Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 10 декабря 2019 г.
24 декабря 2009 НИТ №4, 2009. Проба пера

Категория терпимости как способ экономной коммуникации людей эпохи глобализации

Е.Сонам

Скачать в PDFРефлективные стратегии терпимости (буддийский угол зрения)

Категория терпимости как способ экономной коммуникации людей эпохи глобализации Аннотация: В статье предпринимается попытка из­менить привычные штампы мышления человека эпохи глобализации, эмоциональный климат которой стро­ится на жестком рационализме. В качестве предмета анализа выдвигается категория терпимости. Терпение как центральное понятие буддизма разви­вает идеи самодисциплины и сдерживания, врож­денного чув­ства собственного достоинства, счастья, сохра­нения твердости и решительности в любых си­туациях. Тер­пимость здесь понимается как способ экономной ком­муникации людей.

Ключевые слова: терпимость, буддизм, категория, коммуникации, глобализация.

 Tolerance category as a way of economical communications of the globalization epoch people

Reflective strategy of tolerance (Buddhist point of view)

E. Sonam

 Abstract: In article an attempt to change thinking stamps of a globalisation epoch person, whose emotional climate is based on rigid rationalism, is undertaken. Analysis subject is the tolerance category. The patience, as a central concept of the Buddhism develops ideas of self-discipline and restraint, an innate sense of proper pride, happiness, preservation of strength and resoluteness in any situations. The tolerance here is understood as a way of economical communications of people.

 Keywords: Tolerance, the Buddhism, category, communications, globalisation.

 

Актуальность, своевременность идеи «терпимости» и «толерантности» очень кстати в наше время, в эпоху глобализации, когда каждая нация стремится самовыразиться, сохранить свою национальную идентичность, объявляет о своем праве быть в передовой цивилизационного процесса, о праве перемещаться, жить там, где экономически стабильно. Люди, народы, нации становятся все более взаимосвязанными, взаимозависимыми. «Это тенденция мирового развития и есть глобализация. Процесс глобализации охватывает все сферы человеческой жизни, в том числе и политику. Это проявляется в том, что политические события какой-либо одной страны, так или иначе, отражаются на жизни других. Глобализация открывает не только новые возможности для сотрудничества народов, но и создает или углубляет целый ряд проблем, оказывающих негативное воздействие на мировое развитие».

Происходят культурно-ментальные противоречия, столкновения в плане реализации религиозных, культурологических убеждений между народами. Современным людям приходится делать волевое усиление, собирать волю на то, чтобы быть терпимыми, хотя это должно происходить естественным путем. И в большинстве случаев, выбор идет в пользу агрессии, конфликта, причем, природа этого конфликта иногда может быть неявной, скрытой. Такие эмоции наблюдаются повсюду: в столице и в периферии, в большой политике, в телевидении, в газетах, в точках зрения политиков, в условиях хабальской, офисной работы, в снобствующей интеллигентской среде, в среде, где люди заняты неквалифицированным трудом и т.д.

Эта картина очень жестких социальных отношений - прямое отражение эмоционального климата нового времени. Возникает «дефицит добра», «дефицит внимания», «дефицит сострадания». На смену этим добродетелям приходят цинизм, снобизм, как приспособленческая мораль для интеллигентов, эгоизм, эгоцентризм как модное увлечение молодежи, рвачество как короткий путь к успеху и т.д.

В условиях жестких геополитических настроений современного мира «категория терпимости», «категория толерантности» в прямом смысле, является «мягкой» категорией. Она не имеет стратегической силы, не может играть роль средства решения проблемы, выхода из тупика. Проявления терпения и терпимости во многом равняются слабости, пассивности, безволия, покорности. Но это только на первый взгляд. Отсюда проблема, суть которой в том, что люди разучились быть терпимыми, «забыли быть толерантными». Следовательно, необходимость в выработке «экономичного общения» между людьми особенно важна: накладно разбрасываться негативными эмоциями, хлопотно «кидать камень в чужой огород», невыгодно расчищать последствия нелепых действий и т.д. Гораздо экономичнее сдерживать эмоции, преодолевать их, проецировать их на улучшение своих недостатков.

Терпимость - это единственный способ экономной коммуникации людей. Она избавляет людей от неправильно направленной энергии, которая может быть реализована неэффективно. По мнению Его Святейшества Далай-Ламы XIV, «настоящее терпение содержит элемент самодисциплины и сдерживания; осознавая, что можно действовать агрессивно, вы все же решаете не делать этого. Терпение и терпимость происходят из способности сохранять твердость и решительность в любых ситуациях, эти качества нужно рассматривать не как признаки слабости, а как признаки силы, проистекающей из глубинной способности сохранять твердость. Терпение и терпимость требуют активных внутренних действий, которые возможны лишь в сильном дисциплинированном уме».

В условиях многонациональной Тывы самая малая польза принципа терпимости состоит в том, чтобы научиться корректно относиться к друг другу. Не обязательно любить, не обязательно ненавидеть, но уважать, корректно относиться, принимать, воспринимать язык, внешность, убеждения, труд, персональные данные, личность другого человека - непременное условие мирного сосуществования. Отсюда задача для каждого человека - развивать в себе терпение и терпимость. Спрашивается: «Каким образом?». Принципы буддизма предлагают следующие методы развития терпимости:

  • 1. избавление от гнева и ненависти, как рациональный анализ ситуации,
  • 2. расширение взглядов на вещи и всестороннее рассмотрение ситуации,
  • 3. зависимость от других как средство от самонадеянности,
  • 4. учет врожденного чувства собственного достоинства,
  • 5. сострадание,
  • 6. развитие бдительности.

Согласно буддийской модели, для развития в себе терпения и терпимости человек должен развивать в себе энтузиазм, сильное желание. Чем сильнее энтузиазм человека, тем больше у человека способность противостоять трудностям: «Развивая в себе терпение и терпимость, вы в действительности сражаетесь со своей ненавистью и злостью. Так как этот процесс - борьба, вы стремитесь к победе, но в то же время не должны исключать возможности поражения. В этой борьбе вы не должны терять голову и отдавать себе отчет в сложности и разнообразии возникающих проблем. Энтузиазм приходит в результате изучения и анализа положительных эффектов терпимости и терпения, а также отрицательных эффектов злости и ненависти».

Во-вторых, важно развивать в себе гибкость ума - человеческое свойство, способность изменять свои взгляды, видеть проблемы под разными углами. Категория «гибкости ума» позволяет человеку максимально широко охватывать реальность, быть максимально живым и человечным. «Она достигается благодаря сознательным попыткам расширить свое видение мира и объективность оценок. Конечный результат - умение одновременно воспринимать как обширные картины, так и частные детали».

Высшей точкой терпимости и терпения, согласно буддийской этике поведения, является всепрощение: «Конечным результатом терпения и терпимости является всепрощение. Если вы обладаете истинным терпением и терпимостью, всепрощение приходит естественным образом».

Этот краткий экскурс в теорию буддийской толерантности, с одной стороны, иллюстрирует нам изящное, тонкое естество понятия «терпимости», «терпения», с другой стороны, производит впечатление очень абстрактного, нежизнеспособного, примитивного явления. Здесь важно иметь в виду, что наши представления о действительности никогда не бывают совершенными, а реальность постоянно накладывает определенные ограничения на осуществление наших мыслей. Но и опора на закон, образование, материальное благополучие, науку не является гарантией блага. Проблема в том, что кажущаяся примитивность религии «отчаяний и поражений», как некоторые ученые окрестили черты буддизма, - это  доведенная до сакральной чистоты ненавязчивая, незамутненная, глубинная простота мудрости. Простыми словами, незамысловатыми выражениями желтая вера направляет нас на гуманистический путь реализации своих убеждений. Именно она становится необходимым условием выживаемости.

Отсюда проблема - люди чересчур усложнили свою жизнь, свои взгляды на жизнь, свои убеждения, в результате чего возникает наслоение в сфере мыслительных, эмоциональных процессов. Человеку становится все труднее улавливать сквозь шелуху многослойности бытия истинные, врожденные рефлексии, свойственные ему. И поэтому простые, априорные понятия для человека так и остаются простыми, примитивными понятиями, не имеющими ценностной значимости. Современные люди, положившиеся во всем на разум, запутались в противоречиях, распрях, оказались во власти насилия, конфликтов. Рационализм людей оборачивается к ним трагедией самообмана, драмой безвыходности. До сих пор ни один президент, ни одно государство не смогли найти рецепт выхода из состояния непрерывного ведения войн. Война доказывает неспособность людей рационально решать свои проблемы. Наука, образование, закон и все прочие добродетели современной эры не обладают целительными свойствами: человек может быть высокообразованным, но утверждать в жизни зло; пока существуют социальные, межличностные конфликты в любом мультикультурном обществе сохраняется опасность перевода их в межнациональную плоскость и т.д. Важны не только образованные люди, но и гуманные люди. Важны не только межнациональные отношения, но и их гармонизация.

Этому нельзя противопоставить ничего, кроме последовательного воспитания в себе рефлективных стратегий терпимости - альтернативных принципов эмоционально-волевого поведения человека, на основе которых у человека формируются базовые навыки устойчивого проявления терпимости и терпения, способствующие развитию элементов самодисциплины и сдерживании избыточных эмоций.  Существует масса рекомендаций соблюдения нормализации межличностных, социальных, межнациональных отношений, о которых свидетельствует большое количество литературы по социологии, международным отношениям, психологии, этнологии. Данное наблюдение основывается на принципах буддийской логики мышления, и потому оно представляет немного иную ценностную значимость в решении проблемы нетерпимости.

Эти рекомендации не являются призывом на то, чтобы все люди были святыми. Речь идет о попытке изменить привычные стратегии мышления человека. Ценностная установка на бытие терпимого человека может идти по следующим направлениям:

  • 1. Необходимо реанимировать врожденный код терпимости, доброты. Все люди изначально неагрессивны, а значит, изначально ориентированы на счастье, на благополучие. Люди неагрессивны, потому что помимо врожденного кода доброты, врожденного права на счастье, они обладают врожденным чувством собственного достоинства. Это чувство является защитной гарантией того, что ничто и никто не может посягнуть на автономность существования человека в условиях соблюдения им принципов достижения счастья. Следовательно, терпимость - это доминантное свойство в природе человека.
  • 2. Сила простых, универсальных, общечеловеческих, естественных понятий, как «счастье», «мир», «справедливость», «дружба», «терпимость», состоит в том, что это очевидные, убедительные понятия. Следовательно, это и есть исходная точка, базовая опора реализации человеческих убеждений. Эти очевидные понятия служат в качестве противопоставления несостоятельным догмам, как эгоизм, агрессия, война, прагматизм и т.д. Эти несостоятельные догмы представляют сферу избытка, перенасыщения. Война - это избыток, который требует большую статью расходов: человеческие жертвы. Эгоизм - это избыточная эмоция, на основе которой строятся расистские теории об избранности одной нации. Соответственно, только естественные ценности способны развить в человеке образ действия, поведения, мыслей, лишенных крайностей. Апеллируя к этим ценностям, мы возводим принцип экономии эмоционально-волевой энергии, направленной на концентрацию в человеке его врожденных, базовых способностей терпимости.
  • 3. Необходимо развитие усилия, проявление силы воли, которые могут быть направлены на то, чтобы сдерживать негативные эмоции, преодолевать, проецировать их на улучшение своих недостатков.

Таким образом, терпимость - это единственный способ экономной коммуникации людей. Она избавляет их от не правильно направленной энергии, которая может быть реализована неэффективно. Терпение как центральное понятие буддизма развивает идеи самодисциплины и сдерживания, врожденного чувства собственного достоинства, счастья, сохранения твердости и решительности в любых ситуациях. Категория терпимости противостоит категории «избытка», «избыточности негативных эмоции».

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2019, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта