Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 27 сентября 2020 г.
18 марта 2011 Тува. Общество

Особенности культуры и быта старообрядцев Тувы

Валерия Кан

Наши читатели узнали о том, кто такие старообрядцы, почему и когда они заселились в Туву. Сегодня их осталось мало, живут они, в основном, в верховье Енисея в Каа-Хемском районе, а также в г. Кызыле, Тандинском и Тоджинском районах. Поделилась опытом общения с ними Маргарита Татаринцева - автор книги, посвященной старообрядцам. Сегодня мы поговорим об особенностях культуры старообрядцев Тувы, о влиянии на нее глобализации и научно-технического прогресса.

Исследователи старообрядцев

- Маргарита Петровна, кто из ученых изучал старообрядцев Тувы?

- Еще в 1960-е гг. к нам в Туву приезжала экспедиция археографов из Новосибирска под руководством лучшего, пожалуй, знатока старообрядцев Сибири, ныне академика Н.Н. Покровского. Они изучали книги, хранившиеся у местных старообрядцев, в том числе познакомились с библиотекой редких книг, принадлежавших отцу Палладию. Все это интересно изложено в книге «Путешествие за редкими книгами». Книга позже переиздавалась еще два раза, но, к сожалению, особого резонанса в Туве не имела.

Особенности культуры и быта старообрядцев ТувыЗато большую известность приобрела книга А.Емельянова «От мира не уйти» (Кызыл, 1978). Хотя автор использовал, в основном, подлинные факты из жизни старообрядцев верховья, однако по нынешним представлениям трактовка А.Емельяновым старообрядчества не выдерживает никакой критики. Автор явно выполнял идеологический заказ, поэтому даже подлинные факты в его интерпретации вызывают сомнение или недоразумение.

Мне не раз приходилось разговаривать с героями этой книги - их оценка почти единодушна – обида и разочарование. Подобное использование доверительной информации не способствовало, конечно, откровенности с последующими собирателями материала в среде местных староверов. Сдержанность в общении, присущая старообрядцам от природы, особенно с посторонними, усугублялась в таком случае недоверием.

- Какие стороны жизни и культуры старообрядцев удалось изучить Вам? Многолетняя собирательская работа позволила мне описать историю заселения и хозяйственного освоения, раскрыть некоторые особенности образа жизни и культуры старообрядцев Тувы, в том числе их семейно-бытовых обрядов, приемов народного врачевания и фольклора.

            Особенности культуры и быта

- В чем же особенности старообрядческой культуры?

- Образ жизни и быта, материальная и духовная культура старообрядцев прочно связаны с их религиозным мировоззрением и во многом подчинены ему. Именно этим и объясняется своеобразие уклада жизни староверов. Стремление сохранить свою веру определило обособленность их проживания, замкнутость. Это в свою очередь позволяет им дольше сохранить неразмытой собственную культуру, ее основа – сохранение старой жизни и быта, веры отцов и дедов. Все новое принимается не сразу, соотносится с аналогами Священного Писания.

Все соблазны жизни – это «антихристовы прелести», их надо избегать с помощью молитв и строгого образа жизни, ограничений. «Чтобы быть старовером, нужно строго себя держать», - говорят местные старообрядцы. Запретов и ограничений у старообрядцев раньше было очень много.

- Соблюдаются ли запреты сегодня?

Особенности культуры и быта старообрядцев Тувы- Когда-то старообрядцам нельзя было пользоваться деньгами, употреблять в пищу картошку, вообще использовать покупные продукты и одежду. Некоторые ограничения со временем были отменены соборами, так в 1912 г. разрешено было есть картофель, а в 1972 г. – макароны. Но до сих ограничений осталось немало. Староверы соблюдают время приема пищи, очередности (первым есть начинает старший), а также строгое правило несмешения в еде, у них отдельная от мирских посуда. Совместной трапезе предшествует молитва и ею же она заканчивается. Долгое время существовал запрет фотографироваться, так как, по мнению старообрядцев, при этом предметы и человек теряют свои «божественные» свойства. В верховье до сих существуют запреты на увеселительные жанры фольклора (частушки, песни), игру на музыкальных инструментах. «Пляшущая жена – жена сатаны» - так говорят пожилые староверы о танцах и плясках. 

- И все-таки, старообрядцы сегодня это больше вера или уклад жизни?

- Для большей части старообрядцев Тувы это, действительно, вера, определяющая особый уклад жизни, культуру. Если мы возьмем забайкальских староверов и их потомков, то среди них, по данным исследований 1990-х гг., всего 37% верующих. Поэтому для них староверие – это уклад жизни, традиция, не связанная с верой.

Ниточка не прервется

- Культура старообрядцев меньше подверглась инородным влияниям, но все, же отражается на их культуре глобализация, научно-технический прогресс?

Да, процессы глобализации, модернизации, унификации затрагивают жизнь местных старообрядцев. Как и везде, сокращается количество активно верующих. Молодежь, по мнению старших, «уходит в безверие».

Однако у старообрядцев нет глубокого пессимизма относительно судьбы староверия, сокращения числа активно верующих. Они считают, что «ниточка не прервется», т.е. настоящая вера не исчезнет и даже нынешние молодые, отошедшие от активной веры, вернутся с годами в лоно староверия. Такие примеры были, есть и будут. В Туву к единоверцам нередко возвращаются люди, работавшие в больших городах, долгое время жившие в иной среде.

Воспитание, полученное в детстве, сила родительского примера с годами берут свое: мирская суетная жизнь приводит к глубокому разочарованию, человек начинает испытывать потребность в уже забытых, казалось бы, духовных и нравственных ценностях, идеалах, о которых он помнил с детства. Появляется стремление к «совершенному духовному смиренному житью».

Если брать технический прогресс, то старообрядцы пользуются многими его достижениями: сотовыми телефонами, GPS – навигаторами, радиоприемниками (слушают прогноз погоды), моторными лодками, снегоходами, автомобилями, самолетами, но отрицают телевидение, так как оно портит молодежь, вредно влияет на их устои.

Особенности культуры и быта старообрядцев Тувы- Как относятся старообрядцы к творчеству ансамбля «Октай», деятельность которого направлена на возрождение традиционной русской культуры?

- Коллектив имеет свою базу в Эржее, сюда ребята приезжают каждое лето и выступают перед местными жителями. Староверы к их творчеству относятся по-разному. Представители старшего поколения – не присутствуют на концертах, вера запрещает им всякие увеселения. Молодым и представителям среднего поколения творчество ансамбля нравится. Я бы отметила положительное влияние «Октая» на молодежь с точки зрения возрождении их интереса к духовным стихам, песнопениям.

Неизвестные герои

- Может чему-то поучиться у старообрядцев современный человек?

- Отстаивание старой веры, их убежденность в своей правоте и многовековое сопротивление властям, стремившихся подчинить непокорных своей воле, искоренить староверие – все это вызывает глубокое уважение. Старообрядцы показали поразительную способность к адаптации, постепенно формируя все более терпимое отношение к миру, делая уступки требованиям времени, ради того, чтобы выжить и сохранить самое главное – самих себя, свою идеологию и традиционную культуру.

В характере старообрядцев сохранились черты, редко встречающиеся сейчас: патриархальный уклад в семье, чувство собственного достоинства, уважение младших к старшим, трудолюбие, отсутствие воровства и иждивенческих настроений, расчет только на себя, на собственные силы, ненависть к табакокурению, ругани и мату.

- Какова роль старообрядцев в развитии нашего общества и культуры?

- Старообрядцы, занимавшиеся земледелием, внесли большой вклад в хозяйственное освоение Тувы, раскорчевывая и распахивая малопригодные участки, сооружая мосты и оросительные каналы. Культура старообрядцев в целом – это часть общей русской культуры, в которой сохранились черты ее традиционной, корневой основы, уже утерянной в других слоях русского населения. Отсюда и проистекает интерес к старообрядцам у ученых разных направлений: историков, филологов, этнографов, фольклористов. И наше отношение к культуре этой особенной группе русского населения должно быть бережным и уважительным.

 

Народные приметы, записанные у старообрядцев:

  • Если на весенней вербе много почек (шишек), то будет хороший урожай.
  • Раньше верба распустилась – можно раньше начать сев.
  • Если весенняя земля, сжатая в кулаке рассыпается – пора сеять, если остается комком – еще сыро, надо подождать.
  • Если на черемуху урожай, то на хлеб неурожай.
  • Если землю обрабатывать на ущербе месяце, тогда сорняков не будет.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2020, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта