Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 9 ноября 2024 г.

Российские и монгольские ученые о современной Монголии

Российские и монгольские ученые о современной МонголииРец. на: Монгольский мир: между Востоком и Западом / под ред. Ю. В.Попкова, Ж.Амарсаны. Новосибирск : Автограф, 2014. 351 с.

 

 Russian and Mongol scientists about the modern Mongolia

T. V. Yermakova

Review to: Mongol world: between the East and the West / edited by Yu.V. Popkov, Zh. Amarsany. Novosibirsk: Autograph, 2014. 351 p. 

Совместные усилия российских и монгольских ученых по изучению Монголии имеют давнюю плодотворную традицию, восходящую к первой форме организации монгольской науки— Научно-исследовательскому комитету— прообразу Академии наук Монголии. Однако предмет этого сотрудничества менялся в зависимости от приоритетных задач конкретного периода в развитии монгольской культуры и монгольского общества. К настоящему времени Монголия включена в систему глобальных связей, и новые вызовы требуют поиска новых ответов.

Необходимость зафиксировать происходящие в Монголии изменения и дать им адекватную теоретическую интерпретацию осознавалась еще в начале XXIв. Так, монголовед и дипломат Л. Г.Скородумова, за время службы в Монголии внесшая значительный вклад в развитие российско-монгольского диалога, ёмко сформулировала тенденцию периода: рост национального самосознания одновременно с активным стремлением к интеграции в мировое сообщество при сохранении этнокультурной идентичности (см.: Скородумова, 2004:18). За прошедшее время настоятельность осмысления этой тенденции только возросла, и проведение исследований в этой сфере закономерно и настоятельно востребовано.

Рецензируемое издание представляет итоги многолетней работы междисциплинарного научного коллектива российских и монгольских ученых по реализации исследовательских проектов, поддержанных в рамках международного конкурса Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования, культуры и науки Монголии.

Монография состоит из двух обширных разделов: «Монгольский мир» и «Монголия в современности». В совокупности они отражают результаты философской рефлексии на базовые идеологемы и духовные скрепы монгольского общества и эмпирические сведения, полученные в результате обследования современного состояния Монголии и ее народа в ценностно-ориентационном аспекте. Таким образом, архитектоника работы соответствует замыслу авторского коллектива предпринять «синтез результатов социально-исторического, этнокультурного социально-экономического, демографического и социологического направлений исследования мира» (Монгольский мир… , 2014:3).

В первой главе «Монголия в системе цивилизационных взаимодействий» (авторы Ю. В.Попков и Е. А.Тюгашев) ставится и решается вопрос о цивилизационной идентичности Монголии. В дискуссии о динамике номадического характера монгольского социума авторы не склонны считать намадизм исчерпывающей его константой. На основе экскурса в историю монгольской государственности авторы делают вывод о монгольской цивилизации как обладающей потенциалом метацивилизации, в настоящее время территориально ограниченной ядерным локусом (там же:31). Этот подход развивается во второй главе «Евразийская идентичность Монголии», подготовленной Ю. В.Попковым, Е. А.Тюгашевым, А. В.Ивановым (все— российская часть авторского коллектива) и монгольским коллегой Х.Цэдэвом. Оригинально поставлен вопрос о реальном статусе Монголии в системах взаимодействия «Запад —Восток» и его корреляции с ценностно-окрашенной системой эмпирически (в ходе социологического опроса) установленных предпочтений и идентичностей. В результате констатировано, что евразийская идентичность Монголии подтверждается на всех уровнях и может стать опорой для развития монгольского общественного сознания в будущем. Ввиду актуальности и новизны вывода о Монголии как евразийской цивилизации, сделанного российскими авторами, в этой главе помещен подраздел «Монголия в контексте евразийской идеи глазами монгола» авторства Х.Цэдэва. Солидаризируясь с выводами российских исследователей в целом (там же: 76), наш монгольский коллега конкретизировал показатели этой идентичности, обусловливающие национально-культурную самобытность монгольского евразизма.

Отметим, что обоснование евразийской идентичности Монголии и ее самодостаточного цивилизационного статуса является самостоятельным концептуальным багажом авторского коллектива.

Глава третья «Устойчивость традиционной культуры Монголии»— самая обширная по объему и посвящена комплексному междисциплинарному рассмотрению духовных скреп монгольского этноса. В подразделе «Константы традиционной духовной культуры Монголии в контексте учения арга-билиг» (С. М.Белокурова, М. Ю.Шишин) рассмотрена феноменология философской категории арга-билиг(в первом разделе она была интерпретирована как диалектическая категориальная пара, конституирующая в своей целостности «монгольскость» как таковую).

В подразделе «Традиционные буддийские ценности монгольской культуры», написанном Ц.Цэцэнбилег очень емко и аргументированно воспроизведены базовые идеологемы буддийского мировоззрения, укоренившегося на монгольской духовной почве, ставшие на много веков ценностными ориентирами целей человеческой деятельности и самой жизни. Автор справедливо подметил, что влияние буддизма «не затрагивало основной способ производства» и хозяйственный уклад монгольского общества (там же:105). В этой связи уместно обратиться к данным А. М.Позднеева, в конце XIXв. выявившего в Монголии феномен кочевого буддийского монастыря. Таким образом, устойчивость структур повседневности в Монголии была столь высокой, что буддийские проповедники должны были примениться к ним, а не применять их к своим целям. Этот факт дополнительно подкрепляет верность вывода исследовательницы.

Логично размещение в этой главе раздела «Дзанабадзар и Зая Пандит Намхайджамцо как творцы духовного вектора Монголии» (М. Ю.Шишин). Эти ярчайшие представители монгольской культуры в своей деятельности реализовали буддийские ценности и одновременно способствовали их распространению.

Духовные скрепы, актуальные для современного монгольского общества, сформировались в монгольской культуре в период незатронутости инокультурными новациями. Поэтому так органично выглядят подразделы «Ценностные струны монгольской поэзии» (А. В.Иванов), «Священные земли монгольского и российского Алтая и отношение к ним местного населения» (А. В.Иванов). Содержание социокультурных новаций многоаспектно раскрыто в соответствующих подразделах, подготовленных М.Золзаяа, Н.Баяром; Х.Цоохуу; Д.Дашпурэвом; Ю.В.Попковым, Е.А.Тюгашевым; О.А.Персидской, Л.Б.Четыровой.

Раздел II «Монголия в современности» представляет собой представление структурированных по проблемно-тематическому принципу результатов нескольких эмпирических социологических исследований. Отметим, что это, пожалуй, первый опыт столь всеохватных по тематике опросов, при том, что Институт философии, социологии и права МАН имеет развитую школу социологических исследований. Исследованию были подвергнуты все те сферы социокультурной жизни современной Монголии, которые были концептуализированы в разделеI. Это— ценности, реализуемые в повседневной и частно-семейной жизни; тенденции социальных и правовых трансформаций в ходе рыночных реформ; особенности национального характера монголов; эволюция роли г.Улан-Батор от локуса сакральности к локусу— центру государственности.

В результате комплексного теоретического исследования и анализа и обобщения огромного массива многоаспектных эмпирических данных российско-монгольской коллектив исследователей воссоздал целостную картину содержательного наполнения и современного состояния ценностно-мировоззренческих ориентиров монголов вкупе с их историко-культурным генезом. Общий вывод авторов— это неотрадиционализм, характеризующийся использованием потенциала прошлого, памятованием о традициях и одновременно открытостью инновациям во всех сферах социальной практики. «Социокультурный неотрадиционализм в целом выступает основой современного этносоциального развития монгольского общества» (там же:347).

Самостоятельное достоинство рецензируемого издания состоит, на наш взгляд, в том, что по представленному в нем образу современного общественного сознания Монголии и смелым попыткам его философской концептуализации можно наметить линии дальнейшего исследования. Прежде всего, это касается категории арга-билиг как философской основы цивилизационной идентичности Монголии: источниковая база; персоналии, впервые сформулировавшие содержание понятия; соотношение с традиционной номадической и буддийской картиной мира; какие идеологические процессы обусловливают гламуризацию арга-билиг(так называется радиостанция, вещающая из Улан-Батора, это название монгольского музыкального коллектива, работающего в жанре фолк-джаз).

В целом коллективная монография, отражающая современный уровень научной кооперации российских и монгольских исследователей, будет полезной для представителей различных гуманитарных дисциплин, изучающих социокультурные процессы на Востоке.

Список литературы:

Монгольский мир: между Востоком и Западом (2014) / под ред. Ю. В.Попкова, Ж.Амарсаны. Новосибирск : Автограф. 351с.

Скородумова,Л. Г. (2004) Монгольский язык: образ мира. Улан-Батор.

Дата поступления: 10.08.2015 г.

 

 
Скачать файл статьи:  17-Ermakova.pdf [372,75 Kb] (cкачиваний: 21)
Библиографическое описание статьи:
Ермакова Т. В. Российские и монгольские ученые о современной Монголии [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2015, № 3. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_27/8187-ermakova.html (дата обращения: дд.мм.гг.).

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта