Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 20 сентября 2019 г.

Перо и круг: аборигенные правовые практики на Севере Канады

Таяна Аракчаа, "Слово плюс"

Перо и круг: аборигенные правовые практики на Севере Канады Север Канады представляет собой особый интерес: первые нации (коренные народы) Канады используют традиционные правовые системы, несмотря на то, что в обществе произошли большие трансформации. Аборигенная правовая практика  стала возможной благодаря политике государства, строящейся на партнерстве и уважении к первым нациям. Роузмари Роулэндс – по национальности Каска дена (Kaska dena), мировой судья-посредник, член Судебного Совета Юкона, член Правления Арбитража (Посредничества), преподаватель-тренер по курсам урегулирования конфликтов (Колледж Юкона, г. Уайтхоз, Юкон) разъясняет основную идею альтернативных мер, опирающихся на аборигенное право.

Первые нации на Юконе

На Юконе проживает 14 коренных народов Канады, которые составляют примерно 25 процентов от общего населения. Общая численность населения – 38 тыс. человек. Территория Юкона большая, здесь на 38 тыс. человек приходится 300 тыс. лосей, поэтому местные жители любят шутить, что лосей на Юконе больше, чем людей. Первые контакты с пришлым населением развивались через торговые связи, затем последовала золотая лихорадка. В 1946 г. на Юконе была проложена автомагистраль. За последние 60 лет произошли большие изменения в обществе. Государственные и западные системы доминируют над аборигенными системами. Часто  возникают конфликтные ситуации у аборигенного населения с западной системой правосудия. Например, в 60-80-х годах около 80% коренного населения Юкона успели побывать в  тюрьмах.

Альтернативное правосудие на Севере Канады

Некоторые государства, в том числе Канада, признают некоторые или многие другие институты аборигенного права, имеющие отношения к принятию решений или обеспечению соблюдения норм аборигенного права. Традиционно коренное население  Юкона собиралось вместе в «круге» и сообща искало пути решения выхода из трудной ситуации. В Канаде с 1992 г. успешно действует Circle sentencing – «Вынесение приговора в круге» – правосудие, основанное на традиционных практиках коренных народов Северной Америки. Старейшины, правонарушитель, жертва и члены местного сообщества собираются вместе и садятся в круг. Ведущий «круга» –  «хранитель круга» (мировой судья-посредник) берет в руки орлиное перо, открывает заседание круга и затем передает слово следующему участнику. Перо передается по часовой стрелке. Каждый участник высказывает собственное мнение о происшествии/конфликтной ситуации. Таким образом, участники «круга» вместе сообща вырабатывают санкции, которые устраивают все стороны.

По словам Роузмари Роулэндс, до начала функционирования «круга» правонарушители отбывали тюремный срок  в отрыве от своих семей, родственников и местного сообщества. Выйдя на свободу, они зачастую становились рецидивистами, снова причиняя вред себе и окружающим. Естественно, такая ситуация вела к большим социальным проблемам и высокой смертности. В большинстве случаев коренное население не было довольно принятием решения окружного суда, потому что судьи имели слабое представление об аборигенной культуре, не знали норм местного сообщества и людей в резервациях. Сложившаяся тупиковая ситуация должна была каким-то образом  разрешиться. Представители первых наций провели переговоры с судьями и судами, убеждая в необходимости «вынесения приговора в круге». Им пошли навстречу.

С началом функционирования альтернативной правовой системы, «круги» и «хранители круга» хорошо себя проявили в работе по разрешению местных конфликтов, используя аборигенные методы. Согласно статистике, в среднем в месяц через круг проходят 20 человек.

По словам Роузмари, судья-посредник не только рассматривает обе стороны, но и старается воссоздать целостную картину конфликтной ситуации, выбирает оптимальный путь, руководствуясь собственными жизненными ценностями. Обычно судьей становится человек мудрый с большим жизненным опытом. Но самое главное – личные качества судьи. Он не должен становиться на чью-либо сторону, быть хорошим слушателем и хорошо знать людей в сообществе. Роузмари, чтобы стать судьей-посредником прошла курсы по праву. Она получила сертификат по медиации и урегулированию конфликтов. У нее за плечами большой опыт, ее опыт участия в «кругах» за 18 лет исчисляется сотнями.

Проведение «круга» включает основы мировоззрения, верований и культуры первых наций. Человек получает основные учения и знания в «круге». Этот путь накопления знаний сопровождает человека на протяжении всей его жизни.  Согласно учениям «круга», эти учения не имеют начала и конца. Считается, что никто не владеет «кругом», и все учения принадлежат «кругу». «Круг» имеет универсальную форму – в нем могут участвовать все люди, невзирая на их национальную и религиозную принадлежность. В настоящее время «круг» отличается тем, что на его проведение приглашаются представители официальных органов: судьи, юристы и эксперты. Они все вместе выслушивают участников конфликта, разбираются  в его причинах, участвуют в решении «вынесения приговора в круге». Местное сообщество несет ответственность за проведение «круга». Частью этого процесса является то, что судья «спускается вниз» со своей судейской скамьи, идет в люди, участвует в обсуждении наравне со всеми участниками круга. Каждый участник имеет право голоса. И когда в «круге» присутствуют семья, старейшины и история всего народа, то возникает целостная картина происшествия. То, что происходит в «круге» не должно выноситься за его пределы, каждый участник должен сохранить все услышанное в тайне.

Случаи из практики

Первый случай.

Эта история произошла c одним молодым человеком в поселке Бервош лэнди на севере. Этот молодой человек был известен тем, что помогал старикам по хозяйству – рубил дрова, носил воду... Однажды на почте он увидел объявление, в котором сообщалось, что одна программа ищет координатора по работе с пожилым населением. Требования к кандидату  – образование по специальности «социальный работник». Молодой человек не отвечал этому требованию. Он очень расстроился, почувствовал себя подавленным, ведь ему так нравилось помогать пожилым людям, но он не может получить эту работу за неимением соответствующего образования. Он начал выпивать. Все закончилось тем, что он, будучи в нетрезвом состоянии, совершил ДТП  – наехал на забор соседнего дома.

В окружном суде молодому человеку были предъявлены обвинения в управлении автотранспортным средством в нетрезвом состоянии и нанесении материального ущерба. Скорее всего, ему грозил бы тюремный срок. Но было решено провести «круг» с вынесением приговора. Большинство стариков поселка присутствовали на «круге», так как они хотели знать все обстоятельства дела. Когда все выяснилось, все присутствующие посочувствовали молодому человеку. И был вынесен приговор, совершенно отличный от решения окружного суда – дать молодому человеку должность координатора по работе с пожилыми людьми.

Ройзмари подчеркивает, что данный случай иллюстрирует суть круга: в решении вашей судьбы участвует не только формальная система правосудия, но и кто-то другой, кто-то из твоего сообщества, который хорошо тебя знает. В такие минуты важно получить теплые слова поддержки, особенно от родных и близких. Главное – восстановление гармонии, не то, что было у вас до круга, а то, к чему вы должны прийти, поэтому человек, сталкивающийся с конфликтами и трудными ситуациями, должен к ним серьезно относиться. В коренных общинах очень серьезно относятся к «кругу», так как есть пострадавшая сторона, которая прямо или косвенно затрагивает других людей.

Второй случай

Несколько лет назад произашла одна большая автоавария, которая случилась по вине водителя, который был за рулем в нетрезвом состоянии. Люди были поражены случившимся, потому что этот мужчина имел хорошую репутацию. Он был уважаемым, добрым, отзывчивым человеком и хорошим охотником. В аварии пострадали сам виновник и четверо пассажиров из другой автомашины. Месяц спустя этот водитель обратился в комитет правосудия в поселке. Он обратился в комитет с просьбой о рассмотрении его дела в «круге». Он только что отбыл предварительное заключение, где провел один месяц.

Члены общины были расстроены и рассержены проступком водителя, потому что в результате столкновения водитель и пассажиры встречной машины получили серьезные травмы. За рулем той машины была молоденькая девушка, которая только что получила водительские права. Также в салоне находились ее мать и сестра. Больше всех пострадала мать девушки, ей пришлось носить в течении 6 месяцев корсет.

В Канаде есть специальные работники по поддержке жертв преступлений. Такие работники вместе с правонарушителем и пострадавшими были приглашены на проведение «круга» для рассмотрения данного дела. Работники встретились с жителями поселка, поговорили со старейшинами, «хранителями круга» и решили, чтобы виновнику преступления был вынесен приговор в «круге». Хотя мать девушки настаивала, чтобы дело правонарушителя было рассмотрено в окружном суде. В «круге» участвовали муж женщины, пострадавшие, их друзья и свидетели происшествия. Со стороны водителя также присутствовали его мать и близкие. Мужчине было под 50 лет. А его мать была очень уважаемым человеком в поселке. В течение года было проведено несколько заседаний «круга», было выслушано много историй. Выяснилось, что мужчина недавно развелся с женой и начал искать утешение в алкоголе. Он принимал алкоголь одновременно с лекарственными препаратами, которые только усилили воздействие алкоголя. Также мужчина был участником программы жертв насилия в школах-интернатах.

Пострадавшая женщина рассказала о последствиях аварии, как это отразилось на муже и дочери, на финансовой стороне семьи и ее работе. Ее дочь после аварии стала бояться садиться за руль. На этом «круге» все пострадавшие имели возможность высказаться о нанесенной психологической травме, о всем наболевшем. Правонарушителю было очень стыдно, потому что он ничего не помнил, что произошло. Заседание «круга» проходило раз в неделю. Мужчина готовил обед для своей группы поддержки. На «круге» он раскаивался о содеянном, рассказывал как обстоят его дела, делился своими планами.

После года разбирательств, судья вынес приговор в соответствии с тем, что рекомендовали участники «круга» – не отправлять мужчину в тюрьму. В течение года он совершил много хороших поступков в поселке – рубил дрова, обучал молодежь и т.д. Судьи  окружного суда также согласились с вынесением приговора «круга», хотя изначально прокурор запрашивал 4 года тюремного заключения. Судья-посредник вынес свое решение – 3 месяца домашнего ареста, возмещение причиненного материально ущерба, 2 года испытательного срока и прохождение курса противоалкогольного лечения.  

По истечении срока домашнего ареста был проведен «круг», на котором обсуждалось дальнейшее успешное социальное интегрирование мужчины в обществе. После 3-х месяцев этого «круга» был проведен последний «круг», где подводились итоги,  – все, что было достигнуто. Мужчина успешно выполнил все предписания суда. Вскоре после этого он ушел на охоту с другим молодым охотником. Там молодой охотник подстрелил лося, ранил его, но не захотел его преследовать. Мужчина пошел по следу раннего лося. По дороге с ним случился сердечный приступ, и он умер.

На похоронах этого мужчины присутствовало 2 тысячи человек, в том числе пострадавшие в аварии. Все его запомнили как порядочного человека и хорошего охотника.

Роузмари считает, что эта история показательна. Если мужчина был бы приговорен к тюремному заключению, то он, скорее всего бы умер в тюрьме, и о нем осталась бы дурная слава. Роузмари подчеркивает, что, к сожалению, человек, пройдя через процедуру обычного правосудия, не получает того душевного исцеления, которое он получает в круге.

Проблемы северной Канады

- Роузмари, какова ситуация с родным языком у первых наций?

- Языковая ситуация различна у каждого народа. У одних родной язык держит стойкие позиции, у других язык почти полностью утрачен. У каска язык сохраняется, сравнительно хорошо удерживает позиции. Людям моего поколения (Розмари 41 год) приходиться прилагать усилия, чтобы выучить родной язык, потому что они не владеют им полностью. Примерно 40 процентов каска говорит на родном языке.

У других коренных народов только старики говорят на родном языке. Негативную роль в утере языка сыграла установление системы школ-интернатов. По закону, все дети коренных северных народов были отправлены в школы-интернаты, где было строго запрещено говорить на родном языке. И как следствие этой ассимиляционной политики государства, которая была направлена на подавление индейской культуры и языка, дети были оторваны от семей и традиций. Отсюда идет утрата родного языка. Я считаю, что важно знать родной язык. Иначе, не будет полной картины о культуре народа. Язык содержит важную и ценную информацию о верованиях, мифах…

Примеры для подражания

- Роузмари, кто является для вас примером для подражания? Кто является примером для молодежи?

- Я думаю, в данное время у нас есть очень много примеров для подражания. Нам всем необходимо узнавать и пробовать новые вещи, непосредственно связанные с ценностями нашей семьи. Не важно, есть ли у вас высшее образование, самое главное, что вы собой представляете. Человек может быть высокообразованным, но может забыть самые главные вещи – важные человеческие ценности. В нашем сообществе есть много  людей, которые могут служить ролевыми моделями для других. Они придерживаются норм культуры, и самое важное своим хорошим поведением они отражают собственные убеждения и ценности.

- Что вы знаете о коренных народах Сибири?

- Я много наслышана о коренном населении Сибири, особенно приполярного круга. Все говорят у нас о них. У нас налажены с ними связи. Они к нам приезжают и рассказывают о своих культурах. У нас есть много общего в культурах. Я видела их прекрасные работы по бисероплетению, очень красивый орнамент и яркие краски. Мне бы хотелось больше узнать о вашей культуре. Я думаю, что это только начало, мы теперь открыты и начинаем узнавать друг о друге.

- Роузмари, наверное, я сейчас скажу глупость. Я привыкла, что коренные народы говорят на русском в России, а в США – на английском. Я знаю, что в Канаде говорят на французском языке, но, тем не менее, когда я услышала, что канадские индейцы говорят на французском языке, у меня это вызвало улыбку, настолько мне это было непривычно. Наверное это потому, что эти канадцы походили на тувинцев.

- Таяна, хочу вам в свою очередь признаться, что я привыкла к тому, что коренные народы говорят на английском или французском языках, когда я услышала, что представители коренных народов Сибири говорят на русском, то мне тоже было очень непривычно. Было очень необычно.

Юкон-Москва-Кызыл

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2019, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта