Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 1 декабря 2021 г.
14 января 2012 Тува. Общество

Начались гастроли Национального театра Тувы по районам республики

Начались гастроли Национального театра Тувы по районам республикиНачались гастроли Национального музыкально-драматического театра имени В. Кок-оола по районам Тувы со спектаклем «Трагедия, которая может случиться» («В беспамятстве»). Пьеса написана по заказу Правительства Республики Тува, в ней затрагивается проблема наркомании и алкоголизма в обществе. Мы, в Шагонаре, тоже имели возможность увидеть новинку репертуара.

Автором выступил Леонид Кан-оол, заслуженный артист РТ, это его первый опыт в качестве драматурга. Язык пьесы жесткий, в некоторых местах переходящий норму литературного. Современной молодежи, может, близок такой язык, но то, что текст написан в стихотворной форме, а это не характерно для современной пьесы, приятно удивило. Динамизм и яркость спектаклю придает музыка композитора Октября Саая, с разной формой звучания: от лирики до рока.

Действие разворачивается в поселке, где молодые люди собирают коноплю, поощряемые главарем Мон-Кара (заслуженный артист РТ Сайдаш Монгуш). Его сопровождают помощники Дозар (заслуженный артист РТ Олег Сат) и Чооспай (Леонид Кан-оол), которые погрязли в изготовлении наркоты и алкоголизме. Артисты театра Анай-Хаак Донгак, Ляна Ондур, Елена Ооржак, Орлан Монгуш заняты в нескольких ролях: больная молодежь, страдающие наркоманы, продавцы киоска, черти ада.

Драматическая борьба начинается с появлением Дьявола (заслуженный артист РТ и Саха-Якутии Эдуард Ондар) во время наркотического бреда, где происходящее переплетается с реальностью. Все персонажи, управляемые Дьяволом и чертями, начинают совершать безумства, а главное – они не в силах противостоять и что-то изменить. Если ты под властью алкоголя и наркотиков, ты под властью Дьявола.

Не перестаю восхищаться заслуженным художником РФ Валерием Шульгой. Как он интересно решает задачи сценографии, выверяет декорации, придумывает костюмы. Это Большой Мастер. На этот раз приспособление круглой формы на сцене сначала становится киоском, затем – адским котлом, в конце спектакля превращается в буддийский молитвенный барабан «Колесо Мани».

В этом спектакле занят действительно сильный, великолепный мужской актерский ансамбль. Очень органичен в своей роли Сайдаш Монгуш, прекрасно поющий редкий актер. Яркий образ деградирующего селянина создал Леонид Кан-оол. А пластикой, дьявольским хохотом сразил Эдуард Ондар, какое удивительное чувство роли! За душу берет монолог Олега Сата, когда он восклицает в пустоту: «Отец! Я хотел узнать, зачем ты пил всю жизнь и сам стал алкоголиком», – что мурашки по спине бегают. За последние годы актер очень вырос профессионально.

Также убедительно сыграла роль несчастной беременной невесты актриса Олимпиада Чывырал, которая по сюжету попадает за решетку на девять лет, из-за обмана и лжи жениха Мон-Кара. А массовка быстро, незаметно перевоплощалась и демонстрировала качественное исполнение вокала и хореографии.

Персонаж Матери-Земли в пьесе очень кстати. Ее появление в начале спектакля – как предупреждение, а в конце – как наставление на правильный путь. Человек во все времена останется человеком, если будет близок к корням, к своей Земле, и не оступится, если будет прислушиваться к словам Матери. С этой ролью прекрасно справилась разноплановая талантливая актриса – заслуженная артистка РТ Саяна Сат.

После просмотра хотелось кричать: «Авторов! Браво, Леонид Кан-оол, Октябрь Саая!» Есть интересные находки, например, героев заставляет «проснуться» от дурмана чистый детский голос. Незатейливая песенка ребенка «Оой-Ээй» приводит к «прозрению», и персонажи один за другим начинают вращать молитвенный барабан, чтобы очиститься от негативной кармы.

Но здесь не хватило сильной «режиссерской руки». К сожалению, было заметно, что нет четко выстроенной режиссёрской линии. По закону драматургии, не чувствовалось кульминации, наивысшей точки постановочной работы. Если усилить эти моменты, спектакль только выиграет.

Узнав, что режиссура спектакля – плод коллективного творчества артистов, захотелось задать вопрос руководству театра. Где Альберт Хомушку, который буквально «взорвал» аудиторию постановкой «Вестсайдской истории», своим особым видением и восприятием как режиссер? Его надо вернуть, таких людей нельзя отпускать, создать условия, чтобы не уходили. Альберту Хомушку не следовало бы зарывать талант.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2021, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта