сельских властей

12,3

15,9

5.

республиканских властей

15,1

21,6

6.

другое

5,5

1,7

7.

затрудняюсь ответить

 

 

 

2,7

3,8

 

 

На наш взгляд, в настоящее время весьма важно учитывать мнение оленеводческого населения по всем вопросам их жизнеобеспечения и вместе с тем местным властям необходимо осуществлять по отношению к ним политику протекционизма. В условиях выживания важным подспорьем, по мнению тувинцев, на первом месте стоит: «охота и рыбалка» — 28%, «разведение скота, птицы» — 27,7% и «сбор и заготовка плодов и ягод» —13,6%; в то время как русские считают: «занятие огородничеством» — 27,3%, «разведение скота, птицы» — 27,3%, «охота и рыбалка» — 25,5% и «сбор и заготовка плодов и ягод» — 15,8%. Как видим, респонденты при опросе на первые места ставят главные жизнеобеспечивающие традиционные занятия: охота, рыбалка, разведение скота. Это свидетельствует о высокой приверженности их к традиционному образу жизни и формам хозяйствования.

Известно, что возрастная структура населения имеет огромное значение во всех социальных процессах. По данным государственной статистики, тоджинское население преимущественно возрастных групп 15–50 лет представляет относительно молодой контингент людей. Для кожууна характерен высокий процент населения в трудоспособном возрасте — 57,1% (Всероссийская перепись населения, 2002: 22). Возрастная структура населения тесно связана с брачной структурой. Распределение населения по брачному состоянию свидетельствует, что около 58–60% обоего пола находятся в браке. За последние годы в переписях (1994 г., 2002 г.) стали фиксировать и «незарегистрированные браки» отдельной строкой. В целом по Туве и в Тодже отмечается высокая доля незарегистрированных браков, которую московские исследователи даже назвали «отличительной особенностью Тувы» (Демографическая ситуация в РТ, 1996: 92). Такое состояние можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, устойчивостью традиционного взгляда на брак, где свадьба воспринимается не как какой-то праздник, а, в первую очередь, как акт фактического бракосочетания молодых. Достаточно было перед родственниками объявить их мужем и женой. Во-вторых, сегодня одна часть молодых стремится зарегистрировать брак в органах ЗАГСа, другая часть — сначала рожает ребенка и только потом проводят свадьбу и регистрируют брак. Третьи, проведя свадьбу, не спешат регистрировать свой брак, живут в гражданском браке. Две последние группы и дают высокие показатели по «незарегистрированным бракам». Если к этому добавить матерей-одиночек, никогда не выходивших замуж, но имеющих детей, то доля незарегистрированных в браке будет в несколько раз выше. Ситуация, конечно, тревожная. В любом случае здесь имеет место социально-экономическое неблагополучие в обществе и недопонимание молодыми людьми в условиях рыночных имущественных отношений всей серьезности своего положения и, в первую очередь, их как родителей. В кожууне из 1102 женщин в браке состоят — 642, из них в зарегистрированном браке — 390, в незарегистрированном — 252. Видно, что женщин, состоящих в браке, больше, но не намного. Следует отметить увеличивающуюся из года в год рождаемость детей: в 2000 г. — 113, в 2001 г. — 114, в 2002 г. — 132, в 2003 г. — 139, в 2004 г. — 142, в 2005 г. — 130 чел. Средний размер семьи в Тодже — 3,8 человека. По сравнению с другими кожуунами республики, средний размер семьи в Тодже меньше на 0,2 человека.

Особо отметим, что оленеводческие хозяйства остро нуждаются в кадровых специалистах. Если раньше ветеринарные врачи кочевали вместе с оленеводами и оказывали своевременную помощь отаре оленей, то сегодня эта работа почти свернута. Острой проблемой является низкий образовательный уровень тувинцев-тоджинцев. Высшее и неполное высшее профессиональное образование имеют всего 106 человек и только 427 — среднее профессиональное образование. Согласно данным опроса, большая часть респондентов высказала неудовлетворенность своим образованием. Во время нашей полевой работы выяснилось огромное желание молодежи получить высшее образование. Отметим также, что поступившие на учебу студенты-тоджинцы не получают социальную стипендию в вузах России и Тувы, предусмотренную законом для коренных малочисленных народов. В одной из бесед, респондент высказал недовольство, почему население Тоджи разделено на тувинцев-тоджинцев как «коренные малочисленные народы Севера» и просто тувинцев, с рождения проживающих в Тодже. Такой вопрос не возник бы, если бы население было информировано. На анкетный вопрос: «Вы читали ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Восток»?» — оказалось, что большинство респондентов не знает данный закон. В вышеназванном законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» и в Конвенции 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни» четко сказано, что к КМНСС и ДВ относятся народы, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами. Серьезную тревогу у населения вызывает сегодня находящееся на территории Тоджи Кызыл-Даштыгское месторождение редких и цветных металлов, которое было продано китайской компании «Луньсин». Жителей кожууна возмущает, что без учета мнения, без заключения компенсационных договоров с представителями КМНС республиканские и местные власти разрешили разработку этого месторождения, нарушая при этом их конституционные права на территории традиционного природопользования и сужая, таким образом, единственный источник их жизнеобеспечения.

В настоящее время, несмотря на трудности, как показывают материалы Госстатистики по РТ, на 1 января 2007 г. численность постоянного населения Тоджинского кожууна составила 6126 чел., из них зарегистрированных по месту жительства — 6031 чел., в 2006 г. она составляла — 6109 чел. (Статбюллетень, 2007: 2–3). Как видим, хоть и небольшой, но все-таки прирост населения есть. По национальному составу в кожууне проживают  русских — 1182 чел. (9,8% от общей численности населения кожууна) и 104 чел. других национальностей (3,8%).

Таким образом, в современных условиях, как показывает наше исследование, процессы социальной адаптации населения Тоджинского кожууна Тувы оставляют желать лучшего. Он проходит трудно и болезненно. В отдаленных уголках Тоджи, где кочуют пастухи-оленеводы, охотники и рыбаки, люди просто выживают. По отношению к оленеводческому населению следует продолжать политику государственной поддержки. Конечно, люди приспосабливаются, в основном полагаясь на себя, но это, с одной стороны, только оптимистичный взгляд, с другой — эта адаптация требует больших сил и напряжений. Большая часть оленеводов все-таки еще надеется, что республиканские и местные власти поддержат их по многим вопросам их жизнеобеспечения. Следует отметить, что тувинские оленеводы достаточно терпимы, порой инертны. Хотелось бы, чтобы у них был свой лидер из среды оленеводов, который помог бы организоваться и отстаивать свои интересы на всех уровнях. Очень слабо поставлена работа по самоуправлению. Необходимо создать организацию, объединяющую оленеводов (либо Союз, либо Ассоциацию оленеводов Тоджи или Тувы), члены которой входили бы в Координационный совет КМНСС и ДВ РФ и представляли тувинских оленеводов в федеральных и региональных органах власти. Желательно избрать в эту организацию оленеводов и людей, разбирающихся в оленеводческой отрасли хозяйства и искренне болеющих за судьбу оленеводческого населения Тоджи. Понятно, что этими мероприятиями не исчерпывается работа по самоорганизации оленеводов. Нужно многое сделать по развитию оленеводства как отрасли, по защите прав и интересов хозяйств, по механизмам социальной и правовой защиты оленеводов, а также по разработке региональной программы основных направлений деятельности по жизнеобеспечению оленеводов.

 

Список литературы 

Африканов, А. И. (1890) Урянхайская земля и ее обитатели // Известия ВСИОРГО. Т. XXI, № 5. С. 1–33.

Вайнштейн, С. И. (1974) Тувинцы-тоджинцы. М.

Вайнштейн, С. И. (1979) Историческая этнография тувинцев. М. С. 99–125. 

Вайнштейн, С. И. (1989) Оленеводство // Материальная культура. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 3. М. С. 109. 

Георги, И. Г. (1777) Описание всех в Российском государстве обитающих народов. Ч. III. Самоедские, Маньчжурские и Восточные сибирские народы. СПб.

Демографическая ситуация в РТ (1996) : Результаты комплексного исследования по данным Госкомстата России 1989–1996. Кызыл – М.

Донахо, Б. (2006) Оленеводство тувинцев-тоджинцев сегодня // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов. Материалы Международной научно-практической конференции. 5–8 сентября 2006. Кызыл. С. 123–126.

Ермолаев, Е. П. (1924) Тоджа // Известия Красноярского ИРГО. Т. III. Вып. 1. С. 1–28.

Каррутерс, Д. (1914) Неведомая Монголия. Урянхайский край. Т. 1. Петроград.

Кон, Ф. Я. (1903) Предварительный отчет по экспедиции Ф. Кона // Известия ВСОРГО. Т. XXXIV. № 1. С. 23–75.

Кон, Ф. Я. (1934) Экспедиция в Сойотию. За пятьдесят лет. Т. III. М.

Кызыл-оол, Ч. Т. (1971) О развитии оленеводства в Туве // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Вып. XV. С. 201.

Островских, Н. Е. (1927) Оленные тувинцы // Северная Азия. № 5–6. С. 46–59.

Пестерев, Е. (1793) Примечания о прикосновенных около китайской границы жителях, как российских ясачных татарах, так и китайских мунгалах и сойотах, деланные Егором Пестеревым с 1772 по 1781 гг. в бытность его под названием пограничного комиссара при сочинении карты и при отыскивании пришедших в неизвестность трактованных пограничных знаков и самой пограничной между Российской Империей с Китайским государством черты, лежащей от Иркутской губернии через Красноярский уезд до бывшего Зенгарского владения // Новые ежемесячные сочинения. LXXIX–LXXXII. СПб.

Покровский, Ф. И. (1914) Путешествия в Монголию и Китай сибирского казака Ивана Петлина в 1618 г. (мнимое путешествие атамана Ивана Петрова и Бурнаша Ялычева в 1567 г.) // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. XVIII, кн. 4. СПб., 1914.

Районы проживания коренных малочисленных народов Севера РТ (2002) // Всероссийская перепись населения – 2002.

Сафьянов, Г. П. (1880) Торговля Минусинска с сойотами // Известия ВСИОРГО. Т. XI. № 3–4. С. 36–38.

Статбюллетень (2007) Кызыл.

Шнирельман, В. А. (1980) Происхождение скотоводства. М.

 

Фото Б. Донахо, члена редсовета журнала.

 Скачать файл статьи  9-Biche-ool-Samdan.pdf [346,08 Kb] (cкачиваний: 42)

К Содержанию номера

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта