Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 26 мая 2020 г.

Юрий Попков: «Уникальная самобытность тувинцев — это разнообразие самобытностей»

Инна Тарбастаева

Юрий Попков: «Уникальная самобытность тувинцев — это разнообразие самобытностей»Сегодня 15 апреля отмечается Международный день культуры. О важности этнокультурного наследия и его государственной поддержки в рамках национальной политики мы решили поговорить с российским этносоциологом, философом, доктором философских наук, профессором, главным научным сотрудником Института философии и права СО РАН, руководителем новосибирской этносоциологической школы Юрием Попковым.
 
— Юрий Владимирович, прошло уже семь лет с момента принятия Стратегии государственной национальной политики. Какие, на ваш взгляд, качественные изменения произошли в регионах Сибири?
— Если говорить кратко, то сам факт принятия Стратегии стал свидетельством резкого поворота в позиции федеральной власти по отношению к тому, что мы называем национальной политикой. Непосредственно до этого государевы люди, по сути, пребывали в иллюзии, что без этой политики можно обойтись, что жизнь как-то сама образуется, а власть должна уйти из этой сферы, как это было принято в Западной Европе. Известно, что такая позиция потерпела крах и на Западе, и у нас. С принятием Стратегии работа в данной сфере и на федеральном уровне, и в регионах приобрела более оформленный, более системный и более организованный характер. Но, может быть, самое главное состоит в том, что этот поворот стимулировал широкую волну инициативы, общественного, народного творчества, в частности, существенно оживил деятельность многочисленных национально-культурных организаций.
 
— Какие ориентиры современной государственной национальной политики действительно способствуют поддержанию этнической культуры?
— Прежде всего, это целевая установка Стратегии на сохранение и поддержку этнокультурного многообразия. К сожалению, само это многообразие понимается достаточно неопределенно, часто сводится к элементарной констатации факта многонациональности России в целом и ее регионов или ограничивается разного рода фестивальными мероприятиями. На самом деле к этому вопросу надо подходить более фундаментально, ведь за этнокультурным многообразием стоит многообразие этнических культур.
 
— В чем, на ваш взгляд, ценность этнической культуры?
— Первая ассоциация, которая возникает, когда говорят об этнической культуре – это ее тесная связь с традицией. В свою очередь, традиция – то, что является устойчивым, что идет из прошлого и передается из поколения к поколению. Поэтому, ценность этнической культуры состоит, прежде всего, в обеспечении устойчивости в жизни людей, принадлежащих к определенному сообществу. Устойчивость – это то, чего так не хватает в нашу эпоху – «бурлящую», обуреваемую страстями, кризисами, пандемиями и непредсказуемыми последствиями. Этнические культуры – это бесценный опыт освоения специфических природных и социальных ландшафтов. Они выработали разнообразные и предельно адаптированные модели жизнедеятельности и жизнеобеспечения, в том числе к экстремальным условиям.
В противовес широко распространенным представлениям об архаичности и «отсталости» традиционных культур я давно и активно отстаиваю идею о необходимости бережного отношения к моделям жизнеобеспечения, выработанным в лоне этих культур. Мне не раз уже приходилось говорить, что во время недавнего финансового кризиса, разорившего многих людей, огромное количество малых и больших фирм и целые государства, совершенно не пострадали те, кто ведет натуральное хозяйство. Эта же модель жизнеобеспечения, выработанная в рамках традиционной культуры, является чуть ли ни единственной спасительной в настоящий момент глобальной катастрофы, связанной с эпидемией коронавируса.
 
— Как бы вы описали специфику ментальности тувинцев?
— На этот вопрос лучше и более профессионально ответят специалисты, которые занимаются изучением данной проблемы, посвятили ей научный статьи, монографии. Хочу только обратить внимание на то, что сам по себе менталитет, будучи явлением духовным, визуально не наблюдаемым, по сути, неуловимым, а, следовательно чрезвычайно сложным для четкой фиксации и научного «измерения», все-таки существует не в «безвоздушном пространстве». Он очень даже приземлен в том смысле, что имеет в качестве основы формирования конкретные условия существования и образ жизни народа, «укоренен в почве».
Если говорить о природных условиях Тувы, то следует обратить внимание, что здесь присутствуют практически все природно-климатические зоны – от пустыни до тундры. Каждая из них влияет на менталитет той группы тувинцев, которые живут в данной природной нише. Уже по этой причине менталитет тувинцев в целом не может быть абсолютно «однородным», он дифференцирован и, как отмечает Чимиза Ламажаа, сложно организован, образуя «удивительно тугой и многослойный узел». Вместе с тем, с учетом доминирующей традиционной хозяйственной специализации можно говорить о таких характерных чертах большой части тувинцев, как созерцательность, сдержанность, неторопливость и даже замедленность.
Логично в этой связи сделать еще одно замечание — относительно феномена «тувинского времени». Многие из тувинцев никуда и никогда не спешат. Но надо сказать, что этот ритм жизни опять же выработался в рамках особой хозяйственной специализации: социальный ритм задан природным ритмом, и он является очень устойчивым, сохраняет определенную инерцию даже тогда, когда конкретный человек уже не связан непосредственно с данным видом хозяйства. В этом смысле тувинцы не оригинальны, такое свойственно многим кочевым народам. Аналогичные проявления я неоднократно наблюдал во время своих этносоциологических экспедиций у оленеводческих народов Севера. Да, и у соседей-монголов одним из распространенных откликов на предложение что-то сделать является ответ: «Маргаш» (завтра).
 
— Как тувинцам сохранить свою уникальную самобытность в XXI веке?
— Я считаю, что сохранение самобытности не должно быть самоцелью. При этом надо исходить из того, что самобытность рождена конкретными условиями существования этнического сообщества, его отдельных локальных и профессиональных групп. У разных групп тувинцев, помимо общей, есть особенная уникальная самобытность, она различается у скотоводов, охотников, мастеров-камнерезов и мастеров хоомея. Поэтому уникальная самобытность тувинцев — это разнообразие самобытностей. Данное разнообразие и надо сохранять как важное условие жизнеспособности всего тувинского этноса, как залог того, что в процессе движения в будущее могут потребоваться разные уникальные способности и практический опыт…

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2020, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта