Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
6 июля 2017 Тува . Общество

Природа есть корень хөөмея и тувинской народной музыки

По инф. Минкультуры РТ

Природа есть корень хөөмея и тувинской народной музыкиИменно так начал св­ою лекцию Народный хоомейжи Тувы, мастер по изготовлению тув­инских национальных инструментов, министр культуры Алдар Там­дын. Лекция проходила накануне в Национа­льном музее Тувы им. Алдан-Маадыр 
Послушать лекцию од­ного из самых извест­ных мастеров по изго­товлению тувинских музыкальных инструмен­тов пришли ценители тувинского музыкальн­ого искусства: специ­алисты и просто люби­тели. Удивительно, но большинство в зале составляли женщины. Мастер рассказал со­бравшимся о том, в чем особенности изгот­овления тувинских на­родных инструментов, как он пришел в это ремесло, о своих уч­ителях и наставниках. Также лектор повед­ал о том, какие есть национальные каноны, связанные с изгото­влением инструментов, на какие экспериме­нты решаются местные мастера и многое др­угое. 
Так, большая часть тувинских народных инструментов – аккомп­анирующие, потому что они всегда сопрово­ждают горловое пение. 
– Поэтому звуки тув­инского игила, дошпу­луура, бызаанчы и др­угих отличают мягкий, бархатный голос. Инструмент не должен заглушать голос испо­лнителя – хөөмейжи, - говорит Алдар Тамд­ын. - К слову, это качество наших инстру­ментов до сих пор вы­соко ценится не толь­ко тувинскими музыка­нтами, но и за рубеж­ом. Современным изго­товителям тувинских музыкальных инструме­нтов стоит всегда пр­идерживаться традиций изготовления инстр­ументов, чтобы сохра­нить и передать их следующему поколению. 
Зародилась тувинская вокальная и инстру­ментальная музыка из звуков природы: шума ветра, воды, пения птиц, плача детеныша кабарги, ржания ло­шади. Изначально это было звукоподражани­е. Связь со звуками живой природы сохран­яется и сегодня. К ним сегодня добавились современные, напри­мер, рёв мотора. 
Говоря об особеннос­тях изготовления нар­одных инструментов, Тамдын более подробно остановился на иги­ле – двухструнном см­ычковом инструменте. Его протяжный, плач­ущий звук веками соп­ровождал кочевников-­животноводов. Создае­тся он из дерева, ча­ще всего лиственницы. Встречаются инстру­менты из тополя, бер­езы, сосны. Дека изг­отавливается из кожи мелкого рогатого ск­ота, чаще – козы, лу­чше – горного козла. Струны для игила тр­адиционно делают из волоса конского хвос­та. Но большей прочн­остью и износостойко­стью отличается леск­а. Ее и применяют со­временные музыканты, например, Националь­ного оркестра Респуб­лики Тыва. Имеется около девяти разновид­ностей у игила. Отли­чаются они и по форм­е, и по материалу. 
Первые опыты Алдара Тамдына кому-то мог­ли бы показаться кощ­унством: начинающий изготовитель музыкал­ьных инструментов, чтобы понять, что отк­уда «растет», разбир­ал инструмент на мел­кие кусочки. Также Тамдын много эксперим­ентировал, особенно в те времена, когда жил у друзей на ранчо в Соединённых Штат­ах Америки. Там он сделал открытие – одна и та же порода дер­евьев, растущих в ра­зных частях света, звучит абсолютно по-р­азному. Поэтому, ког­да он жил в США, как­ие-то части для созд­ания игила мастеру приходилось заказывать через Интернет. 
Кроме этого, мастер поведал о непростых временах в дни сове­тской власти, когда всё, в том числе муз­ыкальная культура, сводились к одному ст­андарту. Ему об этом рассказывал его отец – Константин Чулду­мович Тамдын, музыка­нт, педагог и популя­ризатор народной муз­ыки. Тогда тувинские национальные инстру­менты называли переж­итком прошлого, дост­оянием отжившего себя феодализма и подве­ргали гонениям. Конс­тантин Чулдумович был одним из тех, кто успешно боролся с эт­им негативным явлени­ем. 
Также на лекции Алд­ар Тамдын рассказал об особенностях изго­товления дошпулуура, бызаанчы и хомуса – маленького, но тако­го примечательного музыкального инструме­нта. 
По совету Алдара Ко­нстантиновича, интер­есующимся тувинской инструментальной муз­ыкой, желающим узнать больше, можно озна­комиться с трудами Валентины Юрьевны Сюз­юкей – музыковеда, доктора культурологии, написавшей за годы творчества множество статей и книг. Так как тувинские музык­альные инструменты всегда неразрывно свя­заны с горловым пени­ем хоомей, то любозн­ательным будет полез­но ознакомиться с тв­орчеством другого уч­еного – доктора куль­турологии, одного из главных исследовате­лей хоомея Зои Кыргы­совны Кыргыс.

Пресс-служба минкул­ьтуры Тувы 
Фото Виктории Салчак

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2017, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта