Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 28 марта 2024 г.

Мир женщин современной Тувы

Мир женщин современной ТувыМир женщин современной ТувыВ статье исследуется этнодемографическое и этносоциальное положение женщин-тувинок в Туве. Для анализа применяется концепция «женского мира», которая стала активно использоваться исследователями в условиях нарастающей гендерной асимметрии. «Женский мир» трактуется в работе как целостный образ мира женщин, объединенных едиными ценностями, отношениями и жизненными практиками.

Современное смещение традиционных ролей мужчин и женщин приводит к стиранию границ между мужскими и женскими обязанности и функциями. На кризис семейных ценностей, в первую очередь, повлияли рыночная экономика, социально-экономическое положение в стране. В современных условиях женщина оказывается включенной в общественную жизнь, что ограничивает ее возможности в сфере семейно-брачных отношений. Для анализа ценностей, отношений и жизненных практик, которые ныне являются важными для тувинок, используются материалы эмпирического исследования авторов, проведенного в Туве весной 2015 г. Опросом было охвачено 250 женщин.

В тувинском обществе семья была и остается главной ценностью. При выборе партнера, который происходит свободно, тувинки руководствуются такими качествами, как умение заботиться, понимать, доброта, образованность, любовь, отсутствие вредных привычек. Идеальным количеством детей считается три, однако современные женщины вынуждены ограничивать рождение детей 1–2. Большое количество детей распространено среди женщин старшего, пожилого возраста. Среди молодых людей высок уровень разводов, одной из важнейших причин которых является необходимость решения материальных проблем семьи.

Современная тувинская женщина совмещает в себе традиционные и новые функции, пытаясь поддерживать ценность семьи, высокого материального достатка и развивать возможность самореализации. Благодаря этому в республике остается высоким, в сравнении с другими регионами страны, уровень репродуктивных установок, когда большая часть респондентов стремится иметь больше детей. Условием, ограничивающим возможности рождения третьего и последующего ребенка в семье, является ее нестабильное материальное положение.

Работа подготовлена в рамках реализации проекта РГНФ № 15-03-00146 «Мир женщины: эволюция ценностей, символов, ритуалов».

Ключевые слова: мир женщин; семья; дети; карьера; самореализация; гендерный дисбаланс; ценности; тувинская женщина

 

Введение

Глобализация усиливает процессы и явления, которые можно охарактеризовать как проявление растущей феминности, что приводит к еще большему нарушению симметрии социального бытия. Динамично развивающиеся социальные процессы влияют на распределение социальных ролей, трансформируя сложившуюся веками определенную систему ценностей. Особенно это коснулось семейных отношений, изменив представления женщин о роли семьи, детей в пользу личного саморазвития и карьерных приоритетов. В результате страдают все: женщины — от избытка социальных ролей приобретают качества маскулинности, мужчины, вследствие этого, их утрачивают.

В условиях нарастающей гендерной асимметрии исследователи и общественные деятели активно используют понятия «женский мир» и «мужской мир», «мужская культура» и «женская культура» и т. п. как устойчивые конструкты. Современная наука не определилась ни с содержанием, ни с объемом, ни с прагматической ценностью вышеуказанных понятий. Вместе с тем, необходимо признать, что академический и практический интерес представляет исследование «женского мира» как целостного феномена, непосредственно связанного со способами существования его в прошлом (традиционном обществе) и современности. Крайне важным кажется анализ механизмов трансляции и адаптации этого опыта к изменяющимся политическим, экономическим, социокультурным условиям, т. к. реальность демонстрирует появление новых противоречий в системе ценностей общества, в т. ч. в их гендерном аспекте.

Целью нашего исследования является анализ феномена «женский мир» в современных условиях Тувы, при чем мы будем рассматривать женский мир тувинок. Материалом для анализа послужили материалы эмпирического исследования авторов, проведенного в Туве весной 2015 г. Опросом было охвачено 250 женщин.

Женский мир

Исследования мира женщин неизбежно сталкивается с рядом трудностей. Это в немалой степени связано с тем, что самые ранние научные взгляды о женщине мы встречаем у мужчин, пытающихся рационально осмыслить сложный, изначально иррациональный, мир женщин. Как правило, эти исследования особый акцент делали на анализе конфликтов с мужской идентичностью, приведших к гендерной асимметрии. Одной из наиболее известных научных попыток понять внутренний мир женщин является концепция З. Фрейда, которая привела его к неутешительному выводу, что все проблемы женщин связаны с тем, что они … не мужчины.

Российская научная классика, исследующая женский мир, собственно, пошла тем же путем, выделяя непреодолимые противоречия мужского и женского стилей мышления и поведения. Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, В. В. Розанов, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьев, В. Ф. Эрн наделили женщин, в отличие от мужчин, интуитивностью, конкретностью, экспрессивностью, бессознательностью, подчиненностью, подверженностью хаосу, коллективностью, слабостью Я, статичностью, пассивностью, постоянством, верностью, консерватизмом и пр. Исследования женщин-ученых, разумеется, исходили уже из точки зрения женщин и имели иные результаты.

В 2000-х вышло немало работ, защищено диссертаций, связанных с проявлением женской тематики в различных сферах общества. И здесь необходимо выделить работы философского уровня, в которых осуществляются попытки исследовать мир женщин как целостный феномен — причем в большинстве своем эти интересные работы выполнены женщинами-исследователями (см.: Брандт, 2000, 2006; Григорьева 2004; Бацанова, 2007; Здравомыслова, 2008).

Во всех исследованиях констатируется, что с самых ранних времен человечество представляло собой единство двух взаимоисключающих и взаимодополняющих начал: мужского и женского. Традиционно считалось, что мужское начало — рациональное, социальное, а женское — природное, интуитивно-эмоциональное. Это два мира культуры, создающие свои пространства, свой тип восприятия мира и мышления, иначе говоря — «мужской мир» и «женский мир».

Существенный вклад в изучение природы «женского мира» сыграло феминистское движение XIX–XX вв. Феминизм считал, что наделение женщин стандартно принятыми качествами, связанными с поглощенностью материнством, является результатом победившего патриархата. Однако позднее феминистки стали утверждать, что собственно женские качества (эмоциональность, уязвимость и интуиция) могли бы стать силой для построения более развитого и сложного общества. Для этого мужчины должны были развить их в себе. Тем не менее, природа «женского мира» имеет устойчивое мироощущение, мировосприятие, которое сохраняется на протяжении многих веков. Женщина продолжает выполнять свою природную функцию деторождения, независимо от изменений ее социального статуса, положения в обществе. Неоспоримо существование уникальной женской культуры, которая универсальна и свойственна женскому полу, независимо от их воспитания и образования, от эпохи, страны и т. д. Мужчины и женщины по-разному видят мир, существуют в нем, позиционируя себя различными субъектами деятельности.

Активное сравнение и сопоставление мужчины и женщины стало актуально с изменением экономической, политической активности, с повышением социальной значимости женщины в обществе В рамках социологии пола изучается дифференциация мужских и женских ролей в профессии, в семье, в обществе в целом, также исследуются социальные гендерные стереотипы. Особо акцентируется на анализе гендерных стереотипов в семейных отношениях, в сфере занятости, новых информационных технологий, миграции населения и т. д.

В нашей работе мы будем трактовкать «женский мир» как целостный образ мира женщин, объединенных едиными ценностями, отношениями и жизненными практиками.

При определении структуры «женского мира» необходимо учесть ряд важнейших факторов, связанных с особенностями более широкого понятия –– «жизненный мир»:

- «жизненный мир» — это феномен культуры, потому их структуры (жизненного мира и культуры) должны коррелировать;

- «жизненный мир» включает в себя и мужской, и женский мир, у них должны быть общие основания, иначе говоря, единые родовые качества человека.

Поэтому, структуру как «мужского мира», так и «женского мира» составляют система ценностей, специальные символы, отношения, институты и ритуалы. Исследования в этом направлении, в том числе, в синхронном и диахронном аспектах, как нам кажется, являются наиболее продуктивными.

На формирование ценностных ориентаций личности влияют потребности и общие социальные условия жизнедеятельности человека: политические, экономические, культурные, в том числе, этнокультурные особенности ее образа жизни. Ценностные ориентации находят свое отражение в целях, интересах, идеалах, личностном смысле жизни, и проявляются в социальном поведении личности или группы. Различия по полу также могут оказать влияние на формирование той или иной системы ценностей личности.

В зависимости от той или иной системы ценностей может быть сформирована определенная модель женского мира. Если источником формирования ценностей женщины является этническая культура, то, в зависимости от ее историко-культурных особенностей, могут существовать различные модели, например, у хакасов это — мир Богатырки (Алтын Арыг), у французов — Орлеанская Дева и т. п.; избранная модель оформляется соответствующими символами и ритуалами, устанавливаются соответствующие отношения и институты.

 

Тувинская женщина и семья

Традиции формирования и развития женского мира различных этносов, населяющих Россию, с одной стороны, уникальны. И в этом смысле, исследование мира тувинской женщины представляется своевременным и необходимым.

Правовое и экономическое положение тувинской женщины в конце XIX — начале XX в. в условиях социального и колониального гнета было тяжелым. Будучи самостоятельной в семье, в общественных делах она оставалась бесправной. Только с образованием Тувинской народной республики тувинская женщина стала добиваться равноправного положения в обществе (Забелина, 1977; Доржу, 1993; Женщины Советской Тувы, 1988).

Социально-экономическое положение в стране влияет на социальный статус и роль женщин в тувинском обществе. Трансформации традиционных ролей и появление новых повлияли на изменение ценностных ориентаций женщин. Женщина становится не только матерью, женой, хранительницей домашнего очага, но и равноправным членом общества, обеспечивающим материальное благополучие семьи.

Этап смещения традиционных ролей мужчин и женщин может привести к стиранию границ между мужскими и женскими обязанности и функциями. На кризис семейных ценностей, в первую очередь, повлияли рыночная экономика, социально-экономическое положение в стране. Финансовая нестабильность семьи стала серьезным мотивом устройства женщины на работу.

В современных условиях женщина оказывается включенной в общественную жизнь, что ограничивает ее возможности в сфере семейно- брачных отношений. В системе ценностных ориентаций современной тувинской женщины, согласно исследованиям Г. А. Гончаровой 2000-х гг., основными являются семья (80,8%), работа (46,4%) и хороший заработок (45,1%), воспитание детей занимает лишь четвертую позицию (36,4%). Относительно большое значение для женщины имеет профессия (22,8%). Позиция «иметь детей» занимала второе место, и была важнее, чем «работа» и «хороший заработок». По мнению русских, проживающих в Туве, для современной женщины одинаково важно иметь семью и хороший заработок (Гончарова, 2003: 59).

В тувинском обществе семья является главной ценностью. Анализ мотивов вступления в брак, полученных в ходе нашего опроса, показывает, что основными характеристиками выбора супруга являются психологические особенности личности — можно было назвать более одного показателя: («забота и понимание супруга» — 58,5%), демографические показатели («рождение детей» — 57,1%), экономические условия («материальное благополучие» — 30,8%). Среди женщин пожилого возраста на первом месте стояло «рождение детей», а для молодых и зрелых женщин — «забота и понимание супруга».

Современная тувинская женщина при выборе супруга предпочитает такие качественные характеристики личности как «доброта» (52,7%), «образованность» (39,7%), «любовь» (37,9%), «отсутствие вредных привычек» (30,8%). Стоит отметить, что у женщин с одним или двумя высшими образования наличие образования у супруга является преимущественным показателем. Также были отмечены респондентами такие характеристики как «хороший характер», «порядочность», «терпение», «понимание», «внимательность», «ответственность».

Семья укрепляется наличием детей или общей заботой о них. Традиционно у тувинцев было особое отношение к детям. Независимо от социального положения семьи, ребенок всегда был желанным. Среди опрошенных женщин с детьми 76,8%, среди них имеют два ребенка 32%, одного — 27,9%, троих — 25%. Женщин с четырьмя и более детьми среди тувинских респондентов оказалось 15,1%, большая часть которых женщины пожилого возраста.

Три ребенка в семье считается идеальным количеством для 50,4% женщин, независимо от возраста и образования. Современная женщина, тем не менее, уже вынуждена ограничивать рождение детей в связи с непростыми социально-экономическими условиями. Трудности воспитания детей заключаются в нехватке мест в детских садах, в мизерных размерах детских пособий на детей, значительных расходах на каждого их детей.

В последнее время высокий уровень разводов присущ не только всему российскому обществу, но зафиксирован и в республике: количество разводов в Туве растет с каждым годом. Основными причинами разводов женщины считают «несовместимость характеров» (42%), «материальные проблемы семьи» (40,6%), «отсутствие общих взглядов» (39,7%). Также относительно популярными стали и негативные ответы, такие как «пьянство супруга» (28,6%), «жестокость и скандалы» (32,6%). Можно сделать вывод, о том, что основными причинами разводов являются не только несовместимость характеров и взглядов. Значительную роль играет материальное положение в семье, что становится почвой для ссор, скандалов, жестокости со стороны мужа.

Женщина и работа

В современных рыночных условиях способы получения доходов разнообразны. Женщина стала более активной, чем мужчина. Работа и хороший заработок в системе ценностных ориентаций женщины являются основными. К мотивации трудящихся женщин можно отнести «материальную обеспеченность» (79,9%), «возможность реализовать свои способности» (55,8%), «признание и уважение окружающих» (45,1%), «общение с коллегами, с интересными людьми» (38,4%). Для молодых женщин и женщин с высшим образованием «материальная обеспеченность» и «самореализация» имеют равное значение, тогда как для женщин зрелого и пожилого возраста финансовая стабильность имеет первостепенное значение. Работа для женщины становится не только средством получения дохода, но ареной для общения, и реализации своих профессиональных способностей. Следует отметить, что 54% респондентов работают, 21,4% учатся, только 3,6% безработные, 6,3% домохозяйки и др.

Замужние женщины работают, чтобы поддержать материальный уровень семьи. Работа и семья отнимает много времени и сил. У женщин остается меньше времени для себя и профессионального самосовершенствования. Но женщина, находящаяся в браке, социально защищена.

Большинство женщин, независимо от возраста и образования, положительно оценили отношения с окружением: с друзьями, с соседями, с мужем, с родителями, с детьми, с противоположным полом. Количество респондентов, не удовлетворенных отношениями по каждому показателю, было только 5%. Это говорит о хороших взаимоотношениях в семье, на работе, среди друзей и т. д. Главной опорой для женщин является семья (80,8%), далее — друзья (47,3%), для работающих женщин на третьем месте стоит работа, коллеги (43,8%), для женщин пожилого возраста и домохозяек — книги, кино, радио, музыка (23,7%).

Социальное самочувствие является обобщенным индикатором реакции на социальные изменения, интегральной оценкой восприятия собственного благополучия. От адаптации женщин к объективным условиям жизнедеятельности зависит их социальное самочувствие. Важным является изучения их мнения о собственной жизни. По оценкам женщин, в качестве доминирующих можно выделить разные виды отношений к собственной жизни: «жизнь тяжелая, но я приложу все силы, чтобы жизнь стала лучше» (29%), «жизнь интересная, меня полностью устраивает» (27,7%), «жизнь «полосатая», надо спокойно принимать и плохое, и хорошее и все устроится само собой» (24,1%). Большинство женщин, понимая жизненные трудности, занимают активную позицию для ее улучшения.

Поддержкой для женщин в трудной жизненной ситуации могут служить материальное положение, психологическое самочувствие и т. д. Ощущают уверенность в завтрашнем дне женщины, которых поддерживают семья, родственники (42,4%), наличие собственности (собственное жилье, земля, бизнес и пр.) (24,1%). Еще одним условием является возможность заработать (20,1%), а также оптимистическое отношение к жизни (21%). К этой категории относятся женщины с хорошим материальным положением, с высоким образованием, в основном женщины 31–50 лет. Неуверенность в завтрашнем дне ощущают 17,9% опрошенных женщин. Это женщины без специального образования, «не имеющие никакой собственности» (5,4%), у них «нет возможности заработать» (8,5%), «отсутствуют полезные связи» (4%) и «нет надежды на поддержку государства» (3,6%). Таким образом, уверенность женщине придает поддержка семьи, а также материальное благополучие, в виде собственности и финансовой стабильности, возможности самостоятельно заработать.

В представлениях тувинских женщин «хорошо жить» значит иметь хорошую семью (71,4%), интересную работу(30,8%), «жить обеспеченно в достатке» (30,8%), «жить спокойно без волнений и забот» (23,7%). Ценность семьи, работы для современной женщины являются преимущественными. Двойная занятость домохозяйки и работника является высокой нагрузкой для женщины, и стоит проблема выбора между ними. Гармоничное сочетание этих ролей практически невозможно, лишь при условии неполной занятости женщины на работе.

 

Женщины и социальные проблемы

Существующие в настоящее время в Республике Тыва Союз женщин, федерация «Семья за единство и мир во всем мире», Лига женщин, Ассоциация женщин-писательниц, ассоциация «Семья» и другие общественные организации активно участвуют в общественной жизни, но, к сожалению, не представляют единой влиятельной политической силы. Еще одним фактором малой эффективности работы данных организаций является общий низкий уровень участия женщин в деятельности общественных организаций. В большей степени женщины участвуют в деятельности религиозных (9,8%), профессиональных (9,8%), национально-культурных организаций (8,9%). В деятельность религиозных организаций более включены женщины пожилого возраста, а в профессиональных и национально-культурных — работающие женщины и студентки. При этом не принимают участия ни в каких движениях 61,6% женщин.

Среди причин низкой активности женщин в общественной жизни республики респонденты отметили: «отсутствие свободного времени», т. к. «работают и воспитывают детей» (28,6%), а также считают, что их «участие ничего не изменит» (18,4%), «не хотят тратить свое свободное время» (18,4%).

Между тем, сами женщины отмечают наиболее острые проблемы, которые стоят перед ними — это: женская безработица (28,9%), утрата роли женщины в семье как «хранительницы очага» (34,4%), проблемы воспитания детей (33%), бедность и обнищание (20,1%), также респонденты отметили женский алкоголизм.

Переход к рыночной экономике сопровождался рядом негативных процессов, среди которых необходимо назвать падение уровня жизни и социальное расслоение. Наиболее незащищенными и уязвимыми оказались женщины и их семьи.

В нашем исследовании материальное положение женщин оценивалось по следующим критериям: «необеспеченные», «малообеспеченные», «обеспеченные», «зажиточные». Ответы распределились таким образом:

- малообеспеченные: «денег хватает на питание и предметы первой необходимости» (39,3%);

- обеспеченные: «у нас есть определенные накопления, но покупка дорогих вещей вызывает затруднения» (20,1%);

- зажиточные: «мы имеем возможность ни в чем себе не отказывать» (13,8%);

- необеспеченные:«денег не хватает на самое необходимое» (26,8%).

Данные показывают, что основная масса тувинских женщин оценивает материальное положение свое и своей семьи как мало обеспеченное.

Заключение

Понятие «женский мир» задает различные перспективы исследования моделей, смыслов и культуросозидающих практик женщин. За более чем век социальных трансформаций тувинского общества очевидно значительное изменение структуры женского мира, социального мира, который окружает женщину и социальных проблем, которые она должна решать.

Современная тувинская женщина совмещает в себе традиционные и новые функции, пытаясь поддерживать ценность семьи, высокого материального достатка и развивать возможность самореализации. Благодаря этому в республике остается высоким, в сравнении с другими регионами страны, уровень репродуктивных установок, когда большая часть респондентов стремится иметь больше детей. Условием, ограничивающим возможности рождения третьего и последующего ребенка в семье, является ее нестабильное материальное положение.

Готовность противостоять жизненным проблемам говорит о высоком уровне адаптивности тувинских женщин. У трети женщин наблюдается стремление взять на себя ответственность за улучшение жизни своей семьи и самореализацию себя в профессиональной сфере.

Тем не менее, женский мир тувинок во многом меняется, он обусловлен социально-трансформационными процессами во всем обществе, изменением роли и значения традиций тувинской культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бацанова, С. В. (2007) Философско-культурологический анализ субкультурных аспектов гендерной картины мира : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Белгород. 21 с.

Брандт, Г. А. (2000) Природа женщины как проблема теории феминизма : историко-философский анализ : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Екатеринбург. 50 с.

Брандт, Г. А. (2006) Философская антропология феминизма. Природа женщины. СПб. : Алетейя. 160 с.

Гончарова, Г. С. (2003) Ценности семейно-брачных отношений в современных условиях у народов Тувы и Хакасии // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник / под ред. Ю. В. Попкова. Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного университета. Вып. 5. 266 с. С. 58–69.

Григорьева, Д. К. (2004) Философско-антропологический аспект образа женщины в гендерных исследованиях : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М. 30 с.

Доржу, З. Ю. (1993) Социальное положение женщин в Республике Тува : История и современность, 1921–1923 гг. : диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М. 421 с.

Женщины Советской Тувы (1988) : сборник статей. Кызыл : ТНИИЯЛИ. 109 с.

Забелина, В. А. (1977) Женщины освобожденной Тувы в борьбе за новую жизнь (1921–1944 гг.) // Великий Октябрь и проблемы новейшей истории / отв. ред. Ю. Л. Аранчын. Кызыл: ТНИИЯЛИ. 147 с. С. 90–104.

Здравомыслова, О. М. (2008) Гендерные аспекты современных российских трансформаций: проблемы методологии исследования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М. 53 с.

Дата поступления: 12.04.2015 г.

 

Women’s world in contemporary Tuva

L. V. Anzhiganova

Katanov State University of Khakassia,

S. M. Ak-Lama

Tuva Institute for the Humanities and Applied Socioeconomic Studies

The article examines the ethnodemographic and ethnosocial position of ethnic Tuvan women in Tuva. Our analysis makes use of the concept of ‘women’s world’ which is actively used by researchers in the current state of increasing gender asymmetry. We treat ‘women’s world’ as a holistic worldview of women united by single values, attitudes and practices of living.

The contemporary shift in traditional male and female roles leads to blurring the boundaries between male and female functions and responsibilities. The crisis of family values has been brought about by the market economy and the overall social and economic situation in the country. In contemporary society women find themselves involved in public life, which limits her abilities in the sphere of family relations and marriage. To analyze the values, attitudes and practices which are important for Tuvan women, we have held an opinion poll of 250 women respondents in Tuva in spring 2015.

Tuvan society has always viewed family as the supreme value, and still does. When choosing a partner (which a woman is free to decide for herself), Tuvan women look for a caring, understanding, kind, educate, loving partner, with no pernicious addictions. Three is the ideal number of children in the family, although most families have only 1 or 2. Women of elder generations would typically have a bigger number of children. Younger generations are known for high divorce rate. One of the most important reasons for divorce is the urgent need for satisfying the family’s material needs.

A contemporary Tuvan woman combines in her social position both traditional and new functions, trying to uphold the values of family life, high level of welfare and the opportunity for self-actualization. Due to this combination, Tuvan society has a relatively high (if compared to other regions) level of reproductive goals, which means that a large part of respondents plans to have many children. However, the unstable material welfare of many families prevents the birth of more than two children.

The article has been prepared as part of the project titled "Women’s world: the evolution of values, symbols and rituals”, supported by Russian Foundation for the Humanities (Grant No. 15-03-00146).

Keywords: women’s world; family; children; career; self-actualization; gender imbalance; values; Tuvan woman

 

REFERENCES

Batsanova, S. V. (2007) Filosofsko-kul'turologicheskii analiz subkul'turnykh aspektov gendernoi kartiny mira : avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filosofskikh nauk. Belgorod. 21 p. (In Russ.).

Brandt, G. A. (2000) Priroda zhenshchiny kak problema teorii feminizma : istoriko-filosofskii analiz : avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora filosofskikh nauk. Ekaterinburg. 50 p. (In Russ.).

Brandt, G. A. (2006) Filosofskaia antropologiia feminizma. Priroda zhenshchiny. St-Petersburg, Aleteiia. 160 s. (In Russ.).

Goncharova, G. S. (2003) Tsennosti semeino-brachnykh otnoshenii v sovremennykh usloviiakh u narodov Tuvy i Khakasii. In: Etnosotsial'nye protsessy v Sibiri: Tematicheskii sbornik, ed. Iu. V. Popkov. Novosibirsk: Izdatel'stvo Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Vol. 5. 266 p. Pp. 58–69. (In Russ.).

Grigor'eva, D. K. (2004) Filosofsko-antropologicheskii aspekt obraza zhenshchiny v gendernykh issledovaniiakh : avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora filosofskikh nauk. Moscow. 30 p. (In Russ.).

Dorzhu, Z. Yu. (1993) Sotsial'noe polozhenie zhenshchin v Respublike Tuva : Istoriia i sovremennost', 1921–1923 gg. : dissertatsiia na soiskanie uchenoi stepeni doktora istoricheskikh nauk. Moscow. 421 p. (In Russ.).

Zhenshchiny Sovetskoi Tuvy (1988) : sbornik statei. Kyzyl, TNIIIaLI. 109 p. (In Russ.).

Zabelina, V. A. (1977) Zhenshchiny osvobozhdennoi Tuvy v bor'be za novuiu zhizn' (1921–1944 gg.). In: Velikii Oktiabr' i problemy noveishei istorii, ed. Iu. L. Aranchyn. Kyzyl, TNIIIaLI. 147 p. Pp. 90–104. (In Russ.).

Zdravomyslova, O. M. (2008) Gendernye aspekty sovremennykh rossiiskikh transformatsii: problemy metodologii issledovaniia : avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni doktora filosofskikh nauk. Moscow. 53 s. (In Russ.).

Submission date: 12.04.2016.

 

Анжиганова Лариса Викторовна — доктор философских наук, профессор кафедры философии и культурологии Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Адрес: 655017, Россия, г. Абакан, ул. Ленина, д. 90. Тел.: +7 (3902) 22-35-76. Эл. адрес: alv_9@mail.ru

Ак-Лама Сайлык Мергеновна — научный сотрудник сектора прикладной социологии Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований. Адрес: 667000, Россия, г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 4. Тел.: +7 (394-22) 2-39-36. Эл. адрес: asm23_09@mail.ru

Anzhiganova Larisa Viktorovna, Doctor of Philosophy, Professor, Department of Philosophy and Culturology, Katanov State University of Khakassia. Postal address: 90 Lenin St., Abakan, Russian Federation 655017. Tel.: +7 (3902) 22-35-76. E-mail: alv_9@mail.ru

Ak-Lama Sailyk Mergenovna, Research Fellow, Sector of Applied Sociology, Tuva Institute for the Humanities and Applied Socioeconomic Studies. Postal address: 4 Kochetov St., Kyzyl, Russian Federation 667000. Tel.: +7 (394-22) 2-39-36. E-mail: asm23_09@mail.ru


Библиографическое описание статьи:
Анжиганова Л. В., Ак-Лама С. М. Мир женщин современной Тувы [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2016, № 2. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/97 (дата обращения: дд.мм.гг.).
Citation: 
Anzhiganova L. V., Ak-Lama S. M. Women’s world in contemporary Tuva. Novye issledovaniia Tuvy, 2016, no. 2 [on-line] Available at: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/97 (accessed: ).

К Содержанию номера

 

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта