Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 23 июля 2019 г.
12 сентября 2012 Тува. Общество

"Шестьдесят богатырей" были скотокрадами и преступниками?

"Шестьдесят богатырей" были скотокрадами и преступниками?Я поддерживаю тех людей, которые написали статью в вашу газету о том, что «шестьдесят богатырей» на самом деле являются скотокрадами и преступниками, и не нужно их возвеличивать. Если обратиться к истории кочевых народов Центральной Азии, то видно, что это явление порицалось, а виновные жестоко наказывались.

Ордынцы, которые издревле вели междоусобные войны, истребляли себя в борьбе за богатства и пастбища. Люди этих племен не знали законов, обычаев. Поэтому среди них были воры, лжецы, разбойники.

Этим людям в собственном жилище не «являлось солнце». Лошади их не имели отдыха и неизбежно погибали. Таково было это племя – без порядка, без смысла.

Чтобы держать их под контролем, Чингисхан имел в своем распоряжении военную организацию, основу которой составляли заслуженные ветераны. Он издал Ясу (или джасак), которая была сводом законов, которым все должны были следовать. Яса предписывала любить друг друга, почитать старших и нищих, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не предавать. За нарушения полагалась смертная казнь.

«Чингисхан стал управлять примкнувшими племенами посредством твердо установленного ясака. Умных назначил беками (начальниками) войска. Проворных и ловких – табунщиками. Глупых, давши им небольшую плеть, послал в пастухи. По этой-то причине дело его (Чингисхана) возрастало день ото дня, от неба нисходила победоносная помощь, летние кочевки его стали местом ликованья и пированья», – сообщалось в исторических источниках.

Его законы были жесткими: тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан был возвратить ее хозяину с прибавкой девяти таких же лошадей: «если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать, как барана».

«Степень их повиновения своему господину несравненно выше, чем в любом другом обществе, – отмечал отважный брат Карпини (священник, посланник Папы Римского), – и он выказывал им свое огромное уважение и никогда не обманывал их ни словом, ни делом. Они редко ссорятся и скандалят, а нанесения друг другу ранений, а тем более, убийств друг друга у них почти не бывает. Нигде не встретишь у них воров и грабителей, поэтому они никогда не запирают свои дома и кибитки, где лежат их вещи и драгоценности. Нашедший домашнее животное не забирает его себе, а, как правило, отгоняет к десятнику, ведающему такими пропажами. В общении друг с другом они учтивы и при всей скудности провианта охотно им делятся. Они очень терпеливо переносят лишения и даже, если приходится, могут голодать день-другой».

Эти законы стараются соблюдать и в современной Монголии. По статданным 2009 года, на 2 млн. 600 тыс. жителей приходится 44 млн. голов всех видов скота.

В дореволюционной Туве, когда всевозможные налоги довели народ до нищеты, появились кайгалы, которые крали скот. Некоторые шайки скотокрадов организовывали нойоны. Когда эти шайки стали угонять целыми стадами скот с территории Монголии, монгольские нойоны пожаловались китайскому наместнику на беспредел скотокрадов с тувинской стороны. Впоследствии была организована карательная экспедиция для поимки скотокрадов, которые убежали в горы. Их поймали и казнили как бунтовщиков.

В советское время их назвали «шестьюдесятью богатырями». По китайским же законам, они были опасными преступниками и подлежали смертной казни. Китайские законы исполнялись в крайних случаях. После показательных казней в Урянхае (где соблюдалось обычное право тувинцев) уменьшились кражи скота.

Предлагаю вниманию читателей отдельные главы уголовной части Уложения китайской палаты внешних отношений (маньчжурские законы, действовавшие в Туве с 1818 до 1911 года).

Глава 2. Постановления против разбоев и грабежей. Ежели кто из монгольских чиновников или простолюдинов один или двое, или же несколько человек, собравшись вместе, будут производить разбои и грабежи, причем лишать еще жизни ими ограбленных; то, не разбирая ни зачинщика, ни его сообщников, предать всех смертной казни отсечением голов, которые выставить при том на показ народу; а все движимое и недвижимое их имение отобрать и отдать семействам погибших от рук сих злодеев.

36. Ежели кто воровским образом отгонит у кого из Монголии более 30 скотин, то не разбирая ни главного вора, ни его сообщников, приговорить всех к удавлению. Тех же, кто не был при отгоне чужого скота, но вошел в раздел полученной корысти, освободить от позорной смерти, сослать в дальние губернии, чтобы употребить на тяжелые работы.

37. Ежели количество скота будет не более 30 и не менее 20 приговорить всех к удавлению.

38. …от 10 до 20 голов — то главного вора приговорить к удавлению, остальных участников – в ссылку.

39. …от 6 до 9 голов, то зачинщика отправляют в ссылку.

40. …от 3 до 5 — главного отправляют в ссылку, кто не был при отгоне скота, того наказывают плетью по 100 ударов и потом отпускают.

41. …ежели не превзойдет 2 голов, то главного преступника сослать в ссылку, а сообщников наказать плетью по 100 ударов.

42. Четырех баранов считать по цене одним быком, лошадью, верблюдом. Украли менее 4 овец — главарю 100 ударов, 80 сообщникам.

44. Если кто украдет собаку или свинью, курицу, гуся и утку, то за первых двух взыскать с преступника один пяток скотин, за последних трех по одному быку 3-х лет, а сверх сего непременно отобрать у вора и все похищенное им.

49. Если похищенные вещи будут стоить от 120 лан серебра, то главного вора приговорить к удавлению, сообщников приговорить к ссылке в дальние губернии на тяжелые работы.

В ТНР постановлением председателя правительства Монгуша Буяна-Бадыргы было разрешено ловить главарей группировок скотокрадов, сдавать их властям или убивать их безнаказанно. Так жестоко боролись со скотокрадами в ТНР. Скот раздали беднякам, и каждая семья должна была обеспечивать себя сама. Все трудились, не покладая рук. У кого не было скота, нанимались рабочими в разные мастерские. В газетах изредка упоминалось о краже одной коровы. Перед войной общее количество скота всех видов достигало 1 млн. 200 тыс. голов.

Законы о скотокрадстве ТНР были такие, как Уголовный закон ТНР 1934 года. Вот выдержки из его Особенной части.

121. Тайное, а равно открытое похищение лошадей и другого крупного скота, принадлежащего государственным, кооперативным или общественным учреждениям и организациям, влечет за собой лишение свободы на срок не ниже одного года. Те же действия, совершенные в отношении мелкого скота и молодняка крупного скота, влечет за собой лишение свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.

127. Хищнический убой или умышленное изувечение скота, а также иные злостные действия, повлекшие за собой гибель или порчу скота, принадлежащего государственным, кооперативным или общественным учреждениям и организациям, влечет за собой лишение свободы на срок от одного года до 8 лет.

128. Преступно-небрежное обращение со скотом…, если при этом имели место гибель или порча отдельных голов скота, влечет за собой лишение свободы на срок от 6 месяцев до 2-х лет или исправительные работы на срок до 1 года. В тех случаях, когда эти действия имели систематический характер или повлекли за собой потерю значительного количества голов скота, лишение свободы на срок от 2-х до 5 лет.

131. Тайное, а равно открытое похищение лошадей и другого крупного скота у трудового земледельческого и скотоводческого населения, а также и у отдельных граждан, влечет за собой лишение свободы на срок до 7 лет. Те же действия, совершенные в отношении мелкого скота или молодняка крупного скота – лишение свободы на срок до 2-х лет. Всякая кража скота, совершенная повторно или по предварительному сговору с другими лицами, – лишение свободы на срок до 10 лет.

141. Хищнический убой или умышленное изувечение скота, а также иные злостные действия, повлекшие за собой гибель или порчу скота, принадлежащего отдельным гражданам, влечет за собой лишение свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.

Обратимся к нашей действительности. Кража скота приобрела характер национального бедствия в 90-е годы прошлого столетия. Крали последнюю корову у пенсионера и целые стада у чабанов. Такая же картина наблюдается и в наши дни. А все потому, что наши законы очень снисходительны к пойманным ворам, их, как правило, осуждают на незначительные сроки. Вот пример. 6 марта 2012 года Верховный суд РТ осудил двух скотокрадов, угнавших 18 лошадей с территории Монголии. От табуна осталось 6 лошадей, остальных они успели реализовать. Суд посчитал, что исправление и перевоспитание преступников возможно и без изоляции от общества, и приговорил их к условному сроку наказания. Монгольский чабан подал исковое заявление о возмещении причиненного ему материального ущерба за дюжину невозвращенных ему лошадей.

Если суд будет принимать такие решения, то кайгалы будут стадами красть скот у граждан Тувы и Монголии. Существуют устойчивые воровские группировки скотокрадов, а наказание отбывают только единицы. Нужно всем народом осуждать этих преступников и ужесточать меры их наказания.

Явлению «Шестидесяти богатырей» необходимо дать правильную оценку.

Иллюстрировано кадром из фильма "Шестьдесят беглецов" (1991)

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2019, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта