Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 24 июля 2021 г.
21 марта 2011 Тува. Общество

Ученые Тувы встретились с музыкантами из Японии

Ученые Тувы встретились с музыкантами из ЯпонииНакануне предстоящего концерта тувинско-японской музыки «Музыка без границ» 16 марта 2011 года, в конференц-зале Тувинского института гуманитарных исследований состоялась встреча ученых с музыкантами из Японии: Макигами Коичи – директором японско-тувинской ассоциации «Хоомей» в Японии, Янагия Кохару – известной певицей, музыкантом и Удаи Шика – композитором, музыкантом, аранжировщиком японской музыки. Творческий коллектив прибыл в Туву, чтобы дать совместный концерт с тувинскими артистами, в числе которых есть такие известные группы как «Хун-Хурту», «Тыва-кызы», «Эне-Сай».

Приветствуя гостей встречи, директор института Каадыр-оол Бичелдей выразил от имени коллектива и всех жителей республики соболезнования в связи с последствиями стихийного бедствия в Японии и поблагодарил артистов за то, что они нашли возможность приехать в столь тяжелое время к тувинскому зрителю, чтобы представить традиционное музыкальное искусство Японии. «Встреча с вами в эти дни по-особенному сближает наши народы»,- отметил К. Бичелдей. Отдельные слова благодарности выражены организаторам встречи Откуну Достаю и Терада Мао, студентке из Японии, обучающейся на 3 курсе Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола.

Рассказывая о себе, Макигами Коичи сказал, что после случившегося 11 марта землетрясения он не верил в возможность приезда в Туву. Никто не знал, будут ли осуществляться авиарейсы. Но, несмотря ни на что, все же артисты решили встретиться в аэропорту, понимая, что  их ждут зрители.

Первый раз Макагами Коичи побывал в Туве в 1995 году. Тогда он принял участие в международном симпозиуме по хоомею. Тогда же Макагами Коичи первый раз посетил институт гуманитарных исследований, где впервые познакомился с историей тувинской письменности, вызвавшей у него большой интерес. Музыкант очень рад, что вновь является гостем института. О его директоре, Кадыр-ооле Бичелдее, первый раз Макагами Коичи прочитал в японской газете. Несколько позже состоялось их личное знакомство. И сегодня ему вновь приятно встретиться с известным общественным и политическим деятелем Тувы и России.

Нынешний приезд Макагами Коичи в республику уже тринадцатый по счету. Основав в 1998 году японско-тувинскую ассоциацию «Хоомей», он ежегодно организовывает в Японии концерты тувинских артистов, знакомя японского зрителя с традиционным музыкальным искусством тувинцев – горловым пением. На вопрос о том, сколько, по его мнению, музыкантов владеет искусством хоомея в Японии, Макагами Коичи предположил, что около 10 человек и около 100 обучающихся мастерству. Сам Макигами Коичи  впервые услышал горловое пение в исполнении Геннадия Тумата - талантливого хоомейжи, песни которого были наполнены глубоким философским смыслом. Позже, уже серьезно занимаясь популяризацией традиционного тувинского музыкального искусства, Макагами Коичи записал в Японии диск в исполнении Ондара Монгун-оола.

Ученые Тувы встретились с музыкантами из ЯпонииДва года назад музыкант впервые снялся в художественном фильме. Кстати, благодаря Максиму Мунзуку,Народному артисту России и Республики Тыва, Макагами Коичи познакомился с семьей всемирно известного режиссера Акура Курасава. Встретившись во время своего первого визита в Туве с М. Мунзуком, Макагами Коичи получил от артиста просьбу напомнить Акура Курасава об обещанном диктофоне. Вернувшись в Японию, музыкант не знал, как же он, простой музыкант, будет искать возможность познакомиться со столь известным во всем мире человеком. Но Макагами Коичи повезло. Он нашел телефон сына знаменитого режиссера, который по-особенному относился к фильму своего отца «Дерсу Узала», главную роль в котором сыграл Максим Мунзук.

Молодая очаровательная девушка по имени Янагия Кохару оказалась исполнителем традиционной японской песни. Обучил ее этому искусству учитель, которого она всегда помнит и жалеет, что сейчас его нет рядом. Учитель умер в возрасте 80 лет. Пять лет назад Макагами Коичи первый раз пригласил Янагия Кохару в Туву. Познакомившись здесь с хоомеем, она заинтересовалась традиционным музыкальным искусством тувинцев, и это, по ее мнению, помогает глубже понять истоки традиционной японской песни. Янагия Кохару считает, что хоомей повлиял на качество исполнения ею японской традиционной музыки. На предстоящем концерте она будет выступать с известным тувинским артистом Андреем Монгушем. Она очень волнуется из-за событий в Японии. Ее дом в Токио. В тот момент, когда случилось землетрясение, Янагия Кохару была в магазине и почувствовала, как под ногами качается земля, будто она плывет в большой лодке. Очень сильно перепугавшись, она забыла рассчитаться с кассиром и скорее побежала домой, где оставалась ее мать. Дом уже был оцеплен полицией, никого туда не пропускали. Не помня себя, она преодолела заградительный кордон, чтобы только быть с матерью.

Удаи Шика – потомственный музыкант, как и его отец, играет на виолончели. Мать - оперная певица. Поскольку он рос в музыкальной семье, то с детства обучался игре на фортепиано, брал уроки сольфеджио. После окончания музыкальной школы, в которой обучают, основываясь на теории европейской классической музыки, он работал в оркестре, в составе которого дал около 200 концертов. Как и других музыкантов, его индивидуально обучал учитель. Для совершенствования игры на инструменте, Удаи Шика брал уроки и у иностранных исполнителей.

Сегодня Удаи Шика пишет музыку, в том числе к кинофильмам, выступает с концертами, является аранжировщиком музыкальных произведений. В Туве впервые побывал 11 лет назад, в 2000 году, когда проводился фестиваль традиционной музыки в с. Хандагайты. В 2003 году состоялся второй его приезд. И вот спустя 8 лет он снова в Туве, чему очень рад. К сожалению, работа не позволяет совершать частые поездки в Россию, но Удаи Шика по возможности помогает организовывать концерты тувинских мастеров горлового пения в Японии, так как это, по его мнению, способствует взаимному обогащению двух музыкальных культур - японской и тувинской.

На вопрос, насколько сохранилось в Японии традиционное музыкальное искусство, и каково его состояние по сравнению с традиционной музыкой в Туве,  Янагия Кохару ответила, что сегодня в Японии существует множество музыкальных направлений. Все они развиваются по-разному. Большинство людей, как ей кажется, предпочитают слушать современную европейскую музыку. А вот традиционной японской музыкальной культурой интересуются немногие, так как на это не хватает времени.

Макагами Коичи рассказал о традиционном японском театре, корни которого уходят в далекое прошлое, но, несмотря на это, преемственность традиции прослеживается около полутора тысяч лет, с тех пор как в Японию проникли музыка и танцы из Китая, Индии, Кореи. По мнению Макагами Коичи, существует понимание необходимости сохранения в классическом виде традиционного японского театра, но это не всегда удается. Большую заинтересованность к этому искусству в последнее время проявляют американские артисты.

Также в Японии до сих пор действует традиционный кукольный театр- это соединение кукольного представления с народным песенным сказом дзёрури, исполняемым под аккомпанемент сямисэна, относящяегося к концу ХVI - началу ХVII веков.

Удаи Шика добавил, что еще сильны в Японии традиции театра Кабуки. Слово “Кабуки” состоит из трёх китайских иероглифов, буквально означающих “искусство пения и танца”. Существование оннагата, мужчин, исполняющих женские роли, сохранилось до настоящего времени.

Возвращаясь к разговору о Туве, о хомее, Макагами Коичи отметил, что с тех пор, как он впервые здесь побывал, многое изменилось. Особенно заметно распространение сотовой связи, что позволяет без проблем общаться с родными и близкими. Он помнит, как однажды заказав переговоры с Японией, не смог поговорить, так как на другом конце провода не могли понять русской речи и клали трубку.

Оглядываясь в недалекое прошлое, Макагами Коичи пришел к мысли, что с течением времени меняется и культура исполнения хоомея. Как он заметил, современные музыканты больше исполняют хоомей в группах, на несколько голосов. Манера выступления молодых исполнителей европеизируется. Некоторое время назад хоомейжи выступал в основном один, представляя сольное исполнение.

На вопрос о том, обучает ли Макагами Коичи желающих искусству хоомея, он ответил, что на это имеют право только тувинские музыканты, мастер-классы которых он с этой целью и организовывает в Японии.

Пожелав гостям успешного выступления и еще раз выразив поддержку в связи со случившейся трагедией, ученые подарили музыкантам издания института, в том числе буклет открыток «Музыкальные инструменты Тувы», составителем которого является Валентина Сузукей. В память о встрече сохранилась коллективная фотография.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2021, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта