Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 6 августа 2020 г.
9 декабря 2015 Тува. Общество

Каким пальцем разбрызгивать напитки?

Плюс Информ

Каким пальцем разбрызгивать напитки?Год народных традиций скоро подойдет к концу. Произошел ли серьезный рывок вперед в их освоении? Смотреть на этот вопрос можно с разных точек зрения, в частности он был освещен в материалах прошедшего на прошлой неделе «Круглого стола» «Традиции воспитания у тувинцев и вопросы их сохранения».

Ну да, из детства…

Да, все мы родом из детства. И очень многое зависит от воспитания ребенка. А в части народных традиций – практически все.

В Год народных традиций, на первый взгляд, не произошло качественного рывка. Впрочем, вероятно, и не должно было произойти. Если объявляют Год снежного барса, никто не ожидает, что они тут же начнут массово размножаться. Главное – определить меры для их сохранения. Если молодежь не знает традиций своего народа, за год им не обучишься, это – результат долгой и систематической работы.

А традиции воспитания как раз и дают начало этой работы.

В своем докладе «Тувинский этикет: традиции и современность» Айлана Кужугет (доктор культурологии, зав. сектором культуры ТИГПИ, профессор кафедры философии ТувГУ) высказала мнение, что у современных молодых людей очень смутные представления о порядке размещения людей в юрте, тем более, о допустимых и табуированных позах сидения в ней, о традиционных жестах. И это было не просто мнение. Тут же к трибуне пригласили молодых людей, чтобы они (по своему усмотрению) показали эти жесты. Увы, но студенты не имели о них представления.

Конечно, все это произошло, в том числе, и от того, что дома, в семье, об этом не рассказывали. Многие традиции остались только в научных трудах и были утрачены в обиходе.

Левой рукой поддерживают правую

Сейчас уже чаще можно видеть, что когда уважаемого гостя угощают чем-либо, то пиалу (чашу, бокал) протягивают правой рукой, а левой придерживают правую чуть выше кисти. Почему? Сейчас говорят о символике, о том, что левая рука – от сердца. И, протягивая пиалу правой рукой (что правильнее и удобнее), угощающий подчеркивает уважительное отношение или признание. Оказывается, секрет этого жеста идет из глубины веков. Как сообщила Айлана Кужугет, в давние времена так протягивали чашу, поддерживая длинные рукава, чтобы рукав не касался пищи, расставленной перед гостем. Сегодня этот жест сохраняется, но изменилось функциональное значение – его используют в особых, наиболее торжественных случаях, чтобы выразить уважение гостю. И чисто практическая функция жеста трансформировалась в традиционный жест этикета.

А вот еще есть основополагающий для традиционного тувинца жест «чажыг» - ритуальное разбрызгивание напитка. Если есть тос-карак, им пользуются во время проведения обряда. А когда угощают молоком или аракой смачивают один палец и брызгают им. Это понятно. Но каким именно пальцем? Некоторые (и большинство) чаще всего используют указательный палец – так удобнее. Но на самом деле можно использовать только безымянный.

На «Круглом столе» об этом говорили ученые, а раньше родители объясняли детям сами. Айлана Калиновна об этом не сказала, но те, кого воспитывали в русле традиций, дают такую, усвоенную с детства трактовку: большим пальцем нельзя - это большой палец, глава всех пальцев, указательный пальцем тоже нельзя – никто не знает, где он только что был, может быть, им в носу ковырялись или показывали на кого-то, мизинец – самый маленький палец, им тоже нельзя. А вот безымянный – самый подходящий, им и надо делать чажыг.

Особое отношение к безымянному пальцу есть у многих народов. И обручальное кольцо надевают именно на него. А астрологи считают, что безымянным пальцем правит Венера, и он связан с любовью, творческими силами и деньгами.

Здороваемся на Шагаа

Обряд «чолукшуур» уже вновь становится традиционным. Младший протягивает в почтительном поклоне старшему обе руки с раскрытыми ладонями вверх и старается дотронуться до его локтей. Старший возлагает на руки младшего свои руки ладонями вниз. Смысл обряда: дотрагиваясь к локтям старого человека, люди меньшего возраста получают сакральный доступ к их возрасту, заслугам, что в другое время (не на Шагаа) у тувинцев не практиковалось. Этот же обычай обозначал обещание младшего старшему поддержки в будущем, когда это будет необходимо.

Но все ли знают, что голыми ладонями нельзя соприкасаться? Дотрагивались только до локтя, который, по случаю зимних морозов, был все же закрыт рукавом.

А все ли знают, какие жесты использовала хозяйка юрты при встрече мужа, чтобы дети сразу понимали, кто истинный глава семьи? Конечно, было несколько жестов, но один из главных: принять шапку мужа обеими руками и положить ее на возвышенное место.

Таких моментов очень много.

И тут главное понимать, что они все имеют отнюдь не этнографическую ценность. Здесь есть и элементы самоидентификации, и традиции воспитания. А что может быть важнее, чем воспитать ребенка достойным членом общества?

Женщины и мужчины

Научные сотрудники сектора этнографии ТИПГИ Борис Монгуш и Белекмаа Саая рассказали о роли мужчины и женщины в традиционном тувинском обществе.

У нас, к сожалению, нет возможности привести их сообщения целиком, но по материалам «Круглого стола» будет издан сборник, куда войдут все доклады.

Кстати, а все знают тувинскую пословицу: «Сила орла в перьях, сила мужчины – в знаниях»? Тогда еще несколько «знаний» из доклада Бориса Монгуша. К военачальнику обращались, как к «большому отцу», это было у всех тюрок. Может быть, и у славян. Или они переняли эту традицию именно у тюркских народов? «Отцы-командиры» - оттуда же. Как и слово «атаман» - «ата» - «отец» или «дед». В Турции обращение к офицеру «ага» от «ага» - старший, старшина.

В юрте левая сторона – женская, правая – мужская. Левая – она не очень «чистая», левая сторона связана с потусторонним миром. Тоже есть определенные параллели: например, гоголевское: «Когда стара баба, то и ведьма».

А выражение, что лучше самому умереть, вместо своего мужского имени, имеет соответствия и в русском фольклоре: жертвуй головой, а не честью, солдату честь дороже жизни.

Есть целая система трудностей, которые должен преодолеть мужчина: пройти девять перевалов, переплыть девять рек…

Белекмаа Саая отметила, что ослаблено воспитание девочек, как будущих матерей.

Да, это тоже большая беда, причем не только в Туве, но и во всем мире. Вспомните пупсов-младенцев былых времен. С ними девочки обращались именно как с детьми. И нынешние куклы – они ведь уже не воспринимаются как дети, это, в лучшем случае, подружки, причем, порой – старшие подружки. У них есть косметика, квартиры, машины, у некоторых – друзья-мальчики. Ну а чему может научить кукла? Как принимать гостей и развлекаться?

Конечно, проблем с воспитанием много. Народные традиции могли бы помочь.

Кстати, ученые именно гуманитарии всегда были на шаг вперед в возрождении народных традиций. Это они первыми (в наше время) стали встречать Шагаа по всем обычаям, а теперь это – государственный праздник. И они давно уже начали говорить о необходимости возрождения традиций – сейчас идет Год народных традиций.

Именно серьезные фундаментальные исследования потом дают наиболее интересное практическое применение.

Ирина Качан, Плюс Информ

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2020, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта