Ламажаа Ч. К. Тува между прошлым и будущим. М.: Изд-во «Восход-А», 2008. - 500 с.
Tuva between the past and future
Lamajaa Ch. K. Tuva between the past and future. Moscow: Voshod-A, 2008. - 500 p.
N. Abaev, O. Homushku
Монография Ч. К. Ламажаа «Между прошлым и будущим» посвящена вопросам социального развития Республики Тыва с позиции теории модернизации. Автор всесторонне проанализировала не только современную картину жизни данного региона, но и социальные процессы прошлого.
Учитывая сложность и острую политическую значимость избранной темы, ее многоаспектность и междисциплинарный характер, автор правильно определила основные проблемы исследования - выявление главных закономерностей и конкретных социокультурных механизмов функционирования традиционного тувинского общества, анализ роли и места клановых традиций в современных социально-политических процессах. Ч. К. Ламажаа, анализируя термин «клан», впервые показывает сложности его употребления в отечественной науке, где кланами называются совершенно разные группы во власти.
Верно определяя истоки социально-экономических, политических проблем региона, в том числе с помощью поколенческой теории, автор применяет вполне адекватные объекту и предмету исследования методы и методологические подходы комплексного, системного и, вместе с тем конкретно-исторического анализа, делая особый упор на проблемы реархаизации традиций в политике Тувы.
В целом взвешенная и выверенная в конкретных деталях методология, учитывающая достижения как мировой, в том числе западной, так и отечественной социальной философии, этносоциологии и других общественно-гуманитарных дисциплин, позволила сделать автору ряд правильных, логически и фактологически обоснованных выводов общего и частного характера. Так, Ч. К. Ламажаа справедливо отмечает, что «опыт модернизации успешных стран мира...представляет нам необходимость учитывать культурные факторы социальных преобразований. При этом, как оказывается, культуры практически не бывают непроизводительными» (стр. 386), и далее «...для успешной трансформации общественного сознания важно отказаться от ориентира исключительно на экономическое развитие, в котором экономика становится целью, а человеческая жизнь - средством» (стр. 387-388).
Пожалуй, одной из сильных сторон монографии является то, что автор выявил генетические истоки современной многослойной, многоуровневой политической системы тувинского общества, увязывая этот вопрос с особенностями культурно-исторического развития всего региона Центральной Азии.
Следует особо отметить ясный и четкий стиль изложения, прозрачную логику, хороший литературный язык, умелое владение специальной терминологией. Монография представляет большой интерес не только для ученых-специалистов, но и для широкого круга читателей.