В прошлом номере газета Плюс Информ представила мнения учителей о состоянии, значении и перспективах этнокультурного образования в Туве, опираясь на результаты опроса (№46, 48, 49). Мы выяснили, что в условиях унификации российской системы образования преподаванию предметов этнокультурной направленности в школе учителя придают важное социокультурное и духовно-нравственное значение. Большая часть из них считает необходимым сохранить обязательную форму их изучения.
Неоднозначно мнение педагогов о необходимости преподавания нового курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Но многие согласились с тем, что религиоведческий курс должен быть элективным и уместно вести его в старших классах.
Несмотря на сложности (малый объем часов, недостаточное учебно-методическое обеспечение) большинство учителей верят в перспективы развития предметов с этнокультурной направленностью в Туве. Важным ресурсом их сохранения является заинтересованное отношение учителей, ведущих эти предметы в школе.
Сегодня мы поговорим о позиции родителей, от которых тоже зависит судьба предметов с этнокультурной направленностью.
Нужно ли учить тувинский язык и литературу, историю и географию Тувы в школе?
Специфика содержания учебной программы отразилась в ответах опрошенных нами родителей. Тувинский язык на селе изучают практически все дети, в лицее - половина.
Родной язык, история и география Тувы имеют для тувинцев важное культурное и социальное значение. Важную роль в освоении национальной культуры и родного языка родители отводят школе. Преподавание в школе тувинского языка, литературы, истории и географии Тувы необходимо по мнению 96%(!) опрошенных (из них свыше 50% считает «крайне необходимо»).
Даже в ситуации выбора 90% родителей отдали бы предпочтение изучению детьми «Истории Тувы», 76% - тувинского языка и литературы, 54% - «Географии Тувы». Показательно, что никто из родителей не отказался от этих предметов. Настойчивее о необходимости изучения родного языка в школе говорили родители учеников сельской школы (96,9%, лицей - 88,9%). 5,6% родителей в лицее были против изучения тувинского языка в школе и 5,6% затруднились дать ответ.
Обязаловка или спецкурс?
По форме преподавания предметов ответы родителей различаются. Большая часть считает необходимым сохранить обязательную форму их изучения (тувинский язык и литература в 78% случаев, история и география Тувы в 50%). 84% родителей учеников сельской школы видели обязательными именно родной язык и литературу, (лицей 66,7%), а 61% родителей учеников лицея - историю и географию Тувы (Сукпак 34,4%).
Но не так уж мало (16%) тех, кто посчитал, что надо уйти от «принудиловки» и перейти к элективной форме их преподавания.
Изучать родной язык, по мнению трети опрошенных, уместно не только на всех ступенях школы, но и в дошкольном учреждении. Приведем мнение одного родителя «Свой родной язык, свою тувинскую культуру, историю своей республики каждый ребенок должен знать с ранних лет сначала на своем родном языке…».
Но большинство родителей высказалось в поддержку их изучения в начальных (84%) и средних классах (78%). По причине повышенной загруженности учащихся меньше сторонников изучения тувинского языка в старших классах (22%).
В анкетах были пожелания о необходимости увеличения объема и повышения качества преподавания родного языка и литературы в школе. Приведем их: «Прибавить часы к тувинскому языку, литературе в общеобразовательных школах», «Обучать надо детей не хорошо, даже на отлично, чтобы дети знали свой родной язык и литературу», «Чтобы побольше изучали тувинский язык».
Знают ли тувинский язык сами родители?
Родители играют большую роль в выборе, формировании ценности знания и повседневного употребления того или иного языка. Свободное владение и широкое использование тувинского языка родителями определяет большую значимость знания и повышенные требования к детям. Все участники опроса ответили, что могут свободно говорить, читать и писать на тувинском языке. Тувинский язык – это «живой язык», который применяется: в семье (78%), в общении с родственниками (80%), соседями и друзьями (80%). Заметно меньше тувинский язык используют на работе (52%), но и этот показатель является достаточно высоким.
85% родителей регулярно получают информацию на тувинском языке из радио и телевидения, 68% - газет, журналов, книг. Родители из Сукпака чаще читают печатные издания (81,3%, лицей - 44,4%), прослушивают радио и смотрят телепередачи (87,5%, лицей - 77,8%). Однако, большая часть опрошенных (62%) не просматривает материалы на тувинском языке в Интернете. Это связано с низким уровнем компьютеризации населения и доступности Интернета, вследствие значительной стоимости услуг. Закономерен тот факт, что техническая грамотность и оснащенность компьютерами выше в городе, чем на селе. Родители учащихся лицея (почти половина - горожане) реже отмечали в анкетах, что не просматривают материалы в Интернете и чаще давали ответ «нет возможности» (33,3%), возможно, имея ввиду малое число сайтов на тувинском языке.
Большая часть родителей высказалась за применение в образовательном процессе нескольких языков: русского языка (92%), иностранного (54%), тувинского языка (48%). Актуальность использования родного языка чаще выражали родители учеников школы с. Сукпак (56%), чем лицея (33%).
Значение предметов с этнокультурной направленностью
Подавляющая часть родителей осознает, что знание родного языка, национальной истории и географии является важным фактором развития национальной культуры, позволяет сохранить народные традиции и язык (88%), получить специальные навыки и умения (34%).
42% опрошенных считают, что предметы с этнокультурной направленностью помогают формировать принадлежность к своей национальности. Это говорит о том, что знание тувинского языка и народных традиций является важным признаком этнической идентичности тувинцев. 12% респондентов увидели потенциал изучения этих предметов в расширении кругозора («для ознакомления»), а 10% - в формировании чувства российского патриотизма.
Преподавание предметов этнокультурной направленности повышает уровень культуры учащихся, по мнению 82% опрошенных. По словам одного родителя «Укрепление развития детей через углубленное изучение тувинского языка, а также традиций и обычаев тувинского народа, разъяснение пословиц и поговорок, проведение в школах игр наподобие КВНа на тувинском языке будет полезно, по-моему, даже ученикам старших классов». Всего 6% посчитало, что изучение этих предметов ведет к понижению уровня культуры учеников, а 10% затруднились ответить на этот вопрос.
Мнение родителей о том, чем должна руководствоваться школа при планировании преподавания предметов этнокультурной направленности разделилось. Половина родителей учеников лицея высказались за учет загруженности учащихся. Родители учеников сельской школы главными критериями планирования назвали мнение родителей и интерес учащихся (41%), национальность учащихся (28,1%). Никто не сказал о необходимости учета мнении религиозных организаций и национальных общественных организаций, что говорит о слабом участии их в обсуждении и решении этнокультурных вопросов в Туве.
70% родителей готовы на решительные действия в случае отсутствия возможности обучения тувинскому языку в школе. 4% из них переведут ребенка в другую школу, а 66% - будут добиваться от администрации, чтобы преподавание языка было. Более активную позицию выражали родители сельской школы (81,3%, лицей - 22,2%). Пятая часть родителей учащихся лицея заняла бы пассивную позицию («ничего не буду предпринимать»). Одна из родительниц лицея отметила, что в такой ситуации «постарались бы, чтобы ребенок усвоил язык через наше общение в семье, можно нанять репетитора».
Таким образом, анализ ответов родителей дает возможность надеяться на сохранение и развитие предметов с этнокультурной направленностью в Туве. Сами родители являются носителями тувинского языка, употребляя его в разных сферах общественной жизни, и, что особенно важно, в малых группах: в семье, в кругу родственников, друзей и соседей. Важно то, что родители дали высокую оценку своему уровню владения тувинским языком. Поддерживая определенный уровень знания и владения языком, общаясь на нем с детьми в семье, они будут обеспечивать языковую преемственность поколений. Регулярное получение ими информации на тувинском языке из СМИ и книг влияет на уровень его знания и укрепляет позиции языка.
Вопреки пессимистическим прогнозам учителей, большая часть родителей, а это почти 70%, заявила о возможных настойчивых действиях в случае отсутствия возможности обучения тувинскому языку в школе. Более активную позицию по сумме показателей выразили родители учеников сельской школы. Это основание дать более благоприятный прогноз перспективам развития тувинского языка и культуры в сельской местности.
В нашей следующей публикации мы дадим прогноз состоянию и перспективам этнокультурного образования в Туве с учетом мнения учителей, родителей и других факторов, а также методический инструментарий (образцы анкет, инструкцию), чтобы репрезентативные опросы школы могли проводить сами.