Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 24 октября 2019 г.

Буддийские храмы как объекты религиозного туризма в России

 

Буддийские храмы как объекты религиозного туризма в РоссииАннотация:Статья посвящена известным буддийским центрам в России — дацану Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге, Иволгинскому дацану в Бурятии, храму Золотая обитель Будды Шакьямуни в Калмыкии и Верхнечаданскому хурэ в Туве. Автор рассматривает их как ресурсы для туристской индустрии.

Ключевые слова: Гунзэчойнэй, Тува, Бурятия, Калмыкия, буддизм, религиозный туризм, паломничество, хурул, дацан, хурэ. 

Buddhist temples as a religious tourism objects in Russia

E. D. Mongush

Abstract: Article pictures well-known Buddhist centers in Russia — the Datsan of Gunzechoinei in St. Petersburg, the Ivolga Datsan in Buryatia, the temple Gold Monastery of Buddha Shakyamuni in Kalmykia and the Ustuu Khuree in Tuva. Author considers them as a resource for the tourist industry.

Keywords: Gunzechoinei, Tuva, Buryatia, Kalmykia, Buddhism, religious tourism, pilgrimage, khurul, datsan, khuree.

 

Введение

Выражение «религиозный туризм» появилось в нашей стране сравнительно недавно, хотя само явление уходит корнями в далекую древность. Во многих странах испокон веков люди совершали поездки в святые места, наполненные особой энергией, искренне веря в то, что посещение таких мест и участие в ритуальных церемониях даст результаты в тысячу раз лучшие, чем те, что будут достигнуты при выполнении тех же действий в других местах.

Россия в этом смысле страна с чрезвычайно богатым религиозным наследием, которое в настоящее время, к сожалению, недостаточно востребовано. В качестве традиционных конфессий здесь признаны православие, ислам, буддизм и иудаизм. У каждой из них имеются оригинальные объекты религиозного назначения, которые в полной мере можно рассматривать как ресурс для туристской индустрии. В настоящей статье представлен обзор наиболее известных буддийских центров России и их основных достопримечтальностей.

Традиционными регионами, исповедующими буддизм, являются Калмыкия, Бурятия, Тува, Забайкальский край и Иркутская область. Буддийские общины существуют также в Санкт-Петербурге и Москве. Большая часть российских буддистов исповедуют так называемое северное, т. е. тибетское направление буддизма — Махаяну; они в основной своей массе принадлежат к школе Гэлуг, существуют также последователи всех остальных школ тибетского буддизма — Карма Кагью, Ньингма и Сакья.

Численность этнических (бурятских, калмыцких, тувинских) буддистов составляет около 900 тыс. чел. Численность российских буддистов, выполняющих практику, не более 500 тыс. чел. (Филатов, Лункин, 2005).

В настоящее время в Республике Бурятия, Иркутской области, Забайкальском крае, Республике Калмыкия, Республике Тыва идет восстановление уцелевших буддийских храмов и строительство новых монастырских комплексов. В Бурятии их называют дацанами, в Калмыкии — хурулами, в Туве — хурэ. По предварительным данным, в Бурятии действует 17 дацанов, в Калмыкии — 16, в Туве — 17, в Забайкальском крае — 4, в Иркутской области — 1 (см.: Буддийские храмы в России: Электр. ресурс). Все они являются объектами буддийского наследия на территории Российской Федерации. При этом наиболее востребованными в качестве центров религиозного туризма являются четыре объекта: дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге, Иволгинский дацан в Бурятии, Храм Золотая обитель Будды Шакьямуни в Калмыкии и Верхнечаданский храм в Туве. История каждого из них неповторима и уникальна.

Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге

Буддийские храмы как объекты религиозного туризма в РоссииЭто первый буддийский храм в европейской части России, построенный в 1910–1915 гг. на средства, собранные верующими бурятами, монголами и калмыками, а также пожертвованные главой Тибета Его Святейшеством Далай-ламой XIII.

Решение о строительстве храма в столице Российской империи было принято в 1900 г. на встрече императора Николая II и представителя Далай-ламы XIII в России Агвана Доржиева. Проектировал и строил его архитектор В. Б. Барановский при участии мастеров из Бурятии, Монголии и Калмыкии. Научное руководство строительством осуществлял комитет из русских ученых-востоковедов, куда входили В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих и др.

Храм был построен в соответствии с канонами тибетской культовой архитектуры и освящен в 1915 г. Помимо выполнения культовых функций, он служил своеобразным «политическим и культурным окном» в Тибет. Во время революции и гражданской войны храм подвергся разграблению и не функционировал. В 1924 г. было воссоздано внутреннее убранство храма, и он действовал до осени 1935 г., когда буддийские монахи были репрессированы, а храм закрыт. В 1938 г. храм был национализирован, а его имущество передано в Музей истории религии и атеизма г. Ленинграда.

В 1989 г. было принято решение о возвращении храма верующим буддистам. В 1991 г. храм получил свое нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является аббревиатурой тибетского имени данного ему при освящении. Три года спустя в главном алтаре храма был установлен бурхан (статуя) Большого Будды, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле — из папье-маше, с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом, с нефритовым нимбом вокруг головы, изображающим животных и мифологические существа (Андреев, 2004: 220).

Возвращение храма верующим способствовало дальнейшему распространению буддизма в Санкт-Петербурге (равно как и в других городах России, где стали возрождаться буддийские общины). К началу 2000 г. в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, буддийские традиции. Формы религиозности новых общин качественно отличны от тибетобуддийских прототипов (Островская, 1999).

В то же время в храме постоянно проживает группа лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойкорлинг в Бурятии. Эти монахи регулярно совершают ритуальные молебствия в дацане и таким образом поддерживают тибетско-бурятскую традицию, которая имеет своих приверженцев главным образом в лице немногочисленной бурятско-калмыцкой диаспоры.

Иволгинский дацан в Бурятии

Буддийские храмы как объекты религиозного туризма в РоссииДацан расположен в Республике Бурятия в селе Верхняя Иволга. Он является наиболее известным центром буддизма в России, крупным монастырским комплексом и резиденцией Пандито Хамбо ламы — Главы Буддийской традиционной Сангхи России.

История Иволгинского дацана довольна интересна. В 1945 г. вышло Постановление Совета народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 г. за № 186-ж «Об открытии буддийского храма Хамбинское Сумэ в улусе Средняя Иволга». По инициативе верующих начался сбор денег и религиозной утвари. В местности Ошор-Булаг был поставлен деревянный дом, которому придали вид дацана. Верующие, узнав об открытии, стали принимать активное участие в строительных работах.

12 декабря 1945 г. во главе с гэбши ламой Галсан Хайдубом была проведена первая открытая служба «Сахюусан хурал». В феврале 1946 г. новогодние службы «Сагаалганай хурал» прошли с соблюдением всех религиозно-обрядовых канонов. В 1951 г. власти официально выделили землю для монастырского комплекса. Было построено несколько жилых домов для лам. В 1970 г. построен восьмистенный храм, который впоследствии был преобразован в Дэваажин дуган. В 1976 г. поставили главный Соборный храм — Цогчен дуган.

Постепенно небольшой дацан превратился в крупный монастырский комплекс. В 1991 г. здесь был создан Буддийский Университет «Даши Чойнхорлин им. Дамба Даржа Заяева», где в настоящее время обучаются свыше 100 студентов-хувараков (послушников) на четырёх факультетах: философском, тантрическом, иконографическом и медицинском.Помимо послушников возможность приобщиться к университетским занятиям есть у каждого. По субботам и воскресеньям здесь в актовом зале преподаватели читают лекции для всех, кто хочет узнать больше об учении Будды. На территории дацана также имеются летняя гостиница, музей памятников буддийского искусства, оранжерея со священным деревом Бодхи, вольеры с косулями, дома лам и служебные постройки.

Отдельно следует сказать о Хамбо ламе Итигэлове, нетленное тело которого установлено в специальном дворце. Хамбо лама Даши-Доржо Итигэлов был перерожденцем I Пандидо Хамбо ламы Дамба Доржо Заяева, основателя буддизма в России. Он возглавлял российских буддистов с 1911 по 1918 г.; был соратником известного бурятского ученого и богослова Доржиева Агвана. Итигэлов был известен буддийскому миру еще и тем, что составил комментарии к сочинению великого тибетского ламы-реформатора Цзонхавы, основателя школы Гелугпа (XV в.) «Дэмбэрэл додбо» — «Хвала взаимозависимому происхождению» — коренному тексту по пустотности всех явлений. Он также был практиком высочайшего уровня, достигшим прямого постижения Пустоты — великой реальности всех явлений. По легенде, он при жизни совершал различные чудеса. Рассказывают, что однажды он проскакал на коне по глади Белого озера, мог он также и мгновенно перемещаться в пространстве. В 1927 г. лама Итигэлов ушел из жизни в состоянии медитации, а через 75 лет явил свое нетленное тело взору своих последователей.

В 2002 г. его тело было извлечено из земли и помещено в специальный саркофаг. Всего в году определены девять дней, когда любой желающий может поклониться Драгоценному и Неиссякаемому телу Пандито Хамбо ламы Итигэлова.

В 2005 г. в местности Улзы Добоо близ улуса Оронгой, где родился Итигэлов, был обнаружен источник целебной воды (аршан) и возведён субурган, посвящённый XII Пандито Хамбо-ламе (Васильева … , Электр. ресурс). Буддийский комплекс «Улзыта Аршан» ныне является центром паломничества верующих.

Золотая обитель Будды Шакьямуни в Калмыкии

Буддийские храмы как объекты религиозного туризма в РоссииЭто один из крупнейших буддийских храмов в Европе и в Республике Калмыкия; построен в центре калмыцкой столицы. Его торжественное открытие и освящение состоялось 27 декабря 2005 г. и было приурочено к празднованию национального праздника Зул, а также к годовщине депортации калмыков в Сибирь и на Дальний Восток в 1943 г.

Храм был возведён на месте старого завода железобетонных изделий по благословению духовного лидера российских буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, посетившего Элисту в 2004 г. с пастырским визитом.

Здание хурулаимеет 63 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе девятиметровую статую Будды. Он состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень— это молельный зал (дуган) со статуей Будды Шакьямуни. Внутрь статуи заложены священные предметы— мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами. На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. Также на этом уровне находится администрация. Четвёртый уровень— резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал. На пятом уровне— резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом уровне находятся хозяйственные помещения; на седьмом — комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица.

Всего вокруг хурула 108 ступ. Южные ворота являются главными. Всего в ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырём сторонам света. Весь архитектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда (Экскурсия по хурулу, Электр. ресурс).

Верхнечаданский хурэ в Туве

Буддийские храмы как объекты религиозного туризма в РоссииВ литературе этот храм также известен под названием Устуу-Хурээ. Он расположен в урочище Чайлаг-Алаак, на правом берегу реки Чадан, в 7 км севернее города Чадан. Устуу-Хурээ один из двух крупнейших храмовых комплексов, находившихся на территории Даа-кожууна (совр. Дзун-Хемчикский район). Устуу-Хурээ считался центром духовной, политической, экономической и культурной жизни тувинского общества.

История создания Верхнечаданского хурэ интересна по многим причинам. Во-первых, инициатором его строительства был Хайдып угерда (правитель Тувы), чья деятельность отмечена большими заслугами в области буддизма. Во-вторых, это был единственный на территории Тувы хурэ, построенный по канонам тибетской храмовой архитектуры, что выделяло его из числа всех остальных. В-третьих, история его создания документирована многими достоверными свидетельствами, в то время как сведения о других монастырях крайне скудны. Наиболее подробно история храма описана в работах М. В. Монгуш (Монгуш, 1987, 2000, 2001, 2015: Электр. ресурс).

Задумав строительство собственного хурэ, Хайдып угерда выбрал для этого живописную долину в трех верстах от своей ставки. Он специально пригласил из Тибета Кунтана Римпоче в качестве проектировщика будущего хурэ. Весной 1905 г. в чаданскую ставку Хайдыпа прибыл Кунтан Римпоче, он привез с собой проект монастыря тибетского образца. Под его руководством широко развернулось строительство Верхнечаданского хурэ; в качестве основного строительного материала использовалась не характерная для условий Тувы глина. Строительство хурэ длилось два года и завершилось к лету 1907 г. (Центральный государственный архив Республики Тыва — ЦГА РТ. Фонд 115, оп. 1, д. 201, л. 45).

За короткое время этот монастырь стал одним из престижных образовательных центров Тувы, в школе которого изучали традиционные для гелугпинской традиции дисциплины, а также, по сведениям старожилов, боевые искусства, которые, вероятно, были заимствованы у китайских монахов. Однако последовавшая в 1921 г. народная революция в Туве, затем вступление республики в состав СССР в 1944 г., заметно изменили позиции религиозных институтов в стране. Исключением был Верхнечаданский хурэ, который, несмотря на активно проводившуюся антирелигиозную пропаганду, продолжал функционировать, благодаря небольшой группе оставшихся лам. Очевидцы рассказывают, что несколько лам пытались сохранить хурэ, перенеся его на другое место. В местности Теве-Хая, что недалеко от Чаданской долины, они поставили шесть юрт для жилья и построили два молитвенных дома, в которых стали принимать людей, отправлять службы и религиозные обряды.

В сентябре 1992 г. состоялся первый в истории официальный визит правительственной делегации Тибета во главе с Его Святейшеством Далай-ламой ХIV в Туву. Его Святейшество, посетив руины Верхнечаданского хурэ, сказал: «Пламя веры еще не погасло в этих местах». Тибетский лидер таким образом вдохновил братьев по вере на восстановление и реконструкцию храма, к созданию которого в свое время был причастен его соотечественник, тибетский монах Кунтан Римпоче.

Спустя много лет в Министерствах культуры Российской Федерации и Республики Тыва был положительно решен вопрос о восстановлении на прежнем месте Верхнечаданского хурэ. С целью привлечения внимания общественности к проблеме восстановления храма, ежегодно в городе Чадан под девизом «От живой музыки к живой вере» с 1999 г. проходит популярный музыкальный фестиваль «Устуу-Хурээ». Сначала он проводился силам энтузиастов-музыкантов за счет спонсоров, впоследствии осуществлялся за счет средств, выделяемых по целевой федеральной программе «Культура России». Символом фестиваля служили разрушенные стены Верхнечаданского монастыря, удивительным образом уцелевшие до наших дней.

23 июля 2012 г. состоялось торжественное открытие буддийского храма Устуу-Хурээ, который восстанавливался при поддержке правительства и общественности с 2009 г.

Перспективы изучения спроса

Специалисты в области туристики выделяют ряд особенностей приема, размещения паломников и туристов и их обязанностей перед монастырем или храмом. Существуют монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля; монастыри, а) принимающие паломников на ограниченный срок, б) специально не обговаривающие сроки пребывания; монастыри, а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания, б) не предоставляющие таких услуг; монастыри, принимающие а) только мужчин, б) паломников мужского и женского пола; монастыри а) взимают, б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание.

Применительно к упомянутым буддийским храмам и монастырям подобная классификация не очень уместна, поскольку каждый из них обладает весьма ограниченными возможностями. Например,на территории Иволгинского дацана расположена летняя гостиница, ее пропускная способность невелика. Однако туристы и паломники могут остановиться в селе Верхняя Иволга в гостевых домах, что недалеко от дацана. В Золотой обители Будды Шакьямуни в Элисте гостиницы и отели не предусмотрены, поэтому туристы и паломники могут остановиться в отелях «Город шахмат», «Шанс», в гостиницах «Элиста» и «Белый лотос», которые расположены в том же районе, где находится храм. Петербургский дацан Гунзэчойнэй и Верхнечаданский хурэ в Туве вовсе не располагают гостиничными условиями. Более того, Верхнечаданский храм находится в отдалении от города Чадан, до него добраться можно только на частном транспорте или маршрутках, которые курсируют между городом и храмом только в дни особых религиозных праздников.

Предварительная попытка изучения спроса на вышеперечисленные объекты позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, религиозным туризмом интересуется довольно большое количество людей во всех регионах нашего исследования, что позволяет говорить о том, что данное направление туризма потенциально обладает большим количеством клиентов. При этом потенциальный клиент может принадлежать разным половозрастным и социальным категориям, но количественно преобладают женщины.

Во-вторых, количество людей, посещавших вышеупомянутые буддийские объекты, превышает количество людей, интересующихся буддизмом. Из этого вытекает, что эти объекты вызывают интерес у людей, для которых сам буддизм не представляет особого интереса. Либо имелись причины, побудившие посетить храм, например, с целью увидеть яркое религиозное действие (праздники Цам, Майдар, новогодние службы), визит высокого духовного лица и т. д. Тем не мене, это ещё один критерий наличия высокого потенциала для развития религиозного туризма.

Наибольшей популярностью среди посетителей пользуется Иволгинский дацан в Бурятии, что во многом объясняется наличием нетленного тела ламы Итигэлова, положительным имиджем дацана, и вероятно, статусом единственного буддийского центра в России, не прекращавшим своего существования даже в годы воинствующего атеизма.

В последние годы активно посещаемым стала и Золотая обитель Будды Шакьямуни в Калмыкии. Храм находится в столице республики, что делает его доступным для широких слоев населения как местного, так и приезжего. С другой стороны, храм является своеобразным брендом, визитной карточкой Элисты и в этом качестве он популярен далеко за пределами республики.

В-третьих, основными целями религиозного тура для большинства людей является знакомство с храмовым комплексом. Для удовлетворения данного интереса необходимо правильно разрабатывать тур с демонстрацией максимально большего и разнообразного обзора бытия монастыря или иного объекта, а не ограничиваться событийным фактом или отдельным аспектом его функционирования. Получение новых знаний, заряд душевного спокойствия и увлекательное времяпровождение менее выражено, но является также весомым интересом немалого ряда потенциальных туристов.

Следует также учесть, что большинство туристов положительно относятся к проповедям или беседам с духовными наставниками. При этом достаточно большой процент этих людей уточнили, что интереснее слушать не нравоучения, а разъяснения с религиозных позиций разных аспектов человеческого бытия и комментарии современной жизни.

В-четвертых, посещая культовые объекты, большинство респондентов подсознательно подразумевают приобретение там различных оберегов, свеч, благовоний, ритуальных принадлежностей, религиозно-философской литературы, хадаков и т. д. Для них вещь, приобретённая в храме, более значительна, нежели аналогичный предмет, купленный в светском магазине. Однако многих опрошенных интересуют и нематериальные приобретения, каковым является успокоение, хорошее настроение, вдохновение. Следует отметить и достаточно высокую потребность людей к беседам с духовными наставниками.

Подводя итог, отметим, что религиозный туризм в регионах нашего исследования имеет достаточно высокий потенциал, который должен быть умело использован туроператорами. В перспективе ожидается значительное расширение туристических маршрутов за счет восстановления и строительства новых буддийских храмовых комплексов. Например, недавно власти Москвы выделили участок земли на Поклонной горе для строительства буддийского храма. Как известно, там уже существуют православный храм, мусульманская мечеть и иудейская синагога.

 

Список литературы:

Андреев, А. И. (2004) Храм Будды в Северной столице. СПб. : Нартанг.

Буддийские храмы в России [Электронный ресурс] // Buddhabodhi — информационный сайт о буддизме в России и мире. URL: http://buddhabodhi.ru/buddhism/buddhism-v-rossii/buddijskie-hramy-v-rossii(дата обращения: 27.12.2014).

Васильева Я. Д., директор Института Хамбо Ламы Итигэлова: «Хамбо Лама Итигэлов и наше время» [Электронный ресурс] // Институт Хамбо ламы Итигэлова. URL: http://etegelov.ru/conf-2/reports/37-doc12(дата обращения: 10.04.2015).

Монгуш, М. В. (1987) История тувинских монастырей по архивным материалам // История и филология Древнего и Средневекового Востока. М. : Наука. С. 172–191.

Монгуш, М. В. (2000) К вопросу о восстановлении Верхнечаданского хурэ // Гуманитарные исследования в Туве. М. : Наука. С. 133–147.

Монгуш, М. В. (2001) История буддизма в Туве. Новосибирск : Наука.

Монгуш, М. В. (2015) «Белостенный храм стоял, точно отличительный межевой знак» (по следам английской экспедиции в Туву в 1910 г.) [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. № 1. URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/316.html&j_id=22 (дата обращения: 21.04.2015).

Островская, Е. А. (1999) Буддийские мирские общины Санкт-Петербурга // Социологические исследования. № 3. С. 107–113.

Филатов, С. Б., Лункин, Р. Н. (2005)Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социологические исследования.№6. С.35–45.

Экскурсия по хурулу [Электронный ресурс] // Золотая обитель Будды Шакьямуни. Официальный сайт. URL:http://khurul.ru/?page_id=37

Дата поступления: 26.06.2015 г.

Скачать файл статьи:  9-Mongush.pdf [525,36 Kb] (cкачиваний: 12)
Библиографическое описание статьи:
Монгуш Е. Д. Буддийские храмы как объекты религиозного туризма в России [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2015, № 3. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_27/8170-mongush.html (дата обращения: дд.мм.гг.).

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2019, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта