Вышла в свет интересная повесть Зои Донгак «Мама Нади Рушевой» (160 стр.) с воспоминаниями и рисунками. Особенно запоминается детство в юрте бабушки, обычаи степи и культурная жизнь Кызыла 40-х годов, когда Ажыкмаа встретила художника Рушева. Трогает рассказ матери гениальной девочки. Все лучшие качества каждого вложены в Надю. Поездки в Туву, чтобы знала родину мамы, жизнь около моря и любимый Ленинград. Отец Нади окружает интересными людьми, знакомит с музеями, собрал прекрасную библиотеку, а, главное, следит за духовным наполнением дочери.
Надя рано получила признание, в 14 лет едет одна в Польшу. Она много читает, знает мировую культуру, и все находит отражение в ее летучих рисунках не с натуры, о по воображению. При этом катается на коньках и лыжах, любит петь и танцевать, обожает мороженое. Может нарисовать Пушкина веточкой на снегу, глядя внутрь себя. В доме эстетическая среда, которая вырабатывает хороший вкус.
Мама – балерина, танцевала в Таджикистане и учила балету в Монголии. Она говорит: «Тувин- цы – цельный народ со здоровой душой и крепкими корнями». И сама вспоминает наказы своей бабушки. В жизни – сдержанная, скромная, тихая, немногословная женщина.
А Надя – дитя двух народов – волевая, великодушная, мечтательная, дерзкая – Водолей. Любимый образ – Кентавр. Что осталось невоплощенным? – тайна.
Заново открыла жизнь Пушкина в легких стремительных рисунках – 300. «Мастер и Маргариту» поняла и выразила своеобразно. Погрузилась в «Войну и мир» и античность и передала в чувствах и эмоциях юности своей. Ею восхищались Лихачев, Полевой, Жуков, Плисецкая и миллионы зрителей ее выставок в стране и за рубежом.
Мне ее рисунки принес В. Ермолаев, и мы напечатали их в «Улуг-Хеме». Потом, в 1974 году, на декаде в Москве познакомилась с Николаем Рушевым, а в 1985-ом была в гостях у Ажыкмаа вместе с Салчаком и Сереном. А позже получила в дар книги «Графика Н. Рушевой» и о Наде. В 2004 году Ажыкмаа приезжала в Кызыл на юбилей ее учителя Шатина, и мы виделись в театре. Матери Нади небо подарило долголетие, видимо, чтобы была на вахте ее памя-ти – выходят книги, продолжаются выставки – их более 200. Хранит авай образ дочери в своем сердце.
Маленькая художница спрашивала у мамы: река течет без конца и никогда не кончится? Так и судьба таланта остается достоянием мира навсегда.
Автор книги Зоя Донгак – врач с нелегкой стезей. В 60 лет не хочет стоять на месте – учится, познает, творит сама.
В повести удачно сочетаются оценки искусствоведов, воспоминания друзей и, конечно, дневник отца «Последний год», но главное, тихий голос матери, подарившей миру светлый нежный талант своего дитя.
Надя рано получила признание, в 14 лет едет одна в Польшу. Она много читает, знает мировую культуру, и все находит отражение в ее летучих рисунках не с натуры, о по воображению. При этом катается на коньках и лыжах, любит петь и танцевать, обожает мороженое. Может нарисовать Пушкина веточкой на снегу, глядя внутрь себя. В доме эстетическая среда, которая вырабатывает хороший вкус.
Мама – балерина, танцевала в Таджикистане и учила балету в Монголии. Она говорит: «Тувин- цы – цельный народ со здоровой душой и крепкими корнями». И сама вспоминает наказы своей бабушки. В жизни – сдержанная, скромная, тихая, немногословная женщина.
А Надя – дитя двух народов – волевая, великодушная, мечтательная, дерзкая – Водолей. Любимый образ – Кентавр. Что осталось невоплощенным? – тайна.
Заново открыла жизнь Пушкина в легких стремительных рисунках – 300. «Мастер и Маргариту» поняла и выразила своеобразно. Погрузилась в «Войну и мир» и античность и передала в чувствах и эмоциях юности своей. Ею восхищались Лихачев, Полевой, Жуков, Плисецкая и миллионы зрителей ее выставок в стране и за рубежом.
Мне ее рисунки принес В. Ермолаев, и мы напечатали их в «Улуг-Хеме». Потом, в 1974 году, на декаде в Москве познакомилась с Николаем Рушевым, а в 1985-ом была в гостях у Ажыкмаа вместе с Салчаком и Сереном. А позже получила в дар книги «Графика Н. Рушевой» и о Наде. В 2004 году Ажыкмаа приезжала в Кызыл на юбилей ее учителя Шатина, и мы виделись в театре. Матери Нади небо подарило долголетие, видимо, чтобы была на вахте ее памя-ти – выходят книги, продолжаются выставки – их более 200. Хранит авай образ дочери в своем сердце.
Маленькая художница спрашивала у мамы: река течет без конца и никогда не кончится? Так и судьба таланта остается достоянием мира навсегда.
Автор книги Зоя Донгак – врач с нелегкой стезей. В 60 лет не хочет стоять на месте – учится, познает, творит сама.
В повести удачно сочетаются оценки искусствоведов, воспоминания друзей и, конечно, дневник отца «Последний год», но главное, тихий голос матери, подарившей миру светлый нежный талант своего дитя.