Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 7 декабря 2019 г.

Возвращение путешественника

Возвращение путешественникаРецензия на книгу: Катанов Н. Ф. Очерки Урянхайской земли (дневник путешествия, исполненного в 1889 году по поручению Императорской Академии Наук и Импера­торского Рус­ско­го Географического Общества) / Подг., вступ. слово А. К. Кужугет. Кызыл, 2011.

A return of the traveler

U. A. Vinokurova

Review of a book: Katanov N.F. Essays about the Uryankh Lands (diary of a travel held in 1880, a mission of Imperial Academy of Sciences and Imperial Russian Geographic Society) / Prep., introduction by A.K. Kuzhuget. Kyzyl, 2011.

В языке эвенского народа, освоив­шего бескрайние просторы тундры и тай­ги на оленях, есть замечательное сло­во "арчан”, обозначающее поездку навстре­чу человеку, который может заблудиться в неизвестной ему местности.

Издание трудов хакасского исследователя, всемирно из­вестного учёного-тюрколога Николая Федоровича Катанова (1862-1922) представляет собой своеобразный "арчан” для совре­менных исследователей культуры, языка и быта тюркских народов Сибири, Центральной Азии и Восточной Европы. Ис­следовательский метод Н. Ф. Катанова представляет собой живо­писание в сочетании с глубоким кросс-культурным погружением в окружающую реальность. Синкретичность внимания учёного воссоздаёт живую старину культуры повседневности, много­гранный мир общих предков современных тюркских народов.

Возвращение путешественникаЭнциклопедический труд Н. Ф. Катанова "Очерки урянхай­ской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году по поручению Императорской Академии Наук и Императорского  Русского Географического Общества”, опубликованный докто­ром культурологии А. К. Кужугет сразу стал событием научной жизни Сибири и достоянием тюркоязычных народов. Книга издана на средства РГНФ и ТИГИ при Правительстве Тувы.

Эта книга представляет собой образец труда "антрополога изнутри”, учёного как представителя хакасского народа, вла­деющего культурным наследием родного народа, с уважением изучающего культуру общих предков тюркских народов и стремящегося ввести в научный мир тувинский язык, хакасскую культуру, интеллектуальный опыт народов Сибири. Глобальность  масштаба интеллектуальной биографии Н. Ф. Катанова унасле­дована от глобализационных процессов, свойственных тюрскому миру Сибири с древнейших периодов истории человечества.  Становлению учёного способствовали такие фундаментальные исследователи, как В. В. Радлов, поощрявшие исследовательский интерес студента Санкт-Петербургского университета Николая Ка­танова. Сибирь как родина и как сфера научного интереса сформировалась под влиянием крупного деятеля "сибирского областничества” Н. М. Ядринцева.

Страсть к путешествиям была в крови хакаса Н. Ф. Ката­нова, остро чувствовавшего свою ответственность перед наро­дами Сибири. Только такой человек глобального масштаба, своими ногами ощутившего каждую пять исконной земли, сво­ими глазами впечатлившийся её древним ландшафтом, своими словами разговаривавший с многоязычными племенами может оставить такое бесценное наследие и назвать её — "Урянхайская земля”.

 Мы, называющие себя урянхай-саха, с особым пристра­стием вчитываемся в летопись жизни урянхайской земли, ос­тавленной пытливым умом и любящим сердцем Николая Фё­доровича Катанова. И находим множество схожих черт, сим­волов, сохранённых в языке, фольклоре, верованиях саха с хакасскими. Снабжение книги рисунками и описанием автора-исследователя облегчает сравнительно культурологический ана­лиз и повышает достоверность информации.

Из дневниковых записей путешествия по урянхайской земле предстаёт живой образ хакасов, тувинцев, русских, сойо­тов, татар, китайцев и других. Предстаёт поющая урянхайская земля, а в песнях как в символических кодах зафиксированы духовные ценности, традиции и Возвращение путешественникакартина мира этих народов. Из толщи веков проступает стратегия оптимизма, стойкости к дав­лению и на­силию, своеобразный юмор как способ преодоления вызовов судьбы. Эта стратегия остаётся в современном мире жизне­спо­собной солидаризующей ценностью сибирских наро­дов.

Обращение Н. Ф. Катанова к песенному фольклорному на­следию не случайно. Именно в песнях повседневности осу­ществляется передача духовного наследия поколений, живая практика межкультурного взаимодействия. Поколения сменя­ются и единственной связующей нитью остаются песни, со­чинённые предыдущими поколениями, создающими художес­твенный образ народа. Понятие "воображаемого общества” Ан­дерсона по сути является солидаризующим художественным образом этноса, функционирующим преимущественно в таких фольклорных фор­мах, как народное песеннее творчество. Через инте­ллек­туальное наследие Н. Ф. Катанова простирается духов­ный путь, связующий народы Сибири в единую культурную це­лостность. Через Сибирь прокладывались различные дороги – и завоевания, и торговые, и промысловые. Они заросли травой исторического небытия. А путешествие Н. Ф. Катанова верну­лось цветущим многообразием народов, многоголосием культур­ного разнообразия, жизненным оптимизмом, унаследованным по­следующими поко­лениями людей, называющих себя "сиби­ряками”.

Возвращение путешественникаПоистину, рукописи не горят. Если они попадают в руки людей, чьи сердца воспламенены любовью к народам и к науке. Таковой в этом случае оказалась Айлана Калиновна Кужугет, представительница тувинского народа, доктор культурологии, кандидат искусствоведения. Книга издана в полном соответ­ствии с академическими требованиями к фундаментальным трудам, снабжена комментариями, указателем названий, автор­скими рукописями и рисунками. Дань достойного почитания выда­ющегося предшественника сочетается с высоким профес­сио­нализмом подготовки к рукописи и биографическим иссле­дованием жизни и творчества Н. Ф. Катанова. Книга издана в г. Кызыл под грифом Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) и Тувинского института гуманитарных исследований.

Издание претворило в жизнь духовное завещание Н. Ф. Ка­та­нова — интеллектуальную и культурную взаимопомощь наро­дов Сибири. Этим изданием трудов хакасского ученого тувинцы показали пример интеллигенции народов Сибири как надо за­креплять глобальность масштаба Сибири и укреплять укоре­ненность в исконных урянхайских землях. Махтал — издателям, Уруй-айхал – научному памятнику Н. Ф. Катанова!

 

Скачать файл статьи  8.1.-Vinokurova-hh.pdf [159,51 Kb] (cкачиваний: 12)

 

К Содержанию номера

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2019, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта