Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 27 апреля 2024 г.
30 ноября 2014 Тува. Общество

В Тувгосфилармонии прошло очередное «заседание» клуба «Живой музыки»

В Тувгосфилармонии прошло очередное «заседание» клуба «Живой музыки»Открыл его бессменный ведущий Игорь Дулуш сюрпризом. Мы привыкли его видеть в качестве «говорящего» или «молчащего» бас-гитариста, но на этот раз он вышел в роли «поющего» — автора и исполнителя своей песни «Ыржым Чадан». Написал он ее еще в 1998 году, живя в Чадане и работая в храме среди лам. Эта песня — размышления и боль о малой родине: в «лихие девяностые» в Чадане, как и во всей стране, был кризис: зарплаты не выдавали, а расплачивались продуктами, повсюду — без­работица, бедность, пьянство, криминал и т. д. Население Чадана и близлежащих районов и деревень приходило к ламам, чтобы узнать по астрологическому календарю дни похорон умершего, заупокойных обрядов (7 дней, 49 дней), гораздо чаще, чем справлялись о днях проведения светлых мероприятий (свадеб, юбилеев и т.д.). По рассказу самого автора, он написал эту песню с мыслями о том, «что нужно сделать людям, чтобы улучшить жизнь? Как изменить общество? Кто изменит мир?.. Великие земляки? Духи земли?...». С 1999 года, в течение 15 лет, что делал Игорь Дулуш в Чадане, думаю, все знают: искал пути к изменению общества, возрождал духовную веру, веру в себя, привлекал внимание властей к вопросам строительства храма Устуу-Хурээ, проводил музыкальный фестиваль «Устуу-Хурээ».

Демократичная публика вокальную пробу Игоря Дулуша приняла овациями. Пел он от души, выразительно, под гитару. Но мне показалось, что играет на бас-гитаре и ведет концерты он намного лучше. А ведь когда-то пел хорошо, даже в конкурсах бардовских песен в Волгограде, Кызыле занимал первые места. Подыгрывал Игорю на саксофоне Сергек Сандык — солист Духового оркестра правительства Республики Тыва.

Частый гость клуба Андриян Оюн, единственный из оставшихся в живых из группы «Амыр-Санаа», исполнил знаменитые песни «Моортай-куске», «Оглум», «Кому какое дело». Ощущения от его музыки совершенно другие: с первых звуков слышно, что он прирожденный певец, самородок. Манера игры на гитаре «фирмовая», общее звуча­ние в стиле ритм-энд-блюза, причем с особым драйвом. Его талант оказался неподвластен го­дам. 22 ноя­бря Андриян Оюн отметил свой 50-летний юбилей большим концертом на сцене филармонии.

Тонкий, интеллектуальный подход к гитарной музыке в творческом тандеме продемонстрировали профессиональные гитаристы Прохор Смашников и Хулер Лопсан. «Дагларым» Р. Кенденбиля прозвучал в инструментальной обработке, по-новому. Прохор и Хулер, помимо того, что концертирующие музыканты, — они еще и прекрасные педагоги. Каждый занимается преподаванием игры на гитаре. Молодежи, желающей овладеть этим инструментом, оказалось в Кызыле очень много, и они оба пользуются большим авторитетом.

Любитель-музыкант Сайын Мон­гуш исполнил авторские лирические песни под гитару.

Прозвучала и духовая музыка. Солисты джаз-бэнда ВСГАКИ и брасс-квинтет на этот раз исполнили популярную музыку в переложении для брасса: «Глаза ангела», «Вчера», «Розовая пантера», «Кукарача». Сыграли точно по нотам, а над звуком им еще стоит поработать. Вообще-то малым составам надо почаще выходить на сцену.

Приятно удивило появление на сцене с чадаганом очень интересного, можно сказать, легендарного, человека — Вреша Мелояна, с чьим именем связано появление в 90-х годах нового музыкального направления, которое можно назвать «андеграунд–авангард». Талантливый, ищущий, изобретательный, деятельный знаток мировой культуры, Вреш Мелоян — мастер «на все руки». В 90-х годах он основал молодежный театр «Кузел», который представлял альтернативу официальному муздрамтеатру. Деятельность театра «Кузел», его репертуар, роль музыки в его спектаклях и направление режиссуры чём-то напоминали московский Ленком. Звуковые решения спектаклей были очень смелыми и непривычными для зрителя Тувы того времени. Именно тогда предпринимались попытки постановки спектаклей в жанре мюзикла на тувинскую тематику, в частности, детский мюзикл «Алантос биле Ая-чечек» композитора Альберта Доржу с участием воспитанников Республиканской школы искусств. Сказочный сюжет, красивая музыка, яркие, красочные костюмы, необычные декорации, много массовых и хореографических сцен — это было запоминающееся зрелище. Вреш Мелоян все декорации делал сам, многочисленные костюмы, даже чешки шили со своей супругой днями и ночами. К сожалению, сегодня повторить постановку невозможно: ноты утеряны, музыка, вернее, фонограмма, существует всего в одном экземпляре, композитор ушел из жизни в начале 2000-х годов, фотографий и видеозаписей вовсе нет. Единственное, что может дать представление о том мюзикле, так это танец детского ансамбля «Алантос» — и музыка, и постановка, и яркие костюмы.

Именно при театре «Кузел» появляется группа «Биосинтез». В составе ее были интересные музыканты: Геннадий Чамзырын, Мерген Монгуш, Игорь Караваев, Альберт Доржу. С ними вместе музицировал и сам Вреш Мелоян. Наиболее ярким было их участие во Всесоюзном конкурсе «Табык», проходившем в Якутии в 1989 году. В одном из проектов группы «Биосинтез» того времени участвовала наша мировая знаменитость Сайынхо Намчылак. Музыканты «Биосинтеза» много экспериментировали с шумовыми эффектами, необычным звучанием традиционных инструментов. Именно тогда Геннадий Чамзырын принял псевдоним «Гендос», под которым известен и поныне.

Вреш Мелоян оказал влияние на многих начинающих музыкантов: он угадывал индивидуальность каждого, подсказывал, советовал, «открывал глаза», был «гуру» для многих. В последние годы жил он в Москве, пару лет назад обосновался на Правом берегу Кызыла, построил дом и большую юрту с полумесяцем. Летом мне посчастливилось побывать в ней. Он, как всегда, изобретателен и эклектичен.

Безоговорочно «зажег» публику Альберт Кувезин. Сначала он исполнил под сопровождение гитары авторскую песню философского содержания «Великая степь», сочиненную давно, в 2003 году. Это своего рода рефлексия по прочтению Льва Гумилева. Затем с музыкантами группы «Хартыга» устроил мастер-класс этнического джаз-рока. Было здорово наблюдать, как молодые, но уже достаточно профессиональные музыканты «подхватывали» мысли Кувезина. Это был почти «джэм-сейшн». Отрадно то, что, став человеком, облеченным властью, депутатом, Альберт Кувезин не перестаёт быть супермузыкантом.

Последней, практически хедлайнерами, выступила возрастная команда «Старый блокнот», состоящая из людей разных профессий: юристов, строителей, спасателей и т.д. Для них ансамблевое музицирование — хобби, причем, серьезное. Музыкальные инструменты, как у людей уже состоявшихся, — хорошие, дорогие, но звучат, на любительском уровне. Но это и не важно. Важно то, что их объединяет музыка, «живая музыка». Исполняли они шлягеры 80-х–90-х годов: «Чуге каттырдын?», «Алло, алло!» и др.

Только на концертах клуба «Живой музыки» может случиться такое, что профессионалы играют на «разогреве», перед выходом на сцену любителей, как на этот раз. Креативный и демократичный подход в организации этих вечеров гарантирует им успех и любовь у интернациональной публики всех возрастов и родов деятельности. Каждое заседание клуба «Живой музыки» не обходится без приятных сюрпризов, открытий. Раз в месяц клуб объединяет под крышей филармонии всех музыкантов Тувы: от признанных во всем мире тувинских артистов до начинающих звезд, любителей.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта