Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 17 декабря 2018 г.
23 сентября 2016 Тува. Общество

В селе Шуй Бай-Тайгинского кожууна откроют мемориальную доску с именем тувинского композитора Хуреш-оола Дамба

По инф. Минкультуры РТ

В селе Шуй Бай-Тайгинского кожууна откроют мемориальную доску с именем тувинского композитора Хуреш-оола ДамбаПамятная доска будет установлена 24 сентября 2016 года на стене дома, где жил выдающийся деятель культуры Тувы
Хуреш-оол Кара-Салович Дамба родился 20 июля 1943 года в большой семье арата в селе Шуй Бай-Тайгинского кожууна. Пели и играли на народных инструментах мать, отец и семеро детей. В школе будущий композитор заинтересовался баяном, захотел выучиться на музыканта.
После окончания десяти классов, в 18 лет, Хуреш-оол поехал в Кызыл. Всю дорогу он повторял первую, пока что единственную, сочинённую им песню «Соловей» на собственные слова, боялся забыть. В музыкальном училище, только что открытом его дядей Алексеем Чыргал-оолом, юноша нашёл понимание и поддержку. Учился ревностно, но трудно. Сочинял, в основном, песни, но есть и первая фортепьянная пьеса – «Тувинский танец». Учителями его были Алексей Чыргал-оол, Ростислав Кенденбиль, С.М. Крымский.
В 1965 году Дамба поступил на подготовительное отделение Новосибирской консерватории в класс А.Ф. Яковлева, а в 1967 году стал студентом первого курса теоретико-композиторского факультета, занимаясь в дальнейшем в классе профессора Г.Н. Иванова. Упорные занятия, насыщенная серьёзной музыкой жизнь большого города помогли молодому композитору определиться в музыкальном мире. Представитель второго поколения композиторов Тувы, он продолжил и развил творческие традиции своих учителей, стремясь обогатить их новыми достижениями в музыкальном языке. Его привлекали современные, динамичные образы, острые сочетания звуков в аккордах, необычные комбинации оркестровых тембров и регистров, своеобразное, своё отношение к фольклору.
В формировании молодого композитора Хуреш-оола Дамба в эти годы огромное значение имели не только занятия в консерватории, но и приобщение к музыкальной культуре и художественной атмосфере большого города. Упорнейший труд позволил начинающему композитору сделать в консерваторские годы большой скачок в общем и в музыкальном образовании, в овладении основами композиторского мастерства: «Три тувинских танца» - фортепьянная сюита, фортепьянная соната – первая в тувинской профессиональной музыке. В струнном квартете композитор использовал народные мелодии: первая часть «Конгургай» - моторного характера, вторая часть «Самагалтай» – вариации, третья часть – «Буура» – «Верблюжий утёс».
На старших курсах его внимание почти целиком переключилось в сферу оркестровой, симфонической музыки. В 1971 году был написан необычный концерт для четырёх литавр, клавесина (челесты или фортепиано) и струнного оркестра, прозвучавший в одном из концертов. Выбор столь непривычных солирующих инструментов композитор объяснял следующим образом: «Мне не пришлось наблюдать камлание настоящего шамана. Зато я не раз видел шаманское «действо» на сцене в исполнении артистов. Бубен в их руках звучал очень разнообразно. И свои впечатления мне захотелось выразить в музыке».
Дипломной работой при окончании консерватории стала программная симфоническая поэма «Моя Тува», основанная как на фольклорном, так и на собственном авторском тематическом материале и прозвучавшая с успехом в Новосибирском симфоническом оркестра под управлением А. Каца.
По возвращении в Туву в течение ряда лет Хуреш-оол Дамба работал преподавателем Кызылского училища искусств, а затем – в педагогическом институте и Республиканской школе искусств. Как и в годы обучения в консерватории, композитор продолжает писать музыку в самых различных жанрах. Одним из центральных становится песня – сольная и хоровая. Всего в этой области творчества им создано более двухсот произведений, многие стали широко известными и популярными в республике. Была продолжена работа и в симфонических жанрах. Её результаты – две оркестровые сюиты, концерт для флейты с оркестром, концерт для оркестра. В области камерно-инструментальной музыки Дамба не только сохранял интерес к сочинениям для фортепьяно (циклы фортепьянных миниатюр, сонатина), обращается к другим инструментальным составам: пишет пьесы для виолончели и фортепьяно, для скрипки и фортепьяно, для квинтета баянистов.
В 1973 году Хуреш-оол Кара-Салович Дамба был принят в члены Союза композиторов РСФСР, а с 1978 года, когда был образован СК Тувы, избирался на должность ответственного секретаря Союза композиторов Тувы.
В 1970-80-е годы композитор впервые серьёзно работал в сфере хоровой и кантатно-ораториальной музыки. Он создал две хоровые сюиты, основанные на фольклорном материале «Декей-оо», и «Тувинские народные песни», «Поэму о Ленине» для чтеца, смешанного хора и фортепьяно, кантату «Слава коммунистической партии» для чтеца, смешанного хора и симфонического оркестра на слова С. Молдурга, Ю. Кюнзегеша и С. Пюрбю.
К этим же годам относится работа Дамба в театре и кино: музыка к художественному фильму «Танец орла» и музыка к детскому спектаклю «Волшебная стрела» по пьесе Е. Тановой. В 1978 году на открытие в Туве Союза композиторов Хуреш-оол Дамба написал прекрасный концерт для флейты с оркестром, который был наиболее исполняемым произведением (из крупных жанров) композитора при его жизни. Характер музыки радостный, динамичный, активный. Диатонические темы в игривом «капризном» ритме и мажоро-минорные мерцания делают этот концерт своеобразным. Каденция концерта небольшая, как и весь концерт, но виртуозная и разнообразная.
Хуреш-оол Кара-Салович Дамба ушел из жизни рано – не дожив немногим меньше месяца до 50-летнего юбилея. Жизнь композитора в последние его годы была сложной. Единственной наградой за годы творчества бесспорно выдающегося тувинского композитора стало звание лауреата премии Ленинского комсомола. Но память о нем живет вместе с его произведениями. По инициативе потомков композитора на доме №38 по улице Кудурукпай в селе Шуй, в котором проживал Хуреш-оол Кара-Салович Дамба, будет установлена мемориальная доска с его именем.
 
 
Список основных произведений Х. К. Дамба

Симфонические произведения.
Симфоническая поэма «Моя Тува»,
Концерт для четырёх литавр, челесты и камерного оркестра.
Оркестровая сюита 1
Оркестровая сюита 2
Концерт для флейты с оркестром,
Концерт для симфонического оркестра.
 
Камерно-инструментальные произведения:
"Три тувинских танца” для фортепьяно
Фортепианная сюита, Соната для фортепьяно
Пьесы для фортепьяно, виолончели и фортепьяно, скрипки и фортепьяно
Пьесы для квинтета баянистов
Струнный квартет
 
Хоровые и кантатно-ораториальные жанры.
Хоровая сюита 1 "Декей-оо”
Хоровая сюита 2 "Тувинские народные песни”
"Поэма о Ленине” для чтеца, смешанного хора и фортепьяно
Кантата "Слава коммунистической партии” для чтеца, хора и симфонического оркестра на сл. С. Молдурга, Ю. Кюнзегеша, С. Пюрбе.
 
Музыка в кино и театральная
Музыка к художественному фильму «Танец орла»
Музыка к детскому спектаклю «Волшебная стрела» по пьесе Е. Тановой.
 
Песни и романсы / более 200 /.

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2018, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта