Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 23 июля 2019 г.

Об авторе "Из странствий по Урянхайской земле" через 115 лет

Об авторе "Из странствий по Урянхайской земле" через 115 лет Аннотация: Эта статья описывает жизнь А. В. Потани­ной – первой русской женщины, которая совершила пу­тешествие по Туве в 1876 г. и 1879 г. Материал статьи основан на редких и малотиражных изданиях.

Ключевые слова: Потанина, Урянхайский край, Тува, воспоминания, путешествие, экспедиция, биография, ис­сле­дование, женщина-путешественница.

 

About the author of “Wanderings around the land of Uryankhay” after 115 years

Z. M. Mongush

Abstract: Article describes the life of A. V. Potanina - the first Russian woman who has travelled around Tuva in 1876­ and 1879. The material is based on the rare and unique travel papers.

Keywords: Potanina, Uryankhay, Tuva, memoires, travelling, expedition, biography, research, woman-traveller.

«Она полюбила мир несчастных инородцев

и всегда покровительствовала им,

она имела друзей в этой среде,

куда так редко доходит европейское участие.

Как она проникала в душу этих детей природы,

как понимала драматизм их положения,

показывают ее очерки и рассказы»

(Ядринцев, 1893: 2-3).

 

В 1895 г. в частной типографии Елизаветы Гербек, расположенной в те годы в д. № 20 во 2-й Мещанской улице г. Москвы на средства друзей и близких А. В. Потаниной был опубликован сборник ее путевых заметок, статей, очерков и рассказов «Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю» посвященный ее памяти (Потанина, 1895). Помимо ранее опубликованных работ в сборник вошли ее многочисленные рукописи, черновые дневники, письма и воспоминания о ней. Среди них «Из странствий по Урянхайской земле» основанные на ее личных наблюдениях во время двух экспедиций  летом 1876  и осенью 1879 гг., по Туве, которые  вы ходили до этого во втором выпуске «Сибирского сборника» за 1891 г.

Через 112 лет после первой публи­кации «Из странствий по Урянхайской земле» в сокращенном варианте поя­вится в сборнике «Традиционная куль­тура тувинцев глазами иностранцев (конец ХIХ–начало ХХ вв.) подготовленном к изданию в Кызыле А. К. Кужугет (Потанина, 2003: 29-38).

В предисловии «Традиционной культуры…» отмечено: «К сожалению, о многих авторах представленных в сборнике работ известно немного. Тем не менее, мы сочли нужным сообщить читателю даже самые скудные сведения, которые имеются» (Традиционная культура…, 2003: 4). Далее об А. В. Потаниной представлены следующие сведения: «Известная путешественница, супруга и участница почти всех экспедиций Г. Н. Потанина. Заболела и умерла во время последней экспедиции мужа» (Там же: 5).

Сборник тиражом 1000 экз. после выхода в свет разошелся буквально за один день, и сегодня он уже библиографическая редкость. Без желаемой книги остался массовый читатель. Кроме того, к исследователям Тувы, их жизни, судьбе, их трудам в последние годы стали проявлять большой интерес студенты – историки, молодые исследователи, даже школьники. Это говорит о том, что благородное дело, которому посвятили всю свою жизнь известные и неизвестные нам исследователи, успешно продолжается.  

Целью данной статьи является помочь молодым исследователям, которые интересуются жизнью и судьбой дореволюционных исследователей, среди которых особое место занимает А. В. Потанина, первая женщина путешественница, побывавшая в Туве.

Об авторе "Из странствий по Урянхайской земле" через 115 лет Ее девичья фамилия – Лаврская. В начале 80-х годов Х1Х в. в Туве начал жить ее младший брат, Константин Лаврский, но о его дальнейшей судьбе нам пока ничего неизвестно.

Встреча Александры Викторовны с Григорием Николаевичем Потаниным произошла при исключительных обстоятельствах. По этому поводу в январе 1894 г.  Н. М. Ядринцев пишет: «Потанин жил в ссылке в г. Никольске Вологодской губернии. Товарищем его по ссылке в этом же городе был К. В. Лаврский, публицист, впоследствии редактор Камско-Волжской газеты «Неделя», с которым Г. Н. Потанин весьма сблизился. Александра Викторовна приезжала несколько раз в Никольск посетить брата и познакомилась здесь с Потаниным. Они начали переписываться и через год обвенчались в местной скромной церкви без всякой торжественности» (Ядринцев, 1893).

С тех пор в течение 20 лет они никогда не расставались.

В предисловии «Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю» есть такие сведения: «Это была скромная, застенчивая женщина, высокая сухощавая блондинка с подстриженными волосами и тонким певучим голосом. Одевалась очень скромно и просто. Лицо ее носило печать серьезной и интеллигентной женщины. В обществе она была молчалива, но отличалась тонкой наблюдательностью – качество оказавшееся весьма ценным для путешественницы. Ее мнения и суждения были очень сдержанны…» (Потанина, 1895: 8)

В том же сборнике помещена ее биография, где сообщается, что отец, Виктор Николаевич, был священником Знаменской церкви в Нижнем Новгороде. В 1834 г. после окончания Московской духовной академии его послали на службу в Астрахань. В том же году он женится на Екатерине Васильевне Владимировой. Александра родилась 25 января 1843 г. вторым ребенком в семье. Росла одинокой. Обстановка в доме была строгой и не позволяла иметь вне дома друзей и подруг. Женских епархиальных училищ тогда еще не было, а пригласить учителей у родителей не было средств, и ей пришлось получить домашнее образование. Лицом, оказавшим влияние на ее умственное и нравственное развитие, была ее тетя Е. П. Юрьева. Не имея своих детей, она полюбила маленькую Шуру, часто увозила ее к себе домой и занималась с нею французским языком. Е. П. Юрьева имела богатую библиотеку, которая стала единственным источником, откуда Шура могла получать знания.

В 1866 г. в Нижнем Новгороде открывается женское епархиальное училище, куда Александра поступает работать воспитательницей. Жизнь в училище проходит тихо и однообразно. Единственным увлечением было чтение книг.

По воспоминаниям лиц, знавших в те годы Александру, она была чрезвычайно застенчивой и замкнутой натурой.

В годы работы в училище судьба сводит ее с Н. Г. Потаниным, и после замужества она уходит с работы, чтобы посвятить свою жизнь мужу. Александре Викторовне тогда был 31 год.

В 1876 году состоится их первое путешествие в Туву, в котором Александра поразит Григория Николаевича своей выносливостью и терпимостью.

В «Странствиях по Урянхайской земле» подробно описаны все трудности, с которыми пришлось им сталкиваться. Многодневные поездки на верблюдах и лошадях под палящим солнцем, дождем и снегом. Иногда приходилось ночевать в безводной степи, в юрте, палатке, шалаше, спать на земле, на снегу, на тонком войлоке. Чтение этих записей приводит к выводу о том, что физически она обладала огромным запасом энергии, ее внутренний мир был наполнен позитивной энергетикой, ее мысли и взгляды были кристально чисты в отличие от автора книги «Далекий край: Путешествие по Урянхайской земле» Д. К. Минц­ловой, побывавшей в Туве летом 1914 года,

Разделяя с Григорием Николаевичем все трудности экспедиционной жизни, поддерживая его нравственно, помогая вести дневники, собирать и хранить коллекции, она находила время и для самостоятельной работы, много писала.

Литературными трудами А. В. Потанина занималась с боль­шой любовью и с очень раннего возраста: «Что греха таить, – писала она в своих письмах к Г. Н. Потанину до замужества,  – писать я люблю. Хотя и ленюсь, а все же у меня что-то пишется, лучше сказать не пишется, и это чуть ли не с 8-летнего возраста». Но по своей скромности она постоянно чувствовала неуверенность в своих работах. Ее дневники, письма часто проникнуты тоном грустной неуверенности: «Когда я провожу время за чтением, мне часто становится совестно. Думается, неужели у меня, уже старой женщины нет другого дела, более полезного, чем чтение, хотя бы и полезное для моей души, но достаточно ли спасать свою душу? Не лень ли виновата в том, что я не могу найти себе дела, которое было бы хоть кому-нибудь полезно? Это раздумье при полном досуге доходит иногда до мучительности» (Потанина, 1895: 14).

Григорий Николаевич вдохновлял и поддерживал ее увлечение читать и писать: «Своим письмом, – писала Александра Викторовна Г. Н. Потанину в годы его ссылки в Никольске, – Вы прибавили мне много бодрости, и я опять вытащила свои тетради на стол» (Потанина, 1895: 29).

Потанины пронесут любовь и уважение друг к другу через всю свою плодотворную жизнь.

Тонкая гуманность, любовь и сострадание были самыми сильными чувствами и главными чертами характера Александры Викторовны.

В ее дневниках, статьях и очерках, вошедших в сборник «Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю», нет ни малейшей тени пренебрежения и высокомерия: «Хотя А. В. была уроженка Великороссии, – писала редакция «Восточного обозрения» в 1893 году, – она не питала пренебрежения и предубеждения к нашей несчастной и далекой окраине, подобно многим. Она делила вместе с нами скорби и радости. Интересуясь жизнью сибирской печати, была всегда полезна ей, чем могла. Была сотрудницей нашей газеты… Дорого было в ней и то чутье, с каким она относилась к явлениям нашей общественной жизни, умея оценивать все доброе и честное» (Ядринцев, 1893: 58).

Ее работа «Из странствий по Урянхайской земле» со времени первой публикации и по сей день остается одной из наиболее обстоятельных, достоверных и ярких работ по сравнению со всеми предыдущими публикациями по этой теме. Подробное описание обрядов, праздников: «По дороге мы встретили веселый поезд, молодые люди и молодые девушки ехали на свадьбу. Все они были нарядно одеты, но их костюм на этот раз не отличался от монгольского. Яркие атласные шляпы были, очевидно, куплены в улясутайском китайском магазине. Веселые, румяные лица девушек, их бойкий смех, некоторое заигрывание с молодежью нашего каравана понравилось нам; видно было, что они на своих скакунах чувствовали себя совершенно безопасно и действительно, перекинувшись двумя, тремя фразами и, посмеявшись, они унеслись, как ветер, в боковое ущелье долины» (Потанина, 1895: 58).

Это, возможно, был традиционный праздник молодежи «ойтулааш» на скакунах с веселыми, меткими песнями, которые сочиняются на ходу.

В работе также описаны быт, занятия, жилище, пища, наряды, украшения, летние и зимние виды одежды, обуви не только тувинцев, но и частично русского населения края: «На реке Елешь (Алаш – З.М.) мы нашли русский дом и русских людей. Тут жил уже девять лет старик, приказчик купца Весенкова. Его хозяин вывозил соль из озера, которое лежит несколько выше, ближе к горам Тану-Ола, скупал урянхайский скот и пушной товар, а урянхайцам продавал русские товары…» (Потанина, 1895: 59). «Посылины жили в юрте, он, его жена и сестра, но на дворе была деревянная кухня и большой амбар… Стены юрты были из двойных войлоков; в верхнее круглое отверстие были в его юрте вставлены цветные стекла, а в середину между стекол была пропущена труба от железной круглой печи, поставленной в центре юрты; пол выставлен досками и затем войлоками, кругом стен лавки, прерываемые по местам постелями и столами; на лавках были ковры, на столах – салфетки…» (Потанина, 1895: 69).

Ее отношение к инородцам, по воспоминаниям друзей, было самое сердечное и искреннее. В годы своего пребывания в Петербурге или Иркутске она любила собирать около себя молодежь, хлопотала часто о помощи, о стипендиях для них: «В бедной и скромной квартире Потаниных в Иркутске охотно встречались их друзья. Александра Викторовна принимала инородцев как лучших друзей своих. Они всегда встречали у нее ласку и самый радушный прием. Здесь не было никаких угощений кроме чая, не было модных и шумных разговоров, но каждый выносил душевную теплоту и какое-то приятное, спокойное, умиротворяющее ощущение», – напишет позже Николай Михайлович Ядринцев, самый близкий друг семьи Потаниных (Ядринцев, 1893: 58).

В 1892 г. осенью Географическим отделом Восточно–Сибирского отдела Русского географического общества в Иркутске была организована экспедиция в Китай в составе Г. Н. и А. В. Потаниных, зоолога М. М. Березовского, геолога В. А. Обручева и переводчика Б. П. Рабданова. Задачей экспедиции было изучение восточных окраин Тибета и китайской провинции Сы-чуань. Во время этой экспедиции у А. В. Потаниной начались приступы сердечной болезни. По данным монографии академика В. А. Обручева: «Врач посольства в Китае советовал ей остаться в Пекине, но она не захотела оставить мужа, привыкшего к ее попечениям» (Обручев, 1947: 217 ).

С одной стороны, она, возможно, хорошо понимала, что времени у нее с каждым днем остается все меньше и меньше, и дорожила каждой минутой. В каждом храме, кумирне,  монастыре она делала подношения божествам, помогала бедным людям. Подолгу общалась с монахами, получая от них благословление. В последние месяцы и дни перед уходом из этой жизни она часто совершала прогулки, любовалась природой, рисовала масляными красками окружающий мир, полевые, горные и лесные цветы, которые приносил ей Григорий Николаевич. Иногда выходила на берег бурной речки и сидела подолгу в задумчивости. Ее благая, чистая, свободная от ненависти и алчности, спокойная жизнь подходила к концу. Она была готова принять ее достойно. Неземная, святая – первая русская женщина, проникшая в глубь Центральной Азии.

Она мечтала написать и издать большую книгу об Урянхайской земле, ее людях, об истории, этнографии и  географии этого края. Как много потеряли целые поколения читателей, не имея возможности ознакомиться с ее бесценными трудами, печатными и рукописными! В каком неоплатном долгу остались мы перед памятью этой великой женщины!                                                                         

 

Список литературы:

Потанина, А. В. (1895) Из странствий по Урянхайской земле // Потанина А. В. Из путешествий по Восточной Сибири, Монголии, Тибету и Китаю. М. С. 48-71.

Потанина, А. В. (2003) Из странствий по Урянхайской земле // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец ХIХ – начало ХХ вв.) / Сост. А. К. Кужугет. Кызыл. С. 29–38.

Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец ХIХ – начало ХХ вв.) (2003) / Сост. А. К. Кужугет. Кызыл.

Ядринцев, Н. М. (1893) Памяти А. В. Потаниной // Восточное обозрение. № 58.

Обручев, В. А. (1947) Григорий Николаевич Потанин: Жизнь и деятельность. М.–Л.

Минцлова, Д. К. (1915) Далекий край: Путешествие по Урянхайской земле. СПб.       

 

Скачать статью в PDF: 4.2.-mongush-zm-hh.pdf [235,22 Kb] (cкачиваний: 31)

К Содержанию номера                                                              

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2019, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта