Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 19 января 2020 г.
29 ноября 2012 Тува. Общество

Война и мир Нади Рушевой

Война и мир Нади Рушевой 2012 год в Российской Федерации был объявлен Годом российской истории. В этом году по всей России широко отмечалось 200-летие Бородинского сражения, которое оказало большое воздействие на дальнейшую историю развития российской государственности.

В Национальном музее им. Алдан-Маадыр в зале Нади Рушевой была развернута небольшая выставка «Война и мир» Л.Н. Толстого в рисунках Нади Рушевой», на которой представлены 30 копий с рисунков юной художницы, посвященных мировому произведению русской литературы.

Всему миру известен эпический роман «Война и мир» Л.Н. Толстого, многие поколения советских, российских людей смотрели знаменитый одноименный фильм режиссера Сергея Бондарчука, снятый в 1965–1967 годах. Знаменательно, что наша гениальная художница, землячка Надя Рушева, стала читать роман «Война и мир» в конце 1965 года, на два года раньше школьной программы. Затем стала иллюстрировать этот роман, создавая рисунки в различных техниках – тушью, пером, кистью, цветными фломастерами, пастелью, акварелью. С 1966 по 1968 год она сделала свыше 500 иллюстраций, и в большинстве из них главной героиней была Наташа Ростова. Наде Рушевой, когда она стала читать и изображать персонажей романа, было 13–14 лет, столько, сколько было и Наташе Ростовой. Юная художница словно вжилась в образ Наташи Ростовой и буквально проживала вместе с ней все жизненные ситуации в романе. Недаром она говорила: «Я живу жизнью тех, кого рисую».

В течение трех лет Надя Рушева читала, перечитывала и иллюстрировала любимое литературное произведение, она вживалась в мир Наташи, вместе с ней радовалась жизни, смеялась, печалилась, постигала проблемы взрослой жизни, сопереживала героям романа. Почти более половины всех рисунков к роману Рушева посвятила главной героине – Наташе Ростовой. Только одних изображений Наташи насчитывается 39 единиц. Многие из них подписаны: «набросок», «вариант», «поиск образа», «эскиз». Прежде всего, Надя фиксирует всю гамму эмоциональных и возрастных состояний тринадцатилетней Наташи, когда «девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». «Наташа с куклой», «Наташа смеется», «Наташа поет», «Наташа танцует», «Наташа грустная», «Наташа плачет» – так подписаны рисунки, сделанные художницей под впечатлением первого знакомства с текстом «Войны и мира». Образы Наташи разные, но всегда узнаваемы. Взрослеет Надя, взрослеет ее героиня.

Рассматривая иллюстрации Нади, можно понять, что образы Льва Толстого рождались в ее фантазии быстротечно, и мгновенно перо или фломастер художницы как бы «вырывал» их из небытия. Чувствуется, что художнице невозможно было удержать в себе поток воображаемых картин, он должен был выплеснуться наружу. «Своих героев, – говорила Надя, – я вижу сквозь бумагу, как водяные знаки, мне остается только прорисовать все карандашом».

Отдельно можно говорить об отношениях с Андреем Болконским и Пьером Безуховым – но это уже другой мир. Пьеру Надя бесконечно симпатизирует. Он свой, добродушный, ему можно доверять. Он тот, кто поймет… Пьер трогателен и растерян на Бородинском поле. Он не пал духом в плену. Он именно тот, кто скажет Наташе в самую трудную минуту: «…да если бы я не я, а самый лучший мужчина на свете, я сейчас бы стал просить Вашей руки …» Он именно «герой», тот, кто сделает Наташу счастливой матерью. Вслед за Наташей Надя Рушева называет Пьера Безухова своим любимым героем.

К Андрею Болконскому у Нади другое отношение. Для Наташи он остается аристократом, сухой, надменный, замкнутый. Ее неприязнь к князю Андрею сказалась даже на количестве его изображений. Их в серии всего пять.

Рассказать обо всех рисунках Нади невозможно. Все ее иллюстрации к роману «Война и мир» великого русского писателя находятся в фондах Государственного музея Льва Николаевича Толстого в Москве на улице Пречистенка, 11/8. Многие рисунки репродуцированы во многих буклетах, каталогах, книгах и альбомах о творчестве Нади Рушевой.

Автором этих строк были проведены лекции по этой теме учащимся старших классов МБОУ СОШ № 1 и Государственного лицея Республики Тыва в конференц-зале музея с показом слайдов рисунков Нади и московской квартиры Рушевых. Школьникам было интересно узнать о жизни и творчестве художницы, о ее работе над иллюстрированием романа. Мало кому известно, что к тринадцати годам Надя овладела техникой скорочтения, когда одним взглядом охватывается несколько строк или даже абзац – это характерно в основном опытным художникам. Затем зрительная память человека мгновенно отпечатывает в мозгу увиденный текст. Как признались учащиеся, немногие из них начали читать этот эпический роман, а прочтут до конца единицы. При опросе многие из них хорошо знают, кто мама и отец Нади Рушевой, сколько рисунков она сделала за свою короткую жизнь. Ведь в Национальном музее им. Алдан-Маадыр постоянно действует экспозиционный зал Нади Рушевой, в котором периодически организуются стационарные выставки, посвященные творческому наследию семьи Рушевых, составляющие золотой фонд культуры и искусства Республики Тыва.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2020, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта