Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 19 января 2020 г.
23 января 2012 Тува. Общество

В Туве началась подготовка к национальному празднику Шагаа

Пресс-служба Правительства РТ

В Туве началась подготовка к национальному празднику ШагааШагаа (Новый год по лунному календарю) в Туве нынче встретят 22 февраля. Распоряжением Правительства Тувы создан оргкомитет под председательством вице-премьера Артура Монгала, в него вошли члены кабинета министров, ответственные работники аппарата, руководители республиканских и учреждений. Руководителям муниципальных образований рекомендовано принять правовые акты по ограничению (запрету) розничной продажи спиртных напитков в стационарных торговых точках, местах поведения праздничных мероприятиях. Напомним, что Шагаа принято праздновать без алкоголя, и эту традицию власти активно поддерживают.

До 25 января республиканский оргкомитет должен утвердить план мероприятий, посвященных Новому году по лунному календарю. Свои планы проведения должны разработать и администрации районов. Главная задача – сделать праздник интересным для жителей всех возрастов и национальностей, пропагандирующим добрые народные традиции и ритуалы. Мэрии Кызыла и министерству культуры рекомендовано оказать содействие Управлению Камбы-ламы РТ в организации праздничных молебнов в столице Тувы. Накануне Шагаа верующих принимают не только хурээ, но и учреждения культуры республики.

В дни праздника органы правопорядка перейдут на усиленный вариант несения службы, на предприятиях и в организациях будет организовано круглосуточное дежурство. Агентству ГО и ЧС РТ рекомендовано совместно с главным управлением МЧС России по Туве накануне Шагаа проверить соблюдение требований пожарной безопасности в социальных образовательных и культурных учреждениях республики.

О празднике Шагаа 

К Шагаа нужно готовиться заранее. Накрывать богатый стол при встрече Нового года - символ благополучия в следующем году - входит в традиции многих народов. Еще в конце октября-ноября вы должны были зарезать самого жирного барана, сложить мясо в его желудок и закопать в яму, недалеко от вашей юрты. Представим, что так оно и было. В феврале (обычно Шагаа приходится на этот месяц) бараны худые, изможденные бесконечной зимой, поэтому мясо готовили заранее. 

ТЕПЕРЬ ПРИСТУПИМ К УБОРКЕ Дело в том, что Шагаа - это праздник Нового периода в жизни, праздник обновления, то есть праздник встречи Весны, когда просыпается природа, поэтому главный смысл его проведения - очищение. За два-три дня до Шагаа начинайте выносить на чистый снег свои вещи и тщательно вытряхивайте из них всю пыль и грязь, накопившуюся за год. Выколачивать пыль нужно с большим чувством, самозабвенно, так как это не столько гигиенический, санитарный процесс, сколько психологический: все плохое, что было в прошлом году, должно навсегда уйти (болезни, ссоры, смерть близких). Вот почему в этой уборке должны участвовать все члены семьи, даже малыши. Все должны очиститься. Вы убрали все в своем жилище, украсили еловыми ветками юрту (у многих народов хвойные деревья являются символом долголетия), теперь приступим к подготовке.

МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ ОСНОВНОГО РИТУАЛА ШАГАА Главную, молитвенную часть нужно проводить на возвышенности, совершать обряды на горе - это древнетюркский обычай. Если вы хотите соблюсти древнетюркские обычаи до конца, то устройте костер на востоке, самой почитаемой тюрками стороне -там восходит солнце, значит, оттуда приходит новая жизнь. Совсем необязательно забираться высоко, найдите небольшую возвышенность. На ней надо установить жертвенник - сан салыры. Сан - это тибетское слово - возжигание, воскуривание, фимиама, для тувинцев - артыша. Дым с благовонием очистит вас от всех бед, которые, "возможно, уже витают вокруг вас. Вы еще не забыли, что главный СМЫСЛ Шагаа - очищение? Сан салыры делаем следующим образом: на сооруженной из снега небольшой горке устанавливаем три больших плоских камня в виде круга и на нем возжигаем костер. Итак, главное ритуальное место готово, надо его украсить. Возьмите два хвойных деревца, установите в горке снега, на расстоянии друг от друга в несколько метров. Соедините деревья веревкой на высоте 30-40 сантиметров от земли и привяжите к ней чалама - ленточки белого цвета. Богатые люди делали чалама из бумаги, так как она привозилась из Китая и стоила безумно дорого. Эти ленточки - своеобразная бессловесная молитва участников ритуала о благополучии - своем и близких. Такие «воротца» надо было установить не только около жертвенников, но и около дома. У японцев есть точно такая же традиция, интересно, кто у кого заимствовал? Но, возможно, что никто ни у кого, так как у нас общие предки - гунны. Так вот, японцы считают, что это украшение - «воротца» - кодомацу - говорило о том, что дом готов к приему Божества Нового года. Если вы хотите узнать об этом подробнее, почитайте книгу «Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии» (Москва, 1989). Вечером, перед Шагаа, наготовьте много молочных, мучных и мясных блюд, приготовьте лучшую одежду себе и детям, украсьте, кто еще не успел, хвойными ветками жилище и ждите утра.

СПАТЬ ИЛИ НЕ СПАТЬ ПЕРЕД ШАГАА?Скажу честно, я много разговаривала со стариками - знатоками фольклора и традиций, никто никогда не говорил, что не надо спать. Единственное, что точно известно и не вызывает вопросов, - это то, что в ночь перед Шагаа не спали ламы, они собирались в одном месте - в хурээ - и всю ночь читали молитвы, миряне в это время в хурээ не допускались. Молитвы читаются о благополучии всех людей, в том числе и о вашем. Спите спокойно! Но не проспите рассвет. Незадолго до восхода солнца мужчины, взяв праздничную пищу, свежий чай, отправляются к жертвеннику - сан салыры возжигать костер. Выстраиваются перед жертвенником лицом к востоку, и старейший из них, разбрызгивая чай на костер по четырем сторонам света восточной ритуальной ложкой тос карак, при первых лучах солнца начинает читать йорээл - благопожелание, обращаясь к духам - хозяевам местности, прося благополучия людям. Затем начинается индивидуальное моление. Георгий Курбатский, исследователь тувинских праздников, описал один из вариантов таких молений: все, обращаясь лицом на восток, снимали шапки и кидали их на снег перед собой, поправляли одежду, огниво, кисет, опускали с поясов ножи на цепочках, садились, вытянув вперед правое колено, разостлав полы тонов (национальная одежда), и троекратно молились, воздевая вверх руки, низко кланялись на четыре стороны, сначала на восток, в сторону восходящего солнца, потом - по его движению. Все падали головами на юг. Затем мужчины обходили жертвенник три раза по направлению солнца, при этом обращались к ведущему: «Амырла дыр бе?» или «Амыр!» - «Мир всем!». Он отвечал тем же. После моления - самой важной части праздника, дающей ощущение уверенности в завтрашнем дне, начинаем очередной ритуал очищения. А. Адрианов, очевидец Шагаа -1916, писал, что «ведущий отошел от жертвенника и, выбрав место с чистым снегом, где не было хожено и замусорено, лег на снег и начал тереться об него спиной, плечами, а потом перевернулся на живот, на один бок, на другой, а, встав, начал вытряхивать свою шапку. Его примеру последовали все остальные, начав вертеться на снегу, иные же просто брали снег горстью и терли им свои шубы». 

А ТЕПЕРЬ ПЕРЕХОДИМ К ПРИВЕТСТВИЮ - ЧОЛУКШУУРУ Современная форма приветствия - рукопожатие и слово «эки» («хорошо» - калька с русского «здравствуй») - вошли в обиход в первые годы ТНР, в начале 20-х годов прошлого столетия. Об этом рассказал нам замечательный знаток тувинской и монгольской старины Кыргыс Додаевич Аракчаа. До этого времени объяснялись благопожеланиями. Только раз в году, во время Шагаа, применялась особая форма приветствия: младший по возрасту протягивал к старейшему руки ладонями вверх, а то опускал свои руки ладонями вниз. Руки обоих при этом соприкасались только на уровне локтей. Если вы ровесники, попробуйте, как в старину, посоревноваться, кто быстрее протянет руки ладонями вверх, стараясь показать свое уважение. Ваш партнер, если он воспитанный человек, должен постараться опустить руки под вашими руками опять же ладонями вниз. Так продолжается до тех пор, пока кто-то из вас не коснется земли руками. Что при этом говорим? Основа диалога канонизирована, всевозможные дополнения только приветствуются. Главное: «Амыр менди!» и ответ: «Менди чаагай!», «Сол менди» или просто «Амырла» («Мира вам и благополучия» и ответ: «Мир вам»)/_Не стоит приветствовать друг друга только супругам. Если с вами рядом встречает Шагаа чиновник высокого ранга, преподнесите ему кадак и подарки. Итак, дорогие мужчины, теперь вы знаете, что вам делать, готовьтесь к встрече к Шагаа! Дорогие дамы, не расслабляйтесь, давайте причесываться. Заплетите три косы, вплетите в них бусы - шуру, бисер - чинчи, банты и узорчатые украшения -чавага, спускавшиеся до пола. Г. Н. Курбатский советует надеть вам высокие с шелковым верхом и кистями шапки, шубы, подвяжитесь красными шелковыми кушаками, если их нет, то кожаными поясами с наборными бляхами. Побольше браслетов, колец, большие серьги. Смиритесь с тем, что по древним тюркским обычаям, женщины не допускались до моления. Очевидно, это связано с языческими представлениями, что на молениях мужчины по-особому, интимно общаются с природой. У вас будет свое моление. В очередной раз совершите обряд «очищения жилища»: обойдите три раза свой семейный жертвенник сан салыры, тихо, про себя, произнесите благопожелания, просите у духов их покровительства, благополучия, здоровья для членов семьи. К этому времени возвратятся ваши мужчины, и начнется вторая часть праздника. 

ПОЗДРАВЛЕНИЯ, УГОЩЕНИЯ, ИГРЫ Здесь нет четких правил поведения, учтите только один момент: классический диалог - приветствия при Шагаа. Этот диалог одновременно и поздравление с днем рождения так как конкретный день рождения не праздновался, все люди с приходом очередного Шагаа просто становились на год старше. После обильнейшей трапезы отправляйтесь играть, обязательно нужно скатиться с горы на необработанных шкурах крупного скота, выполнявших роль больших многоместных санок. Чем больше людей садятся, тем лучше. Вы еще помните, что Шагаа - праздник очищения? Представьте, это веселое занятие входит в общий церемониал очищения. Обязательно поиграйте в тэвек, родственный русским «почемучкам». Придя домой, еще раз поешьте, поиграйте в шахматы, домино, почитайте сказки. Назавтра - в гости, надо всех поздравить. И так три-четыре дня.

Помните об одном: Шагаа - самый трезвый праздник тувинцев. Это очень легко доказать: как всем известно, в феврале практически нет молока - основного продукта для изготовления араки. Так что по правилам, так по правилам! 

Подготовила Надежда Вдовина, Почетный работник образования РФ,Почетный работник образования Республики Тыва,учитель-методист.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2020, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта