Тувинский театральный бомонд взорван премьерой нового спектакля Марины Идам. «Карангы ийи кижи» («Двое в темноте») — безусловно, самое яркое событие нового театрального сезона. Неформатная драматургия, выбивающаяся из классической тувинской театральной школы, может стать новым трендом в театральной жизни Тувы.
Действия спектакля разворачиваются в обычном подвале многоэтажки, исковерканного современной войной. В полутьме тихого подвала встречаются двое молодых людей, с разными ценностями, культурами, взглядами на жизнь. Она — продукт современного урбанизированного миллионика. Он — дитя войны. Совершено противоположные, созданные разными мирами, они находят общую человеческую ценность — любовь.
Посыл режиссера был услышан и совершено понятен любому человеку, пусть это будет подросток-максималист или созревший взрослый человек. Универсальная ценность человеческих отношений не имеет национальностей, статуса, географических границ. И всегда будет актуальна для зрителя.
Потрясающая находка режиссера, языковой формат. Диалоги так же, как и национальные признаки строятся на двух языках. Тувинский язык стал универсальным инструментом, переносящим действия на совершено другую национальную платформу. Спектакль с успехом можно показывать на бурятско-русском, якутско-русском или на любом другом языке национальных локаций нашей страны. Я был потрясен, как органично представлена ментальность кавказского боевика, разговаривающего на тувинском языке. Это многократно усиливает эффект и создаёт страх перед войной с национальным окрасом. Великолепная режиссерская находка!
Эпатажность спектакля состоит в том, что зрителю представлена игра двух актеров для тувинского зрителя весьма необычная. Спектакли, эксплуатирующие не только аудиовизуальные органы человека, но и заставляющие задуматься, затрагивающие струны человеческих эмоций, приводящие к размышлению, будут востребованы у искушенного зрителя.
Оформление сцены, бесспорно, заслуживает отдельного внимания. Военный минимализм, вместе с блестящим звуковым рядом, достоин всяческой похвалы. Декорации дополняют краски в унылый мрак подвала. Доисторический граммофон, звуки кавказских мелодий, взрывы, стрельба, переносят зрителя в чуждый и агрессивный мир другой реальности. Особым бестелесным персонажем становятся голоса русских солдат, которые изредка врезаются в сюжет, и создают ощущение, что это наша война, она происходит у нас.
Игру актеров Саяна Монгуш и Аржааны Дамдын следует рассматривать как эксперимент в новом формате. Немножко непривычно, немножко страшно. Но с игрой они справились блестяще, впереди их ожидает более глубокое осмысление роли. Экспериментальный театр может стать хорошей школой для молодежи.
Зрители, бесспорно, были в глубоком культурном шоке. В зале было много детей, для которых эта история стала настоящим откровением. В первой части спектакля, в местах, где нужно было плакать, у многих действие вызывало смех, но этот смех можно было интерпретировать как слёзы. Слёзы от драматизма действий заменяли маской смеха. Смею успокоить режиссёра, огорченной неадекватной реакцией зала, смеха на самом деле не было, были эмоции, море эмоций, многие плакали, другие тоже плакали, но скрывали слёзы.
В итоге проект, безусловно, можно назвать самым ярким театральным событием последних лет, я бы сказал это культурная революция, большой взрыв «сверхновой». Революция, закручивающая новый виток в развитии тувинской драматургии, создающая новый формат, не боящийся смелых экспериментов. Это уже новый театр.