Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 23 сентября 2019 г.

Социальное самочувствие локального межэтнического сообщества (опыт диагностики на примере города Новосибирска)

Социальное самочувствие локального межэтнического сообщества (опыт диагностики на примере города Новосибирска)Аннотация: В работе на основе обобщения результатов массового социологического опроса дается характеристика социального самочувствия населения города Новосибирска. Выявляется степень удовлетворенности представителей разных этнических групп города отдельными сторонами жизни, их социокультурные ориентиры, значимость разных видов идентичности (гражданской, региональной, локальной, этнической), патриотических настроений и отношение к своей национальной культуре и языку.

Работа выполнена по проекту Российского гуманитарного научного фонда № 13-03-00417 «Этносоциальные процессы и этнонациональная политика в регионах Сибири».

Ключевые слова: национальная политика, мониторинг, межэтническое сообщество, массовое сознание, социальное самочувствие, межнациональные отношения, муниципалитет, Новосибирск. 

 

Social Well-Being of the Local Interethnic Community (the Case of Diagnostics in the City of Novosibirsk)

Yu. V. Popkov

Abstract: The results of a mass sociological surveyare summarized to characterize the social well-being of the population of the city of Novosibirsk. It is done by determining the degree of satisfaction of the representatives of various ethnic groups with certain life aspects, their sociocultural guidelines, the importance of various kinds of identity (civic, regional, local and ethnic), the patriotic sentiment and the attitude towards one’s own culture and language. The social well-being of various ethnic groups is considered to be an important component of the local ethnosocial situation which is monitored as part of implementing the nationalities policy at the municipal level.

Keywords: nationalities policy, monitoring, interethnic community, mass consciousness, social well-being, interethnic relations, municipality, Novosibirsk.

 

Утвержденная Президентом РФ В. В. Путиным 19 декабря 2012 г. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (далее — Стратегия) в качестве важного условия ее успешной реализации предусматривает создание государственной и муниципальной систем мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций. Мало того, предполагается возможность корректировки данной Стратегии, которая «осуществляется по результатам анализа ее реализации и мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях» (Указ Президента … , 2012: Электр. ресурс). Проведение государственного мониторинга всфере межнациональных имежконфессиональных отношений определено также одной из задач созданного в марте 2015 г. Федерального агентства поделам национальностей (Подписан Указ … , 2015: Электр. ресурс).

Как представляется, мониторинг межнациональных отношений как таковых не охватывает всего комплекса тех явлений, которые должны быть объектом постоянного отслеживания (изучения) и регулирующего воздействия со стороны органов власти и управления федерального, регионального и муниципального уровня для того, чтобы национальная политика могла быть успешной. Объектом мониторинга, на наш взгляд, должна выступать этносоциальная ситуация конкретного межэтнического сообщества в целом. Важной составляющей этой ситуации является социальное самочувствие представителей отдельных этнических групп. Его конкретными составляющими являются идентичность, система ценностных предпочтений, приоритетов и т. п.

Социальное самочувствие людей оказывает серьезное влияние на их реальное поведение в разных сферах жизни, в том числе в области межнациональных отношений. Оно оказывает также дифференцирующее воздействие на характер оценок разных сторон существующей этносоциальной ситуации.

Мы делаем акцент на социальном самочувствии межэтнического сообщества, так как этнические группы интегрированы в Российскую Федерацию не напрямую, а опосредованно, через местные межэтнические сообщества, которые имеют разные актуальные проблемы. Это определяет специфику конкретных задач и подходов в реализации национальной политики. Регулярное отслеживание этносоциальной ситуации на уровне муниципалитетов, особенно таких крупных, как город Новосибирск, должно выступать значимым компонентом системы муниципального управления.

В 2013 г. в целях адаптации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации применительно к муниципальному образованию на уровне Консультативного совета по вопросам этнокультурного развития и межнациональных отношений при мэрии города Новосибирска была разработана и утверждена городская Концепция реализации национальной политики (автор статьи являлся руководителем авторского коллектива по ее разработке) (Попков, Тюгашев, 2013). Концепция в качестве одной из задач предполагает организацию мониторинга общественного мнения жителей по вопросам, связанным с этносоциальной ситуацией и состоянием межнациональных отношений. Проведение такого мониторинга предусмотрено также в рамках «Комплексного плана мероприятий по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Новосибирске на 2014–2016 гг.».

Далее будут представлены некоторые конкретные результаты проведенного под руководством автора исследования в рамках задач первого этапа данного мониторинга, направленного на изучение массового сознания населения по актуальным вопросам этносоциального развития и национальной политики. Основное финансирование осуществлялось из средств проекта РГНФ «Этносоциальные процессы и этнонациональная политика в регионах Сибири». Проект направлен на проведение теоретических и эмпирических (в нескольких регионах Сибири) исследований по актуальным проблемам национальной политики. В настоящей статье используются данные массового социологического опроса жителей г. Новосибирска, проведенного в мае — сентябре 2014 г. Финансовая поддержка дополнительно осуществлена из экспедиционного проекта Российского гуманитарного научного фонда № 14-03-18032 «Актуальные проблемы межэтнических отношений и этнонациональной политики в регионах Сибири в оценках массового сознания» (руководитель — Е. А. Ерохина). Общее число опрошенных — 420 чел., представляющих разные половозрастные, социально-профессиональные и этнические группы. Опрос осуществлялся посредством группового и индивидуального анкетирования, которое проводили сотрудники сектора этносоциальных исследований Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук Е. А. Ерохина, С. А. Мадюкова, О. А. Персидская и И. С. Тарбастаева.

Новосибирск является самым крупным в России муниципальным образованием. Его численность в 2012 г. достигла 1,5 млн человек. Город изначально формировался как переселенческий населенный пункт с многонациональным составом населения. При этом в этнической структуре всегда абсолютное большинство составляло русское население. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., здесь проживали представители более 120 национальностей. Русские составляют 92,8% жителей.

В последние десятилетия этнокультурный ландшафт города существенно изменился, прежде всего под влиянием активных миграционных процессов. Относительно стабильной остается численность русских (динамика в пределах 1%). Но с 1989 г. существенно снизилась численность наиболее многочисленных, помимо русских, и традиционных для Новосибирска этнических групп — украинцев, немцев, татар, чувашей, белорусов, евреев. В то же время существенно увеличилась численность узбеков, таджиков, киргизов, армян, азербайджанцев, китайцев. Все это привело к значительным изменениям в этносоциальной ситуации Новосибисрка.

Степень удовлетворенности респондентов разными сторонами жизни

Прежде всего заметим, что выявленные в ходе опроса различия оценок по многим вопросам является наиболее заметным в разных этнических группах, поэтому в ходе дальнейшего анализа на этом будет сделал главный акцент.

Для опрошенных характерна относительно высокая степень удовлетворенности своей жизнь в целом: каждый второй жизнью вполне доволен и еще 37% удовлетворены частично (не совсем ей довольны). Лишь 5% респондентов высказывают однозначное недовольство (8% затруднились ответить).

В то же время существует заметная разница оценок по этому вопросу в разных этнических группах. Судя по ответам, в меньшей степени полностью удовлетворены своей жизнью русские — 46%, все другие народы — 63%, из них в большей степени довольными являются представители коренных народов Сибири (74%) и Средней Азии (70%). Отсутствуют недовольные жизнью среди народов Кавказа.

В несколько меньшей степени довольны жизнью те, кто в Новосибирске родился (коренные жители) или живет здесь более 10 лет. Более критичными в оценке данного вопроса являются женщины по сравнению с мужчинами, а также люди в возрастной группе 46–60 лет.

Если общее социальное самочувствие опрошенных можно оценить как вполне благополучное, то удовлетворенность конкретными сторонами жизни является не столь высокой. При этом близкими являются мнения русских и представителей других этнических групп лишь по двум параметрам — жилищные условия (довольны ими 51% русских и 55% всех других, не довольны — соответственно 15% и 16%) и работа учреждений культуры (довольны — 55% и 51%, не довольны — 7% и 11%).

Не очень большая разница имеет место в уровне удовлетворенности содержанием своей работы (довольны — соответственно 41% и 50%, не довольны — 9% и 6%). По всем другим составляющим различия более значимые. Так, довольны работой учреждений образования всего 29% русских и в то же время 42% представителей других этнических групп, не довольны — соответственно 19% и 8%.

Заметим, что для части респондентов отдельные выделенные стороны жизни не являются актуальными (то есть они их не беспокоят в данный момент), поэтому они не дали им какой-то определенной оценки.

В большей мере явно не удовлетворены респонденты (по всему массиву опрошенных) уровнем своих доходов, работой местных органов власти и медицинским обслуживанием — соответственно 23%, 23% и 34%. По этим же параметрам наблюдаются наибольшие расхождения в оценках русских и других этнических групп:

уровнем доходов:

довольны 22% русских, 35% других;

не вполне довольны 47% русских, 46% других;

не довольны 26% русских, 13% других;

работой местных органов власти:

довольны 15% русских, 39% других;

не вполне довольны 48% русских, 33% других;

не довольны 26% русских, 14% других;

работой медицинских учреждений:

довольны 17% русских, 40% других;

не вполне довольны 43% русских, 38% других;

не довольны 38% русских, 19% других;

Важно обратить внимание на то, что степень удовлетворенности уровнем доходов и медицинским обслуживанием находится в прямо пропорциональной зависимости от удовлетворенности жизнью в целом. А вот оценка деятельности местных органов власти от этого зависит в меньшей степени: критически отзываются о ней многие из тех, кто не только не доволен, но и доволен жизнью.

Мнения опрошенных по выделенным вопросам находится в корреляционной зависимости от их оценки своего материального благополучия в целом.Так, каждый второй (54%) относит себя к людям со средним достатком, 4% — с высоким достатком и 29% — с низким достатком. Причем, другие национальности здесь выглядят более благополучными, чем русские: людьми с высоким достатком назвали себя 19% представителей народов Кавказа и 14% — народов Средней Азии и лишь 2% — русских, а с низким достатком — соответственно 7%, 12% и 32%.

Конечно, мнение конкретных людей относительно уровня своего материального благосостояния определяется многими обстоятельствами и в значительной степени является субъективной оценкой, однако для нас важно то, что данный показатель оказывает значимое влияние на оценку многих других явлений, в том числе касающихся сферы межнациональных отношений. 

Оценка отношения к себе ближайшего и дальнего окружения

В повседневной жизни социальное самочувствие человека во многом определяется тем, какие отношения у него складываются с людьми из ближайшего и отдаленного окружении. Если не брать приватную сферу, то к ним можно отнести отношения с коллегами и руководителями по работе, соседями, а также другими жителями, с которыми приходится постоянно пересекаться (на улицах, в общественных местах и т.п.).

По результатам нашего исследования, абсолютное большинство всех опрошенных оценивают отношение к себе со стороны всех выделенных категорий людей — коллег и руководителей по работе, соседей, других жителей — в совокупности как хорошие и нормальные (87–92%). Лишь единицы респондентов рассматривают их как недружелюбные (1–5%) и еще меньше (0–1%) — как конфликтные.

В то же время более всего благосклонными в свой адрес рассматриваются отношения со стороны ближайшего окружения, к которому можно отнести рабочий коллектив: соотношение «хороших» и «нормальных» оценок относительно коллег по работе выступает соответственно как 57% и 35%, относительно руководителей — 47% и 40%. Это соотношение применительно к соседям равно 40% и 50%, а что касается других жителей, то — 24% и 64%. Как видим, очевидной является динамика в этом ряду: сокращается доля хороших оценок и возрастает доля нормальных. Таким образом, отношения к себе со стороны ближайшего окружения рассматриваются как более доброжелательные, чем дальнего окружения.

Немного более критически настроены в оценке всех этих отношений русские по сравнению с другими национальностями.

Приведенные данные также могут говорить в целом о наличие в Новосибирске благополучной окружающей социальной городской среды.

Социокультурные ориентиры населения

Система ценностей человека является для него важным ориентиром в окружающем мире, она формирует базисные основания для оценки тех или иных социальных явлений и определяет модели поведения в конкретных ситуациях. Применительно к теме нашего исследования значимыми являются социокультурные ориентиры. В ходе опроса были выделены те, которые имеют непосредственное отношение к этносоциальной ситуации.

Прежде всего, отметим, что респонденты указали на высокую степень (в среднем 91%) важности для себя знания языка и культуры своего народа, причем среди русских этот показатель оказался чуть выше средних значений по массиву, а именно 94% (среди народов Сибири — 74%, Средней Азии — 81%, Кавказа — 96%). Среди других групп несколько большую приверженность к этим вопросам проявили коренные жители Новосибирска по сравнению с приехавшими сюда людьми, женщины — по сравнению с мужчинами и люди старших возрастных групп.

Примечательно, что практически такую же степень заинтересованности (по всем выделенным группам) респонденты обнаружили в отношении своих детей, желая, чтобы и они знали язык и культуру своего народа.

А вот что касается непосредственного соблюдения народных традиций, то на это ориентируются меньшее число опрошенных (в среднем 78%), причем в целом для русских данный вопрос менее важен, чем для других народов — соответственно 76% и 84%.

Еще менее значимым является стремление соблюдать религиозные обычаи своего народа — в среднем 58%, а разница между русскими и представителями других народов составляет почти 20 процентных пунктов — соответственно 53% и 74% (в большей мере на это сориентированы народы Кавказа — 89%). Как можно было ожидать, наибольший интерес к соблюдению религиозных традиций проявляет старшее поколение.

В контексте стратегической задачи по гармонизации межэтнических отношений принципиально значимыми являются установки людей в отношении культуры других народов. Мы интересовались, насколько важно для респондентов уважать традиции и обычаи других народов. В целом их ориентации в данном вопросе можно оценить как относительно высокие: 74% считают это важным для себя и лишь 16 % — не важным (11% затруднились оценить).

Но опять имеет место различие оценок в разных этнических группах. Меньшую потребность (видимо, прежде всего, по причине абсолютного доминирования в этнической структуре города) ощущают русские: это важно для 70% из них, в то время как в других этнических группах — 86%. Из иных групп в меньшей степени уважительно настроены на традиции других народов респонденты с невысоким уровнем образования и молодежь в возрасте до 16 лет. Этим группам должно быть уделено особое внимание при разработке и осуществлении мероприятий по решению проблем в сфере национальной политики и межнациональных отношений.

К числу базисных в системе ценностей относятся ценности, касающиеся соотношение коллективистских и индивидуалистических ориентаций в вопросе о том, что является доминирующим для отдельного человека — интересы личности или интересы народа. Несмотря на продолжающуюся более 20 лет целенаправленную политику на внедрение индивидуалистических ценностей, коллективистские устремления продолжают оставаться преобладающими для значительной части населения, что выступает фактором устойчивости, в том числе в области межнациональных отношений, и является важным условием сохранения этнокультурного многообразия, которое, как известно, официально рассматривается одной из целей государственной национальной политики.

В нашем исследовании каждый третий оказался сторонником индивидуалистических ориентаций в данном вопросе, а 2/3 опрошенных считают, что интересы народа должны быть важнее личных интересов. При этом мнения русских и представителей других народов в целом оказались абсолютно совпадающими. А вот в других социальных группах оценки разошлись: в большей степени индивидуалистами признают себя те, кто живет в Новосибирске менее года (53%), имеющие образование ниже среднего (63%) и молодые люди 16 лет и младше (69%). Наибольшая доля коллективистов — в старших возрастных группах, особенно в группе более 60 лет (89%).

Соотносимыми с приведенными общими показателями является уровень патриотизма среди опрошенных. На прямой вопрос «Можете ли Вы сказать, что являетесь патриотом России» также 2/3 опрошенных (67%) ответили утвердительно. Каждый девятый не отнес себя к числу таковых, а остальные (24%) затруднились однозначно ответить на этот вопрос. Считающих себя патриотами больше среди русских (71%), чем среди других народов (55%). Меньше всего таковых среди народов Средней Азии (29%). Ниже средних значений данный показатель у людей, которые живут в Новосибирске недавно и в молодежных группах.

Определенное беспокойство вызывает тот факт, что каждый четвертый из опрошенных не мог четко сказать, является ли он патриотом или нет. В любом случае, это говорит не в пользу их патриотических чувств. Вместе с не считающими себя патриотами данная группа представляется достаточно большой — 33%. Возможно, относительно невысокий уровень патриотизма (по крайней мере у коренных жителей России) связан с низким уровнем престижа федеральной власти в глазах этих людей (известно, что в России уважение к отечеству и уважение к власти являются традиционно соотносимыми категориями). 

Значимость разных видов идентичности

Структура идентичности людей является важным показателем их социального самочувствия. Применительно к сфере этносоциального развития и межнациональных отношений особое значение имеют не только гражданская идентичность, на чем делается акцент в Стратегии государственной национальной политики, но также этническая, региональная и локальная (в нашем случае — городская) идентичности. Так, без позитивной этнической идентичности вряд ли можно ожидать успешного осуществления целевой установки Стратегии на сохранение и развитие этнокультурного многообразия, а без развитой локальной идентичности нельзя добиться благополучия в жизни городского сообщества.

О важности разных видов идентичности для представителей различных этнических групп опрошенных дает представление табл. 1.

 

Табл. 1. Значимость разных видов идентичности для респондентов

из этнических групп, %

Виды идентичности

Русские

Другие народы

В среднем

Гражданская

85

61

78

Региональная (сибирская)

75

57

70

Этническая

80

75

78

Локальная (новосибирская)

75

57

70

Глобальная (человек мира)

56

52

54

В целом можно говорить о достаточно высоком уровне всех обозначенных видов идентичности, и разница между ними является незначительной. Для русских важность ощущать себя россиянином имеет несколько большее значение, чем ощущение общности со своим народом (своей национальностью). Для представителей других народов, напротив, этническая идентичность стоит на первом месте (при совсем небольших различиях внутри этой группы). Доля респондентов, для которых этническая идентичность не является важной, оказалась наибольшей в группе народов Кавказа (22%), а доля оценивающих российскую гражданскую идентичность как неважную для себя — в группе народов Средней Азии (38%). Уровень и гражданской, и этнической идентичностей наивысший в самых старших возрастных группах.

Для всей массы опрошенных новосибирцев региональная (сибирская) идентичность и идентичность городская (ощущать себя жителем Новосибирска) оказались в целом одинаково значимыми. Однако есть и определенные различия в этнических группах: важность воспринимать себя сибиряком наивысшая у народов Сибири (без учета русских) — 83%, что можно считать для них естественным, а неважность этого для себя отмечают 45% народов Средней Азии, что также вполне объяснимо (абсолютное большинство из них живут здесь недавно, поэтому не стали истинными сибиряками). Что касается новосибирской идентичности, то она имеет одинаковую значимость для представителей разных этнически групп (существуют лишь незначительные отклонения от средних значений). В то же время она четко дифференцируется в группах, отличающихся разным временем проживания в Новосибирске: наименьшая (48%) — у проживающих здесь меньше года, наибольшая (77%) — у живущих с рожденья.

Неожиданно высокими оказались значения глобальной идентичности (важность ощущать себя гражданином мира) во всех этнических группах. Эти показатели являются более высокими, чем данные наших исследований, проведенных в других регионах Сибири. Данный факт требует дополнительного изучения. 

Причастность к деятельности национально-культурных организаций

Важной составляющей социального самочувствия населения в контексте анализа этносоциальной ситуации является степень близости людей к тем организациям, которые выступают выразителями интересов их этнической группы (этнокультурной общности). К ним принадлежат национально-культурные автономии, общины и т.п. Через участие в их деятельности жители города могут по-разному быть причастными к общезначимым делам городского межэтнического сообщества. В свою очередь повышение роли деятельности национально-культурных автономий и организаций выступает одним из направлений национальной политики.

К сожалению, как показало наше исследование, каждый второй из опрошенных (52%) практически ничего не знает о таких организация. Еще 25% знают об этих организациях, но участия в их работе не принимают. Эпизодически участвуют в деятельности национально-культурных организаций 13% респондентов и всего 10% оценили себя в качестве их активных участников.

Однако в рамках этой общей картины существуют различия: заметно менее активными назвали себя русские (всего 4% из них участвуют в работе организаций) по сравнению со всеми другими (в среднем 27%), особенно народами Кавказа (35%). За исключением последних достаточно большая доля опрошенных ничего не знают о работе национально-культурных организаций: среди русских — 58%, среди народов Сибири — 44%, среди народов Средней Азии — 45%. Из других социальных групп несколько более активными являются мужчины, а также проживающие в Новосибирске более 10 лет (но не с рожденья) и представители возрастной группы 46-60 лет.

Заметим, что для Новосибирска характерной является активность многих национально-культурных организаций, деятельность которых скоординирована в рамках Ассоциации национально-культурных автономий и национальных организаций г. Новосибирска и Новосибирской области «Содружество». Важно, что она осуществляется в тесном сотрудничестве с работниками соответствующих служб мэрии. С учетом результатов проведенного опроса, можно сделать заключение о наличие дополнительных потенциальных возможностей в работе национально-культурных организаций, которые могут быть усилены за счет более активного подключения к их работе представителей разных этнических групп.

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, следует заключить, что достаточно высокая степень удовлетворенности опрошенных своей жизнью в целом может свидетельствовать об общей благоприятной городской среде существования в Новосибирске для большинства ее жителей. В то же время выраженное недовольство конкретными сторонами жизни и беспокойство относительно отдельных проявлений существующей этносоциальной ситуации говорит об определенной напряженности и нерешенных проблемах.

Более критическая оценка представителями русского населения отношения к себе со стороны других людей, уровня удовлетворенности разными сторонами жизни и др. дает основание для вывода о менее благополучном социальном самочувствии русских по сравнением с другими этническими группами. Независимо от того, чем эта оценка вызвана — высоким уровнем претензий или реальным неблагополучием — она оказывает существенное влияние на высокую степень критической оценки разных сторон этносоциальной обстановки. Именно русские в большей степени испытывают дискомфорт и тревогу относительно сложившейся к настоящему времени этносоциальной ситуации (связанной, прежде всего, с большим притоком мигрантов), которая является во многом новой для них.Не случайно большинство респондентов в качестве главного приоритетного направления деятельности органов власти в рамках национальной политики на муниципальном уровне считают необходимым осуществление системы мер, направленных на поддержку русского населения как доминирующей этнической группы в межэтническом сообществе Новосибирска.Стратегической задачей органов управления в социальных вопросах должно выступать повышение общего уровня благосостояния населения города, прежде всего коренных жителей, и обеспечение их благоприятного социального самочувствия.

Список литературы:

Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (2012) [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512 (дата обращения: 12.05.2015).

Подписан Указ о Федеральном агентстве по делам национальностей (2015) [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49043(дата обращения: 18.05.2015).

Попков, Ю. В., Тюгашев, Е. А. (2013) Концепция реализации национальной политики в городе Новосибирске // Социокультурный подход к регулированию межэтнических взаимодействий / под ред. Ю. В. Попкова, В. Г. Костюка. Новосибирск : ООО Издательский дом «Манускрипт». С. 258–268.

Дата поступления: 10.08.2015 г.

Скачать файл статьи:  5-Popkov.pdf [569,9 Kb] (cкачиваний: 21)
Библиографическое описание статьи:
Попков Ю. В. Социальное самочувствие локального межэтнического сообщества (опыт диагностики на примере города Новосибирска) [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2015, № 3. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_27/8172-popkov.html (дата обращения: дд.мм.гг.). 

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.

Информация
Зарегистрированным читателям доступна функция комментирования публикаций. Обратите внимание: возможна авторизация через социальные сети.

ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2019, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта