Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 10 декабря 2019 г.
14 августа 2012 Тува. Общество

Знакомьтесь: Шой Чурук

Знакомьтесь: Шой ЧурукВ выставочном зале Дома художника Кызыла в летние дни экспонировалась персональная выставка живописца, члена Союза художников России Ш.У. Чурука. Были представлены свыше 50 своеобразных произведений, созданных за последние годы.

Многие его картины на вернисаже завораживают яркой пасто-зной живописью, вроде бы простым композиционным сюжетом, но раскрывающим определенные глубинные особенности цветопередачи народного искусства.

Некоторые посетители высказывали мнение, что это абстракционизм, другие – это символизм, третьи – это авангардизм. Но видим несколько пейзажей и натюрмортов, выполненных автором в реалистическом стиле. Многим нравится цветовой колорит его полотен, другим – сюжетная символика, исходящая от народных орнаментов, предметов кочевого обихода аратов-животноводов.

Так кто же это, Шой Чурук? Символист ли, абстракционист ли, авангардист ли? Трудно ответить на этот вопрос. Но ясно одно: он многогранен, черпает определенные завязки сюжетов, колористические приемы из современных течений, искусства ХХ века. И живопись Шоя Чурука – это новое явление в изобразительном искусстве Тувы начала XXI века.

Шой Улзайович становится известным в Туве художником-живописцем в начале 2000-х годов, недавно его приняли в члены Союза художников Российской Федерации. Он активно участвовал во многих местных, республиканских, выставках с 1998 года, затем – в региональных, с 2007-го.

Ш. Чурук со школьных лет занимался рисованием, изучением народного творчества тувинцев, резьбой по дереву и камню, писал живописные пейзажи. После окончания средней школы он поступил на художественное отделение Кызылского училища искусств, которое успешно закончил в 1986 году. В 1990-е Шой Чурук стремится вырасти профессионально в выбранном искусстве, бывает в Национальном музее, у известных живописцев СХ Тувы, тогда и воспринимает методы реалистической живописи. Наряду с этим он изучает творчество кочевого народа, сохранившего его древние истоки. В это время он работает художником-оформителем, затем увлекается новым искусством оформления – дизайном, который становится основным средством заработка и главным хобби, увлечением.

С 2000 года Ш. Чурук стал больше работать над живописью, создавая интересные по сюжетной тематике полотна, более полно раскрывать художественный замысел в портретах, натюрмортах и пей­зажах. Участвовал в таких крупных выставках, как «Сибирь – Х» (Новосибирск, 2008 г.) в г. Эдирна (Турция, 2008 г.), республиканская в Красноярске (2009 г.), региональная «Две реки: Иртыш и Енисей» (Красноярск, 2011 г.). Он стал одним из победителей нашего конкурса, посвященного 90-летию образования Тувинской Народной Республики в номинации «Живопись», с картиной «ТАR» (2011 г.).

Его произведения отражают национальный колорит, самобытное мировоззрение и своеобразный пластический язык живописной манеры. Темы для картин он ищет в бытовой, фольклорной жизни древней и современной истории Тувы. Многие работы носят тувинские названия, но они, прежде всего, выделяются и живописным колоритом, и предметным антуражем на полотнах.

Рассмотрим несколько произведений Шоя Чурука. К примеру, картина «Чурталгаже орук (Дорога жизни)», 2008 г., изображает в декоративно-плоскостной трактовке цветные силуэты птиц на фоне разноцветных прямоугольников, полуовалов, треугольников, символизирующих разные периоды прохождения жизни. Здесь больше всего авторского миропонимания течения жизненного времени, словно в трехмерном пространстве.

Другое полотно – «Баглаашкынын сактыышкыны (Воспоминания коновязи)», 2012 г., повествует о близком и вечном, изображая такой обычный предмет возле тувинской юрты. На холсте видно, как восходит солнце, освещая яркими радостными лучами все вокруг – и склон холма, и «главное действующее лицо», и несколько кустиков перекати-поле. Только пусто место возле столбика, лишь на его стволе трепещет голубая лента. Вот что осталось от верного друга коновязи, которая долгие годы служила скакуну и дружила с ним, недавно ушедшем в иной мир. Когда смотришь на эту картину, что-то по-человечески щемящее трогает струны вашего сердца, и, возможно, вы вспоминаете любимых друзей, ушедших за наш видимый горизонт…

Философско-нравоучительным смыслом наполнена картина «Богатство жизни», 2011 г., в которой коновязь в центре холста для арата-кочевника не должна пустовать. На фоне синего неба можно увидеть шаманскую стрелу и силуэты четырех видов домашнего скота.

Большое полотно «TAR (ТНР)», 2011 г., посвящено 90-летию образования Тувинской Народной Республики. На нем изображены, по мнению автора, три представителя народных слоев государственной власти: в центре показан чиновник с флагом в одной руке, с гербовой печатью – в другой, по обе стороны от него видны буддийский монах и вооруженный арат с винтовкой в руке. Выше этой группы видна часть герба ТНР, принятого после 1926 года и напоминающего герб РСФСР. По сторонам от него изображена надпись на старомонгольском языке, в переводе означающая: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь». Конечно, сюжет решен в плакатном ключе, что характерно было для того времени, но он привлекает утверждающей жизненностью и ярким цветовым строем.

Полотно «Хун-Хурту» сразу отождествляется со всемирно известной фолкэтногруппой тувинских горловиков с таким же названием. Картина изображает простой солярный знак-свастику, означающий символ солнца, концы которого неравнозначно удалены от центра, а четыре конца, сворачивающиеся в геометрический меандр, разновелики по своим пропорциям. Верхний меандр более велик, по сравнению с другими, к тому же имеет красный оттенок, что означает его лидирующую роль. Так и в группе «Хун-Хурту» лидирующую роль играет знаменитый Кайгал-оол Ховалыг. При внимательном рассмотрении видно, что линии солярного знака излучают солнечные лучи желто-серебристого оттенка в виде плотных пастозных мазков масляной краски. Так и на концертах группы «Хун-Хурту» от их исполнительского мастерства и таланта исходит осязаемая человеческая теплота и любовь к людям на всей Земле.

Таких картин в багаже художника немало, некоторые их них неравноценны по своей художественной выразительности, другие выполнены в более декоративном ключе, словно для украшения интерьеров учреждений, кафе, ресторанов и клубов. Среди них можно выделить большой триптих «Чонумнум хээлери» (2012 г.), картину «Хам-тыт» (2012 г.), триптих «Зов небес» (2009 г.), «Небосводы» (2010 г.), «Тере-хол чигир» (2012 г.). Привлекает внимание динамичной энергией полотно «Эзирнин деви» (2010 г.) и особым цветовым формообразованием холст «Мелодии гор» (2010 г.).

В настоящее время Шой Чурук постоянно стремится к творческому совершенству, повышению мастерства. Он активный участник общественной и творческой жизни коллектива тувинских художников, наставник молодых, является председателем выставочного комитета СХ Тувы.

Шой Улзайович находится в расцвете творческих сил, полон замыслов и стремится к новым достижениям.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2019, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта