Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 12 июля 2020 г.
29 октября 2013 Россия. Наука

Анонс конференции "Философия зайца: неожиданные перспективы гуманитарных исследований"

Оргкомитет

Анонс конференции "Философия зайца: неожиданные перспективы гуманитарных исследований"12 июня 2013 г., отвечая в интервью радиостанции «БизнесFM» на вопрос о реформе научно-исследовательских институтов Министерства культуры РФ, министр В. Р. Мединский высказал среди прочего следующую претензию к «дореформенным» учреждениям: «Я вам называю тему конкретной научной работы, я не могу понять, что в ней кроется, называется она «Философия зайца», и в течение пяти лет люди под это дело получали финансирование. Каких зайцев они исследовали, какая философия, понять невозможно; и дайте мне под это дело госфинансирование!» Образ оторвавшихся от действительности ученых-гуманитариев, работающих над такой

странной темой, повторялся в публичных выступлениях сотрудников министерства неоднократно, способствуя проведению политики по «оптимизации» структуры институтов и введению в их научные планы навязанных министерством тем. Между тем, утверждение министра о данной «конкретной теме» не находит подтверждения.

Судя по всему, в нем отразилось название стихотворения сотрудника Института культурологии В. Л. Рабиновича «Трансмутация зайца», предпосланного дополненному и исправленному переизданию его монографии «Алхимия как феномен средневековой культуры» (М.: Наука, 1979; 2е изд.: Алхимия. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2012) – книге, работа над которой, сколько можно судить по заявлениям их руководителей, никогда не входила в научные планы НИИ Министерства культуры.

Что побудило в таком случае министра неоднократно упоминать никогда не существовавший труд «Философия зайца» в своей критике научных институтов? Плохая осведомленность? Эффектность образа? Выразительность слов? Как бы то ни было, за критикой ученых, на протяжении долгих лет получающих зарплату за какую-то непонятную «Философию зайца», стоит вполне оформившееся сомнение в том, что ученые – сотрудники государственных бюджетных учреждений вправе сами, без подсказки и контроля ратующих за общественное благо чиновников определять направления своих исследований. И хотя выражение «Философия зайца» также кажется нам странным, и мы вслед за министром не можем понять, что в нем кроется, целесообразность всестороннего исследования – с философских, филологических, антропологических, культурологических позиций – образа зайца в мировой культуре от ее начал до современности не представляется нам сомнительной.

Заяц – один из наиболее прочно вошедших в культурный обиход современного человека бестиарных образов. Мы слушаем в детстве сказки о ледяной и лубяной избушках и о теремке; танцуем с бутафорскими ушами на утреннике в детском саду; с увлечением читаем в школе стихи о сердобольном деде Мазае и прыгаем с Алисой в нору за Белым кроликом

навстречу Мартовскому Зайцу; мы узнаем потом, что соломинкой в пучине русского бунта может оказаться заячий тулупчик, а фотографии самых красивых девушек можно найти под обложкой с ушастым профилем; в веселой компании одной из тех немногих песен, слова которой будут помнить все, окажется партизанский гимн косящих траву зайцев… Ряд этот можно продолжать бесконечно: значимые зайцы найдутся в любой сфере человеческой культуры во все времена. Образы эти имеют право быть исследованы, поскольку в гуманитарной науке нет такой мелочи, изучение которой не привело бы в конечном итоге к открытию закономерностей и внятному уяснению нашей истории и нас самих.

Поэтому мы предлагаем специалистам по всем областям гуманитарного знания – историкам, литературоведам, лингвистам, фольклористам, этнографам, искусствоведам, социологам, философам принять участие (с докладами продолжительностью до 20 минут) в конференции, основными направлениями работы которой могли бы стать:

  • Заяц как объект истории материальной культуры и этнографии. Охота на зайца;
  • заяц в пищевом рационе; заячий мех в одежде.
  • Заяц в мифологии и фольклоре. Сказки о зайце. Паремии, связанные с зайцем.
  • “Заячья” лексика в языках мира. Лексемы, обозначающие зайца и его части (уши, хвост, шкура), их этимология. Характеризующие зайца эпитеты. Охотничья лексика; топонимы с “заячьей” семантикой.
  • Заяц как литературный образ. Зайцы персонажи литературных произведений;
  • “заячьи” объекты в произведениях литературы. Экфрасис зайца.
  • Культурная история естественнонаучного описания зайца.
  • Иконография и иконология зайца.
  • Заяц в массовой культуре.

Конференция состоится в Санкт-Петербурге 19 – 21 июня 2014 года.

См. информационное письмо:   c__documents-and-settings_alex_moi-dokumenty_filosofiya-zayca1.pdf [7,31 Mb] (cкачиваний: 73)

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2020, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта