Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 5 декабря 2021 г.
2 сентября 2014 Регионы России. Наука

В Алтайском крае вышла в свет монография «Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии»

В Алтайском крае вышла в свет монография «Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии»В издательстве Алтайского государственного университета вышла монография «Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Том I: Поздняя древность - начало XX века».

Книга посвящена рассмотрению процесса развития религиозного ландшафта в Западной Сибири и сопредельных районах Центральной Азии в исторической ретроспективе от эпохи поздней древности до современности. Идея создания такого коллективного труда сформировалась в процессе многолетнего изучения религиоведческой проблематики в рамках деятельности кафедры религиоведения и государственно-конфессиональных отношений университета. Знакомство с письменными, археологическими, этнографическими источниками, архивными материалами, законодательными документами, научной литературой, а также проведение этноконфессиональных и археологических исследований на Алтае, в Западной Монголии и Восточном Казахстане обнаружили сложность и многогранность этнорелигиозных процессов в Сибири и Центральной Азии. В 2009 году в вузе открылась лаборатория этнокультурных и религиоведческих исследований, заведующим которой был назначен Петр Дашковский.

В АлтГУ отмечают, что с 2007 года лаборатория стала ежегодно издавать тематический журнал«Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе», на страницах которого специалисты из разных городов России, а также из других стран обсуждали отдельные аспекты религиозной жизни народов данного обширного региона. Стали проводить тематические конференции«Религия в истории народов России и Центральной Азии», «Политологические и этноконфессиональные исследования в регионах» и другие, которые позволяли специалистам непосредственно обсуждать актуальные темы. Российский гуманитарный научный фонд несколько лет поддерживал проекты Дашковского, финансировал «Этносоциальные процессы и формирование синкретичных мировоззренческих систем у кочевников Алтая и Западной Монголии», «Влияние мировых конфессий и новых религиозных движений на традиционную культуру народов Российского и Монгольского Алтая», «Формирование и развитие религиозного ландшафта на Алтае: история и современная ситуация» и «Этнокультурные и политические процессы как факторы исторической динамики религиозной ситуации в трансграничном пространстве юга Западной Сибири и Западной Монголии».

«Уже в процессе формирования основного замысла книги стало понятно, что для ее подготовки потребуется привлечь сотрудников не только кафедры религиоведения, но и других кафедр АлтГУ. Хронологический и тематический охват книги весьма значителен, поэтому в работе над монографией приняли участие ученые из различных научных центров  России, Казахстана, Монголии. Книга состоит из двух томов. В этом годуопубликован первый том, в который включены два раздела: «Прозелитарные религии и шаманское мировоззрение у народов Южной Сибири и Центральной Азии в поздней древности и Средневековье», «Религиозные организации в Сибири в XVIII - начале XX вв. в контексте государственно-церковной политики Российской империи». Во второй том войдут разделы «Религиозная жизнь населения Западной и Южной Сибири в советский период», «Современные этноконфессиональные процессы в Западной Сибири и на сопредельных территориях», - поясняют в университете.

Проведенное исследование показало, что развитие религиозного ландшафта в Западной Сибири и сопредельных районов Центральной Азии с I тысячелетия до нашей эры до начала XX века происходило под влиянием этнических, социально-экономических, культурных процессов и особенностей государственно-конфессиональной политики.

В процессе работы над книгой исследователи установили, что мировоззрение кочевых народов Саяно-Алтая поздней древности и раннего средневековья носило синкретичный характер. При этом важной основой мировоззрения номадов являлся шаманский комплекс верований и обрядов. С I тысячелетия до нашей эры отмечается проникновение иранского религиозного комплекса, а с начала новой эры и особенно раннего средневековья фиксируется знакомство кочевников с прозелитарными религиями, прежде всего с манихейством и буддизмом, несторианством. Кроме того, постепенно религиозный фактор стал все активнее использоваться кочевой элитой для решения не только внутренних, но и внешнеполитических проблем. В то же время, в силу недолговечности полиэтничных империй средневековья, ни одна из прозелитарных религий так и не смогла занять прочные позиции в мировоззрении кочевников. В эпоху позднего средневековья в ряде регионов Западной Сибири, наряду с традиционными верованиями, утверждается ислам.

В Новое время заметным явлением в религиозной жизни Западной Сибири кроме Русской православной церкви стали мусульманские, старообрядческие, иудейские, католические общины. В XIX веке Российская империя выработала особую систему государственно-конфессиональных отношений. Она включала в себя четыре иерархических уровня. Высший уровень конфессиональной структуры занимала Русская православная церковь. На второй ступени располагались так называемые признанные терпимые - католики, протестанты, мусульмане, буддисты и иудеи. Следующее звено составляли «терпимые непризнанные», представленные преимущественно старообрядцами. Наконец, на низшей ступени располагались «непризнанные нетерпимые», к которым относились, например, такие группы, как хлысты, скопцы. Исходя из соответствующего расположения религиозной организации или группы в данной иерархии с ней выстраивались особые отношения со стороны государственной власти и Русской православной церкви.

«Общероссийские тенденции государственно-конфессиональной политики хорошо прослеживаются в религиозных процессах, протекавших в Западной Сибири в XIX - начале XX веков, что подробно рассматривается в монографии», - добавляют в АлтГУ.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2021, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта