Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 19 марта 2024 г.
14 июля 2009 Тува. Общество

Почему разводятся тувинские семьи: исследование сотрудников ЗАГСа

altУправление ЗАГСа Тувы подготовило для правительства республики анализ причин увеличения числа разводов и матерей-одиночек. За последние пять лет, в течение 2004 - 2008 гг., в республике заключено 10888 браков и расторгнуто 2722, т.е. на каждые 4 заключенных брака пришелся один распавшийся. В 2004 г. это соотношение составило 3:1, в 2005 г. - 4:1, в 2006 г. - 3:1, в 2007 г. - 4:1, в 2008 г. - 4,5:1. При некотором улучшении положения за последние два года, связанном в первую очередь с реализацией в республике приоритетной национальной программы «Демография», ситуация с разводами продолжает оставаться острой.  
Проблема стала предметом озабоченности правительства республики, определившего в качестве основного приоритета деятельности Управления записи актов гражданского состояния на 2009 год «работу по укреплению семейных ценностей и пропаганде возрождения и сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений». Сотрудники ЗАГСа провели социологический опрос членов неполных семей, образовавшихся за 2004 - 2008 гг. в результате расторжения официально зарегистрированных браков.
В ходе обследования опрошено 350 респондентов, 325 женщин и 25 мужчин, г. Кызыла и четырех районов, что при 2722 расторгнутых за пять лет браков позволило получить результаты с погрешностью не более 5 процентов. Для обеспечения равного представительства по возрасту опрошено по 70 человек каждого года рождения с 1986 по 1991 годы. Учитывая удельный вес русскоязычного населения в Туве, опрошено 70 русскоязычных граждан и 280 тувинцев.
Результаты анкетирования выявили тревожную тенденцию к резкому, скачкообразному увеличению количества разводов в группе граждан 1970- 1990 гг. рождения. По мнению специалистов ЗАГСа, всплеск разводов напрямую связан с тем, что именно для поколения сегодняшних 30-летних характерно усвоение норм морали и нравов потребительского общества, активная роль массовой поп-культуры и более упрощенное отношение к семейной жизни. Казалось бы, за предыдущие десятилетия должен был накопиться немалый слой лиц, разведенных в разное время, однако на фоне вала разводов «молодого поколения» он практически незаметен. Именно молодые сейчас «делают погоду» в статистике разводов, их действия и поступки в настоящее время определяют демографическую ситуацию и порождают вполне обоснованное беспокойство за будущее страны и республики.
Сдерживающие или смягчающие факторы, как возрождение духовно-религиозной жизни, традиций, обычаев и обрядов на это поколение не оказывают в достаточной мере своего воздействия. Молодых мало затронули эти процессы, в основной своей массе они оказались под воздействием все той же культуры потребления, культуры досуга. Только 38 процентов опрошенных определили свое вероисповедание, из них более половины - буддисты, менее половины - православные христиане, менее 10 процентов опрошенных, как русских, так и тувинцев, назвали себя атеистами.  
Духовная связь 37,7 процента опрошенных с представителями старших поколений, как правило, ограничивается только обращением первых ко вторым за советами. Их соприкосновение с традиционной культурой и прошлым страны и республики в основном ограничивается празднованием знаменательных дат (33 процента). Только 27,4 процента опрошенных соблюдают обычаи и обряды, лишь пятая часть (20,2 процента) воспитывает детей в уважении к старшим, к ценностям национальной истории и культуры. В то же время лишь несколько человек из опрошенных оценили влияние западной культуры (в том виде, в каком она подается в кино и на телевидении) негативно. В подавляющем большинстве случаев она, судя по всему, оценивается некритически и позитивно. 
По признанию 60 процентов опрошенных, они вступали в брак по любви, треть разведенных - подчинилась обстоятельствам (беременность, возраст и т.п.) и лишь единицы таким образом «искали половой близости». До 8 процентов опрошенных ответили, что вступили в брак по расчету. Принимая решения о разводе, лишь 10 процентов опрошенных следовали советам старших, в подавляющем большинстве случаев они делали это самостоятельно. Инициатором развода выступала одна из сторон супружеской пары, лишь в 1,4 процента случаев сторонами принимались согласованные решения.
По данным социологического опроса, продолжительность времени нахождения молодых в браке, в сравнении с прошлыми десятилетиями очень заметно сократилась. Если ранее она, за редким исключением, измерялась двумя-тремя десятилетиями, то в настоящее время до развода проходит всего несколько лет, а то и месяцев. Охлаждение чувств у многих происходит буквально сразу после вступления в брак, либо через несколько месяцев после него. Молодые разводятся быстро, еще не успев закрепиться в семейном статусе, однако за это время нередко успевают зачать ребенка. Как показал опрос, к трудностям семейной жизни оказались в какой-то мере готовыми менее трети опрошенных, по крайней мере, еще до брака они допускали, что столкнутся с определенными трудностями. Почти две трети разведенных оказались психологически неподготовленными к браку. Одни думали, что все будет безоблачно и просто, другие совершенно не задумывались о том, что их ожидает в самостоятельной семейной жизни. Многие из них признались, что таких трудностей, с которыми им пришлось столкнуться, они совершенно не ожидали. 
Нельзя сказать, что одной из основных причин увеличения разводов в настоящее время является недостаток образования. Напротив, 44 процента опрошенных составляют люди с высшим образованием, еще 18 процентов учатся в вузах. Большое представительство интеллигенции среди разведенных особенно характерно в отношении г. Кызыла. Причину этого организаторы соцопроса видят в изменении всей окружающей культурной среды, отрыве современной культуры молодых от традиционной культуры, который, по их мнению, должен быть преодолен, иначе со временем национальная этическая специфика, генный код культуры народа могут быть безвозвратно утрачены. 
В ходе анкетирования отмечено, что самый активный брачный возраст в республике - с 18 до 24 лет, при этом пик приходится на 20-летних (18 процентов всех опрошенных). Вступая в семейную жизнь, молодые стремятся освободиться от родительской опеки (19 процентов), ищут в ней сферу для проявления самостоятельности (48 процентов), а также ждут от семьи моральной поддержки и взаимопонимания (22 процента). По признанию 23 процентов опрошенных, семья давала им силы, помогала почувствовать свою значимость, по определению другой группы опрошенных (12 процентов) - они получали только сексуальное удовлетворение, и это их вполне устраивало. Когда респонденты пытаются анализировать причины, приведшие их к разводу, то, как правило, называют не одну, а целый комплекс проблем, решить которые им оказалось не под силу. 
На первом месте среди таких причин названа супружеская неверность (22,5 процента опрошенных). Имея определенные проблемы в сфере половой жизни, особенно в начальный период совместной жизни, молодые часто не утруждают себя терпеливым выстраиванием отношений, а быстро находят сексуальное удовлетворение на стороне, что в наши дни не проблема. Далее идут (почти с тем же рейтингом): отсутствие жилищных условий, плохое материальное положение и самокритично названная собственная неготовность к семейной жизни. В полтора - два раза реже названы вмешательство родителей, безработица и вредные привычки второй половины, среди которых наиболее часто называется пьянство и нередко наркомания. Среди опрошенных 28,3 процента составляют безработные. Интересно, что опрошенные совершенно четко различают безработицу, имеющую объективные условия, от субъективно присущего отдельным индивидам тунеядства. Обращает на себя внимание и такая запоздало понятая разведенными причина, как недооценка значения семьи (8 процентов). 
Нередко приходит запоздалое понимание, что не сошлись характерами (27 процентов), сказалось отсутствие общих взглядов и интересов (23,7 процента). Оглядываясь назад, 28,6 процента опрошенных чаще всего винят своих бывших супругов. Когда такая оценка звучит из уст женщин, то она почти всегда справедлива. Мужчины нередко винят в распаде семьи самих себя (20 процентов опрошенных), что также в основном справедливо. «Так сложились обстоятельства», - отвечают почти 30 процентов. И лишь немногие (3,4 процента) считают виновными обе стороны развода. 
При ответе на вопрос, готовы ли разведенные к созданию новой семьи, 47 процентов сильно сомневаются в успехе, 21 процент уверены, что готовы, и 17 процентов совершенно определенно заявляют, что не готовы. В жизни 42,5 процента опрошенных после развода ничего не изменилось, 36 процентов заявили, что стали жить лучше. И лишь 5,4 процента респондентов ответили, что стали после развода жить хуже.  
Вопрос создания новой семьи в немалой степени зависит и от духовно-эмоционального состояния респондентов. Большинство из них (50,5 процента) после развода стали чувствовать себя спокойнее. Это не располагает к изменению ситуации, зато принятое решение может оказаться достаточно взвешенным, а выбор супруга(и) более правильным. Никаких изменений в своем психологическом состоянии не почувствовали после развода 16,5 процента опрошенных, испытывают беспокойство 18 процентов. Большинство респондентов (50,5 процента) и до развода жили на свою зарплату, 26 процентов - еще и на заплату супруга, некоторые также получали помощь от родителей (28 процентов) и в виде социальных пособий от государства (18 процентов опрошенных). Чаще всего имела место комбинация из двух-трех источников доходов. После развода число источников сократилось (не стало зарплаты супруга), однако несколько увеличилась помощь от государства и почти в том же размере сохранилась помощь родителей. 
Почти 70 процентов опрошенных на государство совершенно не рассчитывают, полагаясь главным образом на себя, 15 процентов ждут помощи от родственников, а то и от друзей. Только 14,5 процента опрошенных еще надеются на помощь государства.
Основной источник проблемы, на взгляд специалистов ЗАГСа, заключается в столкновении духовно-культурных ценностей традиционной культуры с западной масс-культурой потребительского общества. «Стихийный» вариант культурной модернизации, без создания прочных «бастионов» традиционной культуры является для Тувы, как традиционного общества, весьма опасным. Анализ показывает, что наиболее открытыми для негативного влияния являются г. Кызыл и районы со смешанным населением. В районах с явным преобладанием коренного населения ситуация значительно лучше.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта