Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 13 декабря 2019 г.
14 февраля 2012 Тува. Общество

Тувинская легенда о сотворении мира

Тувинская легенда о сотворении мираЛегенда «О сотворении мира» впервые воссоздана в письменном виде аспирантом Тувинского госуниверситета Ай-беком Соскалом по просьбе директора ансамбля «Эдегей» Кимы Чозаровны Донгак. Для очередной постановки ей необходимо было обосновать: откуда в традиционной тувинской культуре появился Соок-Ирей? Дизайнер и балетмейстер Вячеслав Донгак на основе этой легенды создал костюм Соок-Ирея.

 

Адыг-Тулуш: Когда, создавалась Мать-земля, Солнце и Луна позвали создателя-чаякчы Небо-отца. Солнце светило днем, а Луна ночами. В то время земля была ровная, а небо – синее синего, и ничего не происходило. От тоски Мать-земля рассердилась, образовались горы и равнины, морщины и соленые озера.

Небо-отец – Дээр Тенгри, увидев страдания Матери-земли, вдохнул свой тын-дух, и живительные облака полетели на землю. На высоких вершинах гор – хаялар, единое целое облако-тын рассеклось на четыре части света и ожило, превратившись в четырех Улу-драконов. Из них тяжелее всех был старший брат-Улу, холодный, белый, серебряный, как молоко Матери-земли, его назвали Кыш. Младшую сестру назвали Час-весна, она оживляет растения и животных. Третьего улу назвали Чай-лето, он очень жаркий, быстрый, веселый, беззаботный, зеленого цвета. Младшая Улу-Кус – осень, она красавица, но плаксивая, капризная, вобрала в себя помаленьку от старших братьев.

Они беззаботно летали во Вселенной, но старший брат лег отдохнуть на землю и уснул. Он спал крепко, пока сестры и братья искали его, он оброс камнями, лесами и животными. Так образовалась гора Танды-Тайга.

В самые холодные дни зимы происходит волшебство с духом Улу, он превращается в человека – Соок-Ирея. Тело его, руки, ноги состоят из тош – льда. У него взгляд холодный, вид тоскливый, усталый. Волосы, брови, борода покрыты белым инеем, как все деревья и кусты. Чтобы солнце не растопило, и люди не увидели его, он одевается. Его одежда из белого, синего цвета, напоминает лед, сосульки, торосы. А на шапке его видны солнечные и лунные цвета, и знаки напоминают о его неземном происхождении.

Когда он ходит по кожуунам, холодит все вокруг – птицы падают на лету, у скотины рога отпадают, реки замерзают, а землю белой шубой покрывает. Даже серый заяц – тоолай становится белым, чтоб одиноко идущий Соок–Ирей не заморозил его.

Соок-Ирей летит в гости к людям по всей Туве в дома и юрты там, где тепло и весело. Когда он радуется со всеми, в юрте и на улице становится теплее. Он может превратиться в холодного старца, молодого парня или красивую девушку среди нас, но его все равно можно «вычислить»: он всегда холодный, усталый, грустный. Он не греет людей.

Когда люди начинают говорить: поскорей бы весна наступила, Соок-Ирей теплеет. От тепла человеческих пожеланий он испаряется, и его дух возвращается в недра тайги Танды-Уула.

– Дед, а почему он испаряется?

 Потому что только лю­ди обладают душевной теплотой и своим мыслями о будущем, о хорошем могут растопить самый холодный тын – Улу. 

– Дед, а почему ему дом не построить, чтобы он не ходил и не морозил?

– Тувинский народ уже построил ему большую юрту – ог, что находится в местечке Алдын-Булак, окруженном скалами, чтобы было больше тени. И люди из всех уголков туда ездят, чтобы его повеселить, согреть, чтобы он их не заморозил.

– Дед, а почему он становится Улу?

– Они давно хотели обрести свой образ. Но на земле Небом-отцом все животные, птицы уже были созданы. Они не могли стать одними из них. И тогда они вобрали в себе все помаленьку: рога у быка, голову – у верблюда, туловище – у змеи, кожу – у рыбы, крылья – у птиц. Они обрели то, чего не хватало другим животным и птицам, поэтому они могут и ползать, и летать, и плавать, и нырять.

– Дед, а почему Дух Дракона приходит к людям?

 Только люди могут помнить о своих родителях. Только благодаря людям у драконов есть память, поэтому они постоянно помнят о Небе-отце и Матери-земле.

К концу зимы мы устаем и проводим в честь Дракона Танды-Уула праздник Шагаа в каждом доме. Растения и животные тоже устают от белого цвета и холодов. (Гагаа – уставать, шаг чок, шаам чок). Поэтому когда старший брат Улу устает, он теряет память, и люди начинают его веселить, радовать, готовиться к встрече с весной, когда все рождается на земле. Лето называют чайлыг, чайлаг. А осень кус – кузелдих. Когда все окрепли, сыты и довольны, люди и животные готовы встретить зиму.

Поэтому в лютые морозы, когда приходят гости, надо говорить только о хорошем и радостном, о весне, лете, осени. А год по тувински называется чыл, (чылар – передвигаться,) от зимы – к весне, от лета – к осени происходит круговорот жизни на земле, и достойные звери заняли в нем 12 мест, они все смертные. Только солнце, луна, небо, земля – вечные.

Дух-тын покоится в недрах Танды-Уула, он – хранитель тувинского народа. Все мы, тюрки, поклоняемся в благодарность небу, земле, делаем благопожелания алгыш-йорээл. Говорим всегда «Оршээ, Хайыракан», чтобы до-неслось до девяти небес.

– Дед, а почему шаманов называют адыг-ээрен (дух медведя)?

– Потому что растениям, животным и людям досталась частичка создателя Тын, они также как Улу – родственники. Истинное название шамана – Кам-кижи, переводится как защитник рода-племени. Есть еще албыс-шулбус, которые мешают жить людям, потому что они не нашли свое тело на земле, от того они злые и нехорошие. С древних времен повелось так, что Кам–кижи при рождении получает чуть больше небесного тын-духа. Он может путешествовать в миры, обладая памятью и сознанием, используя свой солнечный бубен.

– Дед, а от кого мы произошли?

– Мы – из рода медведей, произошли от медведя. Когда-то он хотел достать Небо-отца, взобрался на вершину горы Тей и коснулся неба. Тут его утреннее солнце опалило, и он спустился со скал без шкуры, а скалы без леса и травы остались, так и появилось племя Адыг-Тулуш. И те скалы теперь называются Хайыракан, и село называется так же, оно находится в Улуг-Хемском кожууне. Вот видишь, мои волосы тут белые – это знак создателя, мы – избранные небом.

Поэтому мы поклоняемся Отцу-небу – Тэнгри. Ежегодно люди должны подниматься на гору Бай-Тайга. Они одевают шапки с острыми верхушками – это знак неба и солнца, напоминающий о том, что мы спустились со скалы на равнину и стали людьми.

Все, и легенды конец, кто-то идет к нам в гости, готовьте чай, сладости, будем радоваться, а вдруг это Соок-Ирей? Если не будем радоваться, он нас превратит в лед.

При иллюстрации использована репродукция картины Н. Рериха

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2019, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта