Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 19 сентября 2017 г.
28 февраля 2013 НИТ №1, 2013 . Проба пера

Мир внутри Саян

Мир внутри СаянАннотация: Статья с размышлениями по мотивам тем, описанных в монографии Ч. К. Ламажаа «Тува между прошлым и будущим» (СПб., 2011. Изд. 2).

Ключевые слова: Тува, национальный характер, тувинцы, общество

A worlds within the Sayans

A. R. Kol

Abstract: Article cogitates over the issues, risen in Ch.K. Lamazhaa's "Tuva between the past and the future" (SPb, 2011. 2nd ed.).

Keywords: Tuva, national character, Tuvans, society.

Мир внутри СаянПосле проведенной 9 декабря студентами Томска и Новосибирска конференции «Тува между прошлым и будущим» по книге доктора философских наук Чимизы Ламажаа в голову приходит очень много мыслей. Это был еще один шаг к моему самопознанию. Такое чувство, что все мои знания, все мои мысли по отношению к моей родной Туве разложены по полочкам и найдены все ответы на мои вопросы. И будь я сейчас первокурсницей, которая только приехала, я бы с таким интересом и легкостью рассказала, откуда и кто я.

Сейчас я хотела бы разобрать ту тему, которая глубоко затронула мое сердце. Если я осмелюсь обратиться к теме  тувинского  национального характера, боюсь, что мне не удастся написать много и обо всем. Поэтому я скромно выберу одну маленькую тему из большой главы — о «внутрисаянском» мире.

Из изучения культурологии помню, что на формирование любого этноса влияют не только культурные, но также географические, социальные и хозяйственные факторы. Так и в формировании тувинского этноса большую роль сыграла природа. Я полностью согласна с автором, что природа «нарисовала» генеральный план бытования людей в центральной Азии, во «внутрисаянском» мире. Мы действительно чувствуем себя обособленно от России, нам кажется, что Саянские горы служат для нас какой-то защитой. Тувинцы с давних пор относились к территории своего расселения как к сакральной земле предков, они верили, что если человек и природа будут гармонично жить, то это обеспечит их выживание, духи будут к ним благосклонны.

Большинство тувинцев  не согласны с утверждением, что человек — царь природы. Как это человек — царь природы? Не может он быть царем! Человек живёт вместе с природой. Человек — дитя природы. Человек от природы неотделим. Человек живёт вместе с природой, как звери и птицы. Отличается он от них интеллектом. А душа у них одинаковая, только человек наделён умом.

Природно-климатические условия сформировали самоограничение, самоуспокоенность, умеренность во всем, стремление к балансу и гармонии в жизни (особенно к явлениям окружающего мира). Все сезонные циклы скотоводства, земледелия и охоты теснейшим образом взаимосвязаны с малейшими изменениями климата.

Работа Чимизы Ламажаа особенно ценна потому, что автор рассматривает все не только с субъективной стороны, но и объективно. Эта формула «Внутрисаянья» для Тувы — и хорошо и плохо. Мы сумели сохранить до наших дней свою уникальность, это маленький островок «древних ценностей, которых не размыли волны исторических кактаклизмов и мировой миграции населения». А оборотной стороной медали является то, что тувинское общество еще не научилось быть открытым. Чтобы понять это утверждение, надо выехать в более развитые регионы России (не говоря уж о других странах), потом вернуться в Туву и оглядеться по сторонам.

Я уже три года нахожусь «за Саянами». А мой родной уголок земли всегда будет моим жизненным ориентиром. Для меня семья, родственники, род, родное село — это ценности, заложенные многовековыми традициями почти в гены. Тувинцы говорят: «Тот, кто не оборачивается на земли предков, считается человеком без души, без сердца, без памяти…»

Природный фактор «помог выстроить картину мира жителей края, сформировала в их мироощущении чувство обособленности». Но каким будет будущее, зависит только от нас самих.

Да, есть социальные проблемы в Туве (отсутствие трезвости, безработица, беспризорность, низкий уровень жизни), но это решается постепенно. Кызыл может стать очень уютным городом. Сейчас мы видим, что он постепенно меняется, и люди в нем тоже постепенно будут "окультуриваться".

У Тувы есть большое преимущество, как перед центральными регионами России, так и перед всем миром. Мы отстаем от цивилизации и в этом, мне кажется, есть плюс. Чрезмерная цивилизация — это тоже плохо. Не представляю, как ребенок может расти в бетонных зданиях, не иметь возможности играть на природе и как он постоянно дышит выхлопными газами.

Тува отлично сохраняет природу, людей. Когда в современном мире есть возможность жить в юрте, когда тебя с детства обдувает степным ветром, ты дышишь свежим воздухом, скачешь верхом на коне, сидишь у костра, занимаешься горловым пением — это прекрасно. Ты чувствуешь связь времен, слышишь звуки природы. Сама земля говорит с тобой на одном языке и просит всегда и во всем оставаться Человеком, патриотом своей малой Родины.

Я за то, чтобы национальная культура сохранялась. Можно, укрепляя культуру, вывести людей на более цивилизованный уровень.

 

Скачать файл статьи  15-Kol.pdf [170,89 Kb] (cкачиваний: 6)

К Содержанию номера

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2017, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта