Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 16 ноября 2019 г.
30 сентября 2013 Тува. Наука

Светлана Донгак на сегодня главный этнограф Тувы

Светлана Донгак на сегодня главный этнограф ТувыВ этом году Светлана Донгак, кандидат исторических наук, отметила юбилей, завершающий первый жизненный цикл и открывающий такой же важный второй — период зрелости. Подойти к дате с таким огромным багажом знаний далеко не всем научным сотрудникам по плечу — это годы обучения в Иркутском государственном университете, в аспирантуре Института этнологии в Москве у доктора исторических наук Севьяна Израилевича Вайнштейна, затем блестящая защита диссертации под руководством доктора исторических наук Николая Николаевича Крадина.

Это и десятилетия самостоятельного совершенствования и общения с чабанами, знатоками фольклора, традиций скотоводства. Это поездки на всевозможном транспорте в самые отдаленные уголки республики, на высокогорные стоянки. То, что собрала в полевых экспедициях Светлана Чондан-ооловна, бесценно, потому что традиционные знания тувинцев о самом первостепенном деле в их жизни — скотоводстве — стремительно уходит в небытие.

Так, в диссертации «Традиции скотоводства у тувинцев (конец XIX — середина XX вв.)», кроме непосредственно традиций, она описала и обряды, а это интересно не только специалистам. Она пишет, что они состояли из следующих обязательных элементов: 1) омывания животного смесью воды и молока (очищения); 2) чтения молитвы или камлания (в зависимости от того, кто проводил обряд); 3) обмазывания рогов, копыт и морды животного топленым маслом (символа сытости); 4) окуривания животного можжевельником (защита); 5) вешания ритуальных ленточек на животного (обращения к божествам, а также предупреждения того, что оно освященное).

С принятием буддизма тувинцы перестали умерщвлять жертвенных животных. После обряда оно становилось «священным» — ыдык, поэтому неприкосновенным, должно умереть естественной смертью. Подношение конкретного вида скота зависело от ранга божества. «Хозяевам» гор, тайги, конкретной местности, а также буддийским охранителям полагались кони. «Хозяину» воды подносили овец, в отдельных случаях — вола, божеству домашнего очага — козла и т.д.

Важную роль при исполнении этих обрядов имела масть подносимого животного. Скот посвящали также домашним идолам, в основном мелкий рогатый. И это только малая часть тех знаний, которые почерпнула исследовательница в работе со старейшими жителями Тувы. В скором времени монография на основе диссертации, надеемся, будет издана и станет событием в жизни республики.

Важнейшими темами, которые всегда интересовали этнографа Светлану Донгак, были вопросы изучения и сохранения традиций национального костюма, пищи, обычаев, особенностей цветовой символики у тувинцев. А монография «Традиции тувинской свадьбы», написанная в жанре научно-популярного издания, чтобы ее смогли прочесть все люди, выпущена уже второй раз. Это очень содержательная работа, на двух языках, оснащена качественными цветными фотографиями костюмов и украшений. Было бы совсем неплохо, если бы школьников старших классов и студентов республики в обязательном порядке знакомили с этой книгой не только как с теоретическим изданием, но и как с практическим руководством в подготовке и проведении свадьбы, поскольку у современных тувинцев создаются порой неправильные, даже вредные для народа, представления о тувинской свадьбе.

Светлана Донгак в совершенстве владеет тувинским и русским языками, является редактором такого важного для нас издания, как «История Тувы». И не просто исправляет ошибки, она работает с другими авторами над концепцией книги, а это могут далеко не все научные сотрудники института.

И есть еще очень важная часть научной деятельности Светланы Чондан-ооловны, о которой надо сказать — это ее самоотверженная работа над переводами буддийских текстов. Казалось бы, сугубо личное дело — буддийская вера — привело ее к желанию поделиться полученными знаниями у Учителей со своими согражданами, с народом на тувинском и русском языках. Эту миссию она взяла на себя сама, никто ее не принуждает, но относится Светлана Донгак к работе также со всей ответственностью, большим рвением, отдает ей сердце.

Светлана Чондан-ооловна вырастила двух сыновей, дала им образование и является уже бабушкой. Счастья, успехов и новых работ, так нужных в наш жестокий век! Специалистов такого высокого уровня надо ценить, они появляются не за один год. Она по праву является главным этнографом республики.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2019, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта