Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 23 февраля 2020 г.
22 января 2016 Тува. Общество

Сут-хольский самородок Маннай Намзыраевич Ооржак

Тувинская правда

Сут-хольский самородок Маннай Намзыраевич Ооржак«Шыяан… Раньше раннего, древнее древнего времени, когда озеро Сут-Холь лужицей лежало, а гора Сумбер-Уула холмиком была, когда рога горных козлов упирались в небеса, а хвосты верблюдов расстилались по земле…» — с такого поэтического описания мифологического времени обычно начинается тувинская сказка. Совпадение названий мифологического Молочного озера, мифологической горы Сумеру в сказках и реалистических топонимов Сут-Холь и Сумбер-Уула на территории современной Тувы удивительным образом символизирует благословенность родины истинных знатоков традиционной культуры тувинского народа.
Сут-Хольский район — один из тех уголков Тувы, который издавна славится своими сказителями, шаманами, хоомейистами, музыкантами, певцами, а также борцами-хурешистами. Старцы обычно говорят: «С давних пор из родов, проживающих вокруг озера Сут-Холь, выходили сильнейшие борцы. Они прежде всего сильны духом, так как воспеты народом в сказаниях и песнях».
Можно предположить, что за прошедшие столетия очень много безымянных сказителей ушли в небытие. Несмотря на это, непрерывная преемственность сказительской традиции, передающаяся из поколения в поколение, от отца к сыну, от учителя к ученику, позволила фольклористам зафиксировать живое бытование тувинского фольклора.
Среди тувинских сказителей, богатое наследие которых собиратели успели сохранить относительно в полном объеме, особое место занимает сут-хольский самородок Маннай Намзыраевич Ооржак, более 120 лет назад появившийся на свет.
Маннай по праву считается патриархом сут-хольской сказительской школы: он унаследовал редкий талант рассказчика от своих предков и передал его следующим поколениям. Какой редкий дар выпал ему на роду, каким тернистым путем он шел к народному признанию и славе знаменитого сказителя, подтверждает его биография и оставленное бесценное фольклорное наследие. Это сокровища устного народного творчества, исполненные Маннаем почти во всех жанрах: героические сказания, сказки, мифы, легенды, предания, благопожелания, народные песни, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки и т. д.
Биография и творчество Манная освещались в научных изданиях и на страницах газет и журналов такими учеными, как А.К. Калзан, Д.С. Куулар, М.А. Хадаханэ, Ч.Ч. Куулар, Ю.Л. Аранчын, и др. Больше всего фольклорных текстов и сведений о сказителе собрал известный фольклорист, его земляк, уроженец местечка Манчурек Сут-Хольского района О.К. Дарыма. Личность сказителя освещена также в Государственной книге РТ «Заслуженные люди Тувы ХХ в.» в числе трех самых знаменитых сказителей Тувы — это еще Баазанай Тулуш, Чанчы-Хоо Ооржак. Опираясь на публикации о нем и на собственные записи, попытаюсь в самой сжатой обобщенной форме ознакомить читателя с биографией и фольклорным наследием сказителя.
Маннай Намзыраевич Ооржак родился в 1892 году в м. Манчурек Сут-Хольского района в семье бедного скотовода. Он рано осиротел, воспитывался у своего дедушки Дыгырыка. С 12 лет батрачил у бая Бижээчи-Чалана. После победы народной революции он был пастухом, охотником, проработал 10 лет на сельскохозяйственной опытной станции в с. Теве-Хая Дзун-Хемчикского района. Во время войны подарил фронту три коня. В 1944 году участвовал в строительстве школы в родном Манчуреке, потом работал там поваром и завхозом. Все это время и на пенсии сказитель не расставался с творчеством, самостоятельно овладел грамотой, сам записывал свои сказки и отправлял ученым ТНИИЯЛИ (ныне — ТИГПИ). Он участвовал во II Слете сказителей и народных певцов Тувы (1962). Умер в 1968 году.
Маннай научился рассказывать сказку у своего деда Дыгырыка, который перенял свой репертуар от матери — знаменитой сказительницы из рода тос-карак из Шекпээра по-прозвищу Тоолдаар-Кадай («Старуха, рассказывающая сказки»). В 20 лет стал признанным сказителем. С 1926 по 1960 год он перестал рассказывать сказки, потом снова активно начал это делать и сотрудничать с нашим институтом.
В его репертуаре насчитывается 26 эпических сказаний и сказок, множество произведений других жанров. В 1971 году вышел сборник «Сказки Манная», составленный О. К. Дарымой.
Выход эпического творчества Манная на всероссийскую арену состоялся в 1994 году, после опубликования тома «Тувинские народные сказки» в 60-томной двуязычной академической серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», который был составлен автором этих строк. В этот том вошла сказка «Чечен-Маанай, Тенек-Дулун», записанная Маннаем. В 1997 году в той же серии в томе «Тувинские героические сказания», составленном С. М. Орус-оол, опубликовано в его исполнении героическое сказание «Бокту-Кириш, Бора-Шээлей», насчитывающее 5060 стихотворных строк.
Помимо сказительского дара, Маннай обладал также подлинными шаманскими («хам») и знахарскими («оътчу») способностями, у него было прозвище «Куу-Хам» («Серый шаман»), но долго и тщательно это скрывал. Его вынужденный отказ сказывать сказки в течение 34 лет (!) и его отъезд в с. Теве-Хая были связаны с годами репрессий. Из-за притеснений за культовую деятельность шаманские атрибуты Куу-Хама были конфискованы, в с. Теве-Хая он, скорее всего, был сослан. Продолжал скрывать свой шаманский дар и после возвращения в родные места. Но народ тайно обращался к нему как к шаману и знахарю.
В годы так называемой перестройки, в 1992-м, в с. Алдан-Маадыр сутхольцы провели празднование 100-летия со дня рождения Манная, в котором из нашего института приняли участие автор этих строк и О. К. Дарыма. На этом юбилее впервые официально стали говорить о его шаманских и знахарских способностях. Шаманы, в знак уважения к религиозным чувствам старожилов Сут-Холя, провели поминальный очистительный обряд с возведением костра («одун кывыскан») и призыванием духа Манная («сунезинин кыйгырган»).
Нам удалось зафиксировать от его внучки Чангыс-Карыш Дур-ооловны Ооржак рассказ-воспоминание Манная о получении им сверхъестественного дара, то есть о том, что он стал «ээлиг тоолчу» («сказитель под покровительством духа»). В детстве, когда ему было семь лет, он пас овец и встретил красивую нарядную девушку на коне. Это была диирен — дух-хозяйка местности. После этого он заболел, позже стал шаманить. Ту же самую диирен он встретил повторно, когда ему было 30 лет.
Во время празднования 100-летнего юбилея сказителя по инициативе его земляков улица в с. Алдан-Маадыре, где он жил, была переименована в улицу Маннай.
Учениками известного человека являются представитель второго поколения сут-хольской сказочной традиции, знаменитый эпический певец Хургул-оол Монгуш, а также представитель третьего поколения — известный сказитель и шаман Борбак-оол Сарыглар и многие другие. В качестве действующего шамана Б. Д. Сарыглар участвовал в составе тувинской делегации в поездках в Австрию (1995), Швейцарию (1996) и Америку (1998) под руководством доктора исторических наук М. Б. Кенин-Лопсана. От них сказительское искусство передалось Сонгар-оолу Монгушу и Аркадию Ооржаку, которые продолжают эту традицию по сегодняшний день, уже в новой, видоизмененной, стилизованной, форме.
А имя Манная, надеемся, всегда будут помнить наши современники, его незаурядную личность и многогранный талант. Он был пастухом, охотником, плотником, поваром, воспитателем, сказителем, шаманом и знахарем. Пример, достойный для подражания потомками. Поэтому его наследие не должно превратиться в музейный экспонат и забытую страничку истории. Его богатое наследие — часть сокровищницы тувинского народа — продолжает обогащать тувинский язык, пополнять словари, объяснять смысл нравственно-этических идеалов народа, отраженных в поэтическом слове, обычаях и традициях, вдохновлять деятелей науки и искусства. Народ, забывший и не почитающий своих предков, можно сравнить с увядшим деревом с засохшими корнями.
Наше пожелание, высказанное на том юбилее, о необходимости отмечать крупные даты, связанные с жизнью и творчеством сказителей, не только на их малой родине, но и на республиканском уровне, как всенародный праздник, хоть и поздно, но все же сбывается нынче, спустя десятки лет. Эту благородную миссию начал осуществлять недавно созданный Центр тувинской традиционной культуры совместно с фольклористами ТИГПИ. Так, прошел вечер под названием «Тоол байырлалы» («Праздник сказки»), посвященный 120-летию Манная и 65-летию издания 1-го сборника «Тыва тоолдар» («Тувинские сказки», 1947 г.), составленный писателем С. А. Сарыг-оолом. Подобные тематические вечера, как предполагается, будут проводиться в дальнейшем в цикле мероприятий «Аас чогаал — алдын баганавыс» («Устное народное творчество — наша золотая опора») в целях поддержания преемственности поколений и подпитки современного искусства живительным родником народной словесности.
Зоя САМДАН, Тувинская правда
кандидат филологических наук,
ведущий научный сотрудник сектора фольклора ТИГПИ

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2020, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта