Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 9 декабря 2024 г.

Этноним Иргит: история происхождения и современность в Монгун-Тайгинском кожууне Республики Тыва

Этноним Иргит: история происхождения и современность в Монгун-Тайгинском кожууне Республики ТываАннотация: Статья представляет собой конкурсную работу на Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ школьников «Отечество» (апрель 2013 г.).

Ключевые слова: этноним, иргит, Монгун-Тайга, этнография, история.

 Irgit ethnonym: origin and contemporary state in Mongun-Taiga district of the Republic of Tuva

 A. Ch. Surunmaa

 Abstract: Article represents a competition work at All-Russian contest of scientific research works of school children "Homeland” (April, 2013).

Keywords: ethnonym, Irgit, Mongun-Taiga, ethnography, history.

В течение ряда тысячелетий исторически пройденный путь народов, живущих на территории Монгун-Тайгинского кожууна непосредственным образом взаимосвязан с историей всей Тувы и соседних территорий. Монгун-Тайгинский высокогорный тундрово-лугово-степной район занимает крайнюю юго-западную часть Тувы, являющуюся узлом на стыке горных систем Алтая, Западного Саяна и Западного Танну-Ола. Район граничит на западе — Алтаем, с севера — Бай-Тайгинским, с востока — Овюрским районами и с юга — Монголией.

Мунку-Хайрхан-Ула (гора «страшного медведя») (Промптов, 1950: 28) — так называют монголы Монгун-Тайгу — самую высокую точку не только Тувы, но и всей Восточной Сибири. Ее высота в настоящее время составляет 3978 м над уровнем моря.

Территория Монгун-Тайгинского кожууна весьма просторна: и западная, южная и северная части имели открытые рубежи-границы. Например, еще во времена Чингисхана с Хакасско-Минусинской котловины через Алтай (значит и через территорию Монгун-Тайги) в монгольскую столицу проходил торговый путь. И, видимо, поэтому здесь в течение длительного времени происходили крупные переселения, движения племен и народностей. Район был удобным местом для различных военно-политических обстановках и оказался свидетелем смены одной эпохи за другой (Самбу, 1998: 16). «В постоянных войнах и набегах племена и народы, например, тюкю и теле, сильно перемешались. Причина этого находится прежде всего в кочевом образе жизни, где территориальные (административные) деления невозможно, родоплеменное деление кочевого населения упрощало и облегчало его прикрепление к феодалу…», пишет М. Х. Маннай-оол (Маннай-оол, 1986: 54).

Имеются все основания считать, что памятники Монгун-Тайгинского типа относятся к доскифскому и скифскому временам в истории Центральной Азии, к эпохе бронзы, и в какой-то части — к еще более глубокой древности — позднепалеолитическому периоду. Ареал нахождения памятников весьма широк и охватывает территории Тувы, Монголии и Горного Алтая (Сердобов, 1971: 67).

Древнетюркское время занимает весьма важное место в истории народов Саяно-Алтайского нагорья. Рассматриваемый период являлся важным, во многом закрепившим язык, культуру и этнический состав. В этот период формировались основные черты этнографической специфики хозяйства, образа жизни и материальной культуры населения региона (Маннай-оол, 1986: 54).

После тюрков с IX — к началу XX в. этнический состав населения Монгун-Тайги включал не только потомков древнетюркских племенных объединений, но и отражал и те изменения, которые произошли в нем за период вступления в активные взаимоотношения с монголами. Исключение составляет на территории Монгун-Тайги расселение кыргызов, которые не дошли сюда, их временный расцвет культуры в основном развивался в центральных районах.

Родовые связи (чоок торел) в XVII–XVIII вв. у тувинцев были уже сильно ослаблены, а территориальные, наоборот, крепли. В науке утвердилось понятие «родоплеменные группы». Под родоплеменными группами принято понимать генеалогическую структуру подразделений, имеющих свои этнонимы, подлинную или легендарную историю происхождения (Сердобов, 1971). Родоплеменные группы тувинского этноса состоят из совокупности семей, родов, которые изначально имели один корень сформировавшийся устойчивой культуры и занимающее определенные типы ландшафтов и экосистем. Культура племени регулирует взаимоотношения внутри семьи, рода, племени и между племенами, выражает характер отношения к окружающей природе (Аракчаа, 2002: 219).

По сравнению с центральными районами Тувы территория Монгун-Тайгинского кожууна была мало заселена. Численность населения увеличивалась по мере переселения народов из соседних территорий.

Важными факторами передвижения некоторой части населения соседних территорий на Монгун-Тайгу являются следующие:

1)  увеличение родственных связей и создание браков;

2)  жесточайший феодальный гнет, произвол монгольских чиновников, пытки и наказания;

3)  переселенческая политика циньских властей — Богдыхана, затем, западномонгольских феодалов, которые по своей воле часто переселяли те или иные группы тувинцев в разные места;

4)  стихийные бедствия (джут от неурожаев);

5)  ситуация на рынках труда в кожууне.

Население Монгун-Тайгинского кожууна представлено следующими родоплеменными группами: наиболее крупными по численности — Иргит, Салчак, Донгак, Хертек; значительными по численности — Саая, Хомушку, Ооржак, Кара-Сал, Кужугет, Монгуш, Куулар, Ондар; незначительными по численности — Кыргыс, Сат, Оюн, Тулуш, Кол.

Родоплеменная группа Иргит входит в число наиболее крупных групп. История этнонима свидетельствует о наличии пришлого компонента и смешанности составляющих его этнических элементов.

Историческое прошлое своих предков всегда поучительно для нас  — воспитания подрастающего поколения, поэтому чрезвычайно важно изучить, исследовать как можно больше. На сегодня актуальным является изучение территориально-генетико-культурных взаимосвязей населений Монгун-Тайги, Хемчикского бассейна, а также Юго-Восточного Алтая и Северо-Западной Монголии.

Научная новизна исследования определяется тем, что решаются задачи, которые ранее не привлекали внимание исследователей. Данная работа является первой попыткой систематизации и анализа истории происхождения и территории расселения Иргитов на территории Монгун-Тайгинского кожууна РТ.

Целью работы является изучение и обобщение истории происхождения, территории расселения и основных периодов заселения родоплеменной группы Иргит.

Задачи исследования определяются следующим образом:

-  сформулировать характеристику исторических корней и предков современной родоплеменной группы Иргит в Монгун-Тайгинском кожууне;

- изучить взаимосвязи разноэтнических корней на данной территории;

- охарактеризовать внутренний состав родоплеменной группы;

- изучить территорию расселения родоплеменной группы Иргит.

Объектом исследования является родоплеменная группа Иргит в Монгун-Тайгинском кожууне РТ.

Предмет изучения — история происхождения этнонима Иргит, территория расселения и родовых территорий как коренного населения в Монгун-Тайгинском  кожууне РТ.

Хронологические рамки работы охватывают период с XVII в. до начала 2000-х годов.

При проведении исследования использованы следующие методы:

- опросы информаторов (людей преклонного возраста);

- анкетирование;

- изучение литературных источников (по темам: история, быт, хозяйство, культура);

- изучение похозяйственных и алфавитных книг регистрации;

- составление карты–схемы родовых земель родоплеменных групп кожууна (сезонные кочевья, сроки кочевок, родовые пастбища);

- изучение топонимики кожууна.

Научно-практическая значимость данной работы заключается в том, исследование важно для определения этнического состава тувинского этноса, в том числе населения Монгун-Тайгинского кожууна, обобщений важных вопросов этнодемографической ситуации в целом Тувы. Отдельные положения данной работы можно использовать для практического использования школьникам, студентам и тем, кто интересуется этнодемографической ситуацией Тувы, историей происхождения этнонима Иргит, заселением родоплеменной группы Иргит на территории Монгун-Тайгинского кожууна РТ.

Историография проблемы. Об этническом составе населения Монгун-Тайгинского кожууна в научной литературе сведений немного. Общие вопросы освещены в трудах дореволюционных, советских и российских историков.

В конце XIX и начале XX в. в Туву направлялись одна экспедиция за другой. Они обследовали край с самых различных сторон. Побывавший в Монгун-Тайгинском кожууне в 1842 г. П.Чихачев не сообщает никаких данных о населении (см.: Потапов, 1960: 175). В 1876–1877 гг. проходит экспедиция Г. П. Потанина в Северо-Западную Монголию, в Кобдинский аймак, что находится вблизи Монгун-Тайги. В результате собран материал об алтайских урянхаях. Но сведений о жителях Монгун-Тайги нет (Дулов, 1956: 44).

А. В. Адрианов, проехавший в Монгун-Тайгу в начале августа 1881 г. тоже не внес в свой дневник каких-либо этнографических сведений, так как в это время местное население откочевало вниз по реке Моген-Бурен (Потапов, 1960: 176) ( видимо, именно через эту территорию он проехал).

Важными источниками по нашей теме можно считать труды советских этнографов Л. П. Потапова «Очерки народного быта тувинцев», В. И. Дулова «Социально-экономическая история Тувы», Н. А. Сердобова «История формирования тувинской нации», в которых были исследованы многие важные проблемы этнической истории и материальной культуры.

Ценные сведения о родоплеменных группах в Монгун-Тайгинском кожууне содержатся в труде тувинского отряда Саяно-Алтайской экспедиции, в статье Е. Д. Прокофьевой «Некоторые этнографические данные о тувинцах западных районов Тувинской Автономной Области» (сер. 1950-х гг.). В данной статье впервые подробно упоминается население Монгун-Тайги с периода заселения, характерные особенности этнического развития в данной территории. Вызывают интерес труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции Института этнографии АН СССР, опубликованные в начале 1960-х гг. Оригинальной является статья О. С. Салчак «Моген-Буреннин ундезин чурттакчылары» («Коренное население Моген-Бурена»), 1997 г.

Начиная с 1950-х по 1990-е годы опубликован ряд статьей на тувинском языке, в которых освещены отдельные аспекты ключевых проблем этнической истории кожууна. Среди них следует  назвать статьи С. Б. Молдурга «Тыванын онзагай булуну», «Огбелерим ортемчейи», С. О. Майнак «Монгун-тайга» и другие.

Среди публикаций последних лет, включающих материалы по нашей проблеме, назовем работы историка Н. А. Самбу«Огбелерим бурун чурту — ондур чаагай Монгун-Тайгам» (1998), С. О. Майнак «Монгун-Тайга — монге чуртум» (2001), «Альбом краткой истории Монгун-Тайги в материалах и фотографиях» (1997).

Особую значимость для исследования имеют сведения, полученные автором от информаторов в ходе беседы с ними по данной проблематике.

 

I. История происхождения и территории расселения родоплеменной группы Иргит

1.1. Происхождение этнонима Иргит

Можно сказать, что территория Монгун-Тайгинского кожууна была районом прилива и отлива различных групп населения. Отдаленность от сопредельных районов не означала полной изолированности. Тува была вовлечена в круг многих исторических событий, происходивших в восточной части Центральной Азии. Местное население осваивало горные хребты, издавна знало наиболее доступные перевалы, использовало русла многих рек как трассу для своих передвижений (Сердобов, 1972: 190).

Современное тувинское население появилось в Монгун-Тайге лет 180–200 назад. Суровый климат Монгун-Тайги тем не менее не препятствовал заселению ее еще с древних времен; об этом говорят многочисленные могильники в долинах рек.

Родоплеменная группа Иргит распространена не только у тувинцев, но и у алтайцев, частично у хакасов, бурят, якутов, даже у хотогойтов (Ирхит) и западных монголов. Она имеется и в Бурятии; у так называемых тункинских сойотов. Последние обитают в долине Тунки и представляют собой потомков тувинцев-иргитов XVII–XVIII вв. В русских письменных источниках XVII в. иркиты упоминаются в начале 60-х годов среди ясачного населения Кайсотской землицы, насчитывающей ясачных плательщиков в количестве около 400 человек. Иркиты составляли в ней большинство. Иркиты жили на территории, входившей в Иркутский уезд. Часть их обитало по реке Иркут, наименование которой, возможно, и произошло от группы Иркит. Эти тувинцы-иргиты платили ясак в Тункинский острог еще в 1735 г. и числились поддаными русского государства (там же: 158).

Родоплеменная группа Иргит делилась на три рода: Иргит, Кара-Иргит и Сарыг-Иргит. В начале XX в. они населяли территории центральной и юго-восточной Тувы, насчитывая около полутора тысяч человек.

Этноним Иргит: история происхождения и современность в Монгун-Тайгинском кожууне Республики ТываЭтноним Иргит распространен сравнительно широко. М. А. Кастрен считал род Иргэ (иргы) самодийским. Он сообщил В. В. Радлову о том, что между бурятами тункинской степи имеется имигрировавшее поколение Иркит; одна часть этого поколения, жившая в степи, совершенно обурятилась, а другая обитавшая в горах, говорила на тюркском наречии (см. там же: 159).

Уйгурской по происхождению может быть родоплеменная группа Иргит, который происходит от этнонима байырку, состоящего из двух слов: бай (богатый) и ырку, т. е. богатый ырку. Как пишет М. Н. Мельхеев, которого цитирует М. Х. Маннай-оол, «со временем возвеличивающий элемент этнонима (бай. — Маннай-оол) выпал, остался только собственно ырку» с прибавлением монгольского суффикса множественного числа — ут (-уд), ит (-ид) получает форму ыркуут (ырхуд), иркут (ирхуд), а тюркизированном варианте — иркит (иргит). В этой связи интересно отметить, что тувинский этноним  бай-кара ( богатый черный), восходящий к этому же времени, состоит из двух слов. Известный тюрколог В. В. Радлов не без основания считал род Иргит либо принадлежавшим енисейским кыргызом, либо смешавшимся с кыргызами уйгурским родом (Маннай-оол, 2004: 67–68).

Таким образом, В. В. Радлов писал о тюркском происхождении Иргитов. И это мнение разделил Клапрот, который посетил в 1805 г. Тунку и установил, что язык сойотов (скорее всего иргитов) был тюркским.

Итак, мы видим, что этноним Иргит в близких фонетических вариантах встречается у самодийскоязычных,  тюркоязычных и монголоязычных групп. Нельзя не обратить внимания на чрезвычайно любопытное обстоятельство.

Монголоязычные группы, в составе которых встречается этноним Иргит, в прошлом были тюркоязычны.

С. А. Токарев высказывает в связи с вопросом о происхождении рода ирген у койотов предложение о том, что Тува, вероятно, является родиной Иргитов. Отсюда можно было бы сделать вывод о том, что Ирген в составе кайбалов были самоедизированной тюркской группой. Этому, однако, противоречит наблюдавшиеся в Южной Сибири закономерность — самодийскоязычные группы, находившиеся в контакте с тюркоязычными утрачивало свой язык, становясь тюркоязычними. Явления обратного обратного порядка не известны (по: Вайнштейн, 1957: 194–195).

Иргиты были посредниками в меновой торговле между бурятами и другими тувинскими племенами. В 1660 г. на р. Иркут направленный отряд казаков для сбора ясака с бурят столкнулся с группой Иргитов князья Яндаша (Яндаш-дарга). Эти Иргиты просили поставить вблизи их кочевий острог, тем самым оградить их от набегов монгольских князей. Эти Иргиты уплатили ясак русским. С 1686 г. часть тувинцев не без влияния монгольских ханов, стали бежать в Монголию. В дальнейшем тувинских аманатов не было Тунке.

Все вышесказанное подтверждает, во-первых, заселенность тувинскими племенами весьма обширной территории за пределами Саяна, во-вторых, происходивший в XVII в. процесс их стягивания с места исконных кочевий, а также внутренние передвижки некоторых родоплеменных групп с севера-востока в западную, юго-западную и юго-восточную часть Тувы. Вместе с тем значительная их часть осталась за их пределами (Сердобов, 1972: 162).

В западной части Тувы обитала значительная группа Иргитов, кочевья которой простиралась и на Южный Алтай, ибо при разделении границы с Россией после оккупации Тувы маньчжурской династией Китая, в составе кокчулутанов осталась группа населения, именовавшая себя Иркитами.

Этноним Иргит: история происхождения и современность в Монгун-Тайгинском кожууне Республики ТываГруппа Иргит входили в три хошуна: Оюннарский, Хемчикский и Хасутский.  Иркиты, входившие в Хемчикский хошун, где они составляли отдельный сумон, жили по рекам Алаш, Чадан, Барлык. В середине ХХ в. большинство хемчикских  Иркитов (более 270 человек) проживали в Монгун-Тайге (Потапов, 1960: 70).

И. У. Самбуу утверждает, что исконной родиной Иргитов является современная территория Бай-Тайгинского кожууна, местности Дапсы, верховья Алаша. Отсюда, по-видимому, в силу ряда причин, они начали передвигаться именно через Моген-Бурен (Монгун-Тайгинский кожуун) и монголо-тувинскую границу, далее к югу, достигая Баян-Олгия, Сенгела к юго-востоку через Эрзин и Косогола и дальше продвигалось до реки Иркут.

Имеется немало оснований считать, что род Иргитов исходит от алтайских  тувинцев. Люди преклонного возраста говорят, что на территории Кара-Холя, Дапсы испокон веков жили Кара-Иргиты. И сегодня в верховьях Хемчика имеются потомки Чеди-Сарыг-Иргитов, в Моген-Бурене — потомки Каксаан-Иргитов.

Алтайские тувинцы были расселены по Монгольскому Алтаю от верховьев реки Кобдо до верховьев реки Булган в долинах рек Селенги, Сенгел. В VI–VII веках они смешались с алтаями и их потомки в дальнейшем размножились (Иргиты). 

1.2. История заселения Иргитов на территории Монгун-Тайгинского кожууна (Каксаан-Иргиты, Кара-Иргиты, Чеди-Сарыг-Иргиты)

На территории Кара-Холя проживало большое количество Иргитов. Согласно преданию, жил по этим территориям Улуг-Хам, почетный великий шаман из рода Иргит. Когда он умер, весь род Иргитов хоронил его по старинной шаманской традиции, т. е. сооружали «воздушный мавзолей». Покойного привезли на лошади и положили на приготовленный помост (сор) на четырех столбах. Его личные предметы — бубен и колотушку повесили на сук дерева. Большинство шаманов были в те времена неплохими охотниками. Улуг-Хам при жизни имел большое охотничье ружье, поэтому его положили рядом с покойником. Кто-то из части (сеока) Иргитов тайком украл ружье шамана. Об этом узнали многие из первого сеока и возмутились, подняли шум, начали проклинать воров: «Воры — грешники Чеди-Сарыг-Иргиты!» Между ними началась вражда. Так вор оказался среди Чеди-Сарыг-Иргитов (в этом роду были семь мужчин, которые имели светлые волосы).

Нужно отметить, что этот поступок стал судьбоносным. Чеди-Сарыг-Иргиты были вынуждены оставить эти места за то, что совершили грех. После этого случая произошли крупные изменения в этническом составе населения Монгун-Тайги. Местная знать сумела вытеснить Иргитов, обвиненных в воровстве, в верховья Хемчика.

Этноним Иргит: история происхождения и современность в Монгун-Тайгинском кожууне Республики ТываОднако после этого случая вражда не утихла. Дело в том, что третья часть сеока Иргитов была недовольна решением местной знати и переселилась в Моген- Бурен, оставив свои родовые места. После этого их стали называть Каксаан (кажаан) — Иргиты, что значит «сбежавшие». По другой версии, этноним Каксаан-Иргиты произошел от слов каксаан, чыдаан — «тухлый», «гнилой», «вонючий».

В Моген-Бурене жили богатые Иргиты. Разводили почти всех видов скота, кроме верблюдов. Весной у них остался так много запаса замороженного мяса скота, добытых диких зверей, что понаступлении теплоты мясо стало гнить, портиться, вонять, стоял тухлый неприятный запах. За это их стали прозвать Каксаан-Иргитами.

Есть другое предание о происхождении одного из подразделений  Иргитов — Каксаан-Иргиты. Об этом поведал уроженец местности Каргы, 66-летний Шокшуй Сундуевич Салчак. Он так рассказал: мужчина из рода делег женился на алтайке, которая приехала из Алтая в Моген-Бурен. У них было девять сыновей, от них пошел род Каксаан (Чааскаан) — Иргит. Здесь отражена некоторая связь делегов (теленгитов) с Иргитами. Еще раз подтверждаются сведения русских источников XVII века о долонгутах и иргитах Северо-восточной Тувы. Рассказ Ш. С. Салчака говорит о проникновении Иргитов в Юго-Западную и Западную Туву. У Н. А. Сердобова есть сведения о том, что Кара-Иргиты расселены юго-западнее Эрги-Барлыка Барун-Хемчикского района.

Мы основываемся на третьей версии, которую сообщил Иргит Чагды, уроженец Моген-Бурена. Кроме вышеупомянутых Каксаан-Иргитов, прибывших из Кара-Холя на территорию Монгун-Тайги прибыла другая группа Иргитов. Согласно преданию, от местечка Харааты-Хем (Монголия) в сторону Монгун-Тайги сбежала  влюбленная молодая пара. От кого, почему они решили сбежать — неизвестно. Наверное, от тех, кто пытался их разлучить. Юношу звали Хараанай, а имя девушки не сохранилось. Они в дальнейшем остались жить по долине реки Каргы. У них родился сын Тандыжык. После него появились сыновья Дамбый, Кара-оол (Моге Кара-оол). Они в своей жизни остались неженатыми. Младший сын Кара-оол стал лучшим борцом своего времени. У Тандыжыка были девять сыновей, от которых и пошли большинство Иргитов. Среди потомков сыновей Тандыжыка имеются те, которые брали в жены девушек из Алтая, Монголии, Саглы (Овюрский кожуун) и из Шуи, Бай-Тала, Кызыл-Дага (Бай-Тайгинский  кожуун), Эрги-Барлыка Барун-Хемчикского кожууна (Салчак, 1997: 72).

Иргит Торлаа (уроженка Моген-Бурена, род. в 1905 г.) рассказывает про потомков Тандыжыка: «С течением времени много стало этого рода. Родители сватали девушек из Хемчика, Овюра, из Алтая, Монголии для своих сыновей. Были случаи, когда в один год сразу сыграли шесть-семь свадеб…

…Молодая невестка по имени Долума сбежала от злого и нелюбимого мужа. Долума никак не смогла полюбить, прижиться со своим мужем, он-то оказался человеком слепо ревнивым и очень грубым. А Долума росла гордой в окружении родительской любви и ласки. Тоскливой мукой оказалась жизнь с нелюбимым человеком, горько страдала она вдали от дома. К этому времени Долума была беременна. Мысленно провинившись перед неродившимся ребенком и прощаясь со своими родными землями, родными, она бросилась в реку Каргыраа. Позже род Иргит стали называть Хоскан-Иргитами, что значит «бросившими», «оставившими».

Но на этом легенда не заканчивается. В это время Долуму случайно заметил проезжий молодой монгольский парень и спас ее. Оказалось, что они словно искали друг друга. Наконец-то Долума стала счастливой со своим мужем Калзан. У старшего сына Тандычапа родились девять сыновей и одна дочка. Бабушка Долума подарила единственной внучке богато разукрашенный мешочек счастья, благословила свое потомство.

После этого действительно узелок благополучия остановился на представителях рода Хоскан-Иргит, особенно на женщинах этого рода. Они радовали свой народ своим трудолюбием, умелыми руками и красноречием. Жили действительно богато: и детей много, и отара скота. Сыновья Тандычапа с виду тихие, но очень трудолюбивые и приличные силачи (Донгак, 2004: 46–49).

Так, мы делаем вывод о том, что подразделение рода Иргитов Каксаан-Иргит являются «пришельцами» и несут в себе смешанный по происхождению этнический состав.

Этноним Иргит: история происхождения и современность в Монгун-Тайгинском кожууне Республики ТываТе Иргиты, которые остались жить на своих землях, получили название Кара-Иргиты. Они считали себя простыми людьми, которые не участвуют в грешных делах.

Таким образом, в результате межплеменной вражды Иргиты Кара-Холя переселились на территорию Монгун-Тайги и в верховья Хемчика. И Каксаан-Иргиты  являются частью коренного населения Монгун-Тайги.

Отсюда можно предположить, этот межплеменной спор происходил примерно в XVI–XVII вв. К 1758 г. Джунгарское ханство перестало существовать. Для управления тувинцами, маньчжурская династия создала в Туве военно-феодальный и административный аппарат. Тува в административном отношении была поделена на шесть хошунов: Салчакский (Хемгольский), Тоджинский, Оюннарский (Тесингольский), Хазутский, Бээзи-хошун, Даа-хошун. Разделение тувинцев на хошуны и сумоны, преследовавшие раздробления на мелкие феодальные уделы и разобщения из правителей, а также закрепление тувинцев за этими военно-административными феодальными единицами, нанесло сильный удар по их традиционному родоплеменному делению. Тувинские родоплеменные группы были лишены свободы передвижения за границу территории уделов своих феодальных правителей, исключались всякие объединения тувинцев-кочевников и внутри страны (Потапов, 1960: 45).

По мере увеличения родственных связей и создания браков отмечается дальнейшее переселение на территорию Монгун-Тайги и других подгрупп Иргитов из верховья Хемчика, Шуя — Кара-Иргитов, Сарыг-Иргитов. Отмечаются родственные связи тувинцев с теленгитами. Так, отец известного ученого Тувы Иргита Самбу Унгульчек (Улуг-Хаай) украл невесту из соседнего Алтая. Или другой случай: один парень из рода Чеди-Сарыг-Иргит верховья Хемчика поехал в Алтай. Там он встретил свою судьбу — познакомился с обаятельной алтайской девушкой. Они полюбили друг друга, поженились и стали жить в Моген-Бурене. Родилась Анишке (Аннушка). От нее и пошли потомки. 

II.   Территории расселения Иргитов как коренного населения Монгун-Тайгинского кожууна 

Описывая территории расселения отдельных родоплеменных групп монгун-Тайгинского кожууна, особо важно отметить одно обстоятельство. Отдельные родоплеменные группы жили компактно, тесно взаимосвязано, их кочевья располагались близко друг к другу. Так, например, родовые пастбища долины реки Каргы являются малой родиной Салчаков, Донгаков, Хертеков.

Родовые земли Каксаан-Иргитов в основном расположены по течению реки Моген-Бурен, в притоке реки Алдыы-Ыймааты.

Зимнее стойбище (кыштаг) находится на левом берегу реки Моген-Бурен в местности Чарыс (небольшой приток Моген-Бурена). Расстояния между зимним и весенним стойбищами небольшие. Весеннее стойбище находится в местечке Дыттыг-Арыг, что на левом берегу р. Моген-Бурен.

Летние стойбища (чайлаг) расположены вверх по реке Чарыс, Дуруг-Уну (это небольшая речка, берущая начало из скал), Сарыг-Хову («водянистая местность»), Кош-Шынаа («широкая долина»).

Осеннее стойбище (кузег) также часто периодично меняют. Кочуют по правобережью Моген-Бурен в местечке Кузег-Баары, Кадыр-Баары (вверх по реке Чарыс), Кара-Кужур.

Весеннее стойбище (чазаг) находится в местности Кызыл-Эрик, Кара-Кужур.

Родовые кочевья мугурских Каксаан-Иргитов в основном расположены по левой долине реки Мугур.

Зимники находятся в пределах мест Дестиг-Кара-Суг; Чайлаг — в Суглуг-Хову, Кара-Ыяш; Чазаг — Олчейлиг — Хову; Кузег — Холчуктуг-Хову.

В устье реки Каргы живут несколько Кара-Иргитов. Кыштаг их расположился в местности Ойдаа-Одек. Чазаг — в пределах местечка Туруг-Баары и Улуг-Шык в долине, с правой стороны реки Каргы. Летние стоянки Кара-Иргитов расположены в Ак-Адыр, Кашпыы к югу от села Мугур-Аксы. Осенние кочевья находились в местах весенних. 

2.2. Иргиты: современные тенденции 

Для изучения современных тенденций в среде родоплеменной  группы Иргит и для определения численности мы изучали данные алфавитных книг о рождении (ЗАГС) с 1945 по 2011 гг. и данные алфавитных книг Каргынского  сумона за 2002–2011 гг. Данные 1953–1968 гг. не включены, они находятся в Бай-Тайгинском ЗАГСе, так как тогда район входил в состав последнего кожууна.

Из анализа алфавитных о рождении и похозяйственных книг Каргынского сумона выяснилось следующее:

1) По данным ЗАГСа, численность Иргитов в кожууне на сегодня составляет 4597 чел., что намного больше чем Салчаков, Донгаков, Хертеков, Саая, Ооржаков, Кара-Салов;

2) По данным алфавитных книг Каргынского сумона численность Иргитов в сумоне Каргы составляет 1585 чел. (4-ое место после Салчаков, Донгаков, Хертеков);

Этноним Иргит: история происхождения и современность в Монгун-Тайгинском кожууне Республики ТываДалее мы изучали основные места  расселения родоплеменной группы Иргит в Монгун-Тайгинском кожууне РТ на современном этапе.

Территорией основного расселения Каксаан-Иргитов являются левый берег реки Моген-Бурен, р. Чарыс, местность Алдыы-Ыймааты (64%). Мугурские Каксаан-Иргиты расселены по зимникам  в пределах мест Дестиг- Кара-Суг.  Чайлаг — в Суглуг-Хову, Кара-Ыяш. Чазаг — Олчейлиг — Хову. Кузег — Холчуктуг-Хову (87%). В  устье реки Каргы живут несколько Кара-Иргитов. Кыштаг их расположился в местности  Ойдаа-Одек. Чазаг — в пределах местечка Туруг-Баары и Улуг-Шык в долине, с правой стороны реки Каргы. Летние стоянки Кара-Иргитов расположены в Ак-Адыр, Кашпыы к югу от села Мугур-Аксы (69%).

Данные об этнонимах на начало 2011 г. в Каргынском сумоне Монгун-Тайгинского кожууна РТ таковы: общее число носителей этнонима Иргит составило 4597 чел., из них в фамилиях — 3215 чел., в именах — 2 чел., в отчествах — 2577 чел.

В настоящее время практически не называются подразделения Иргит: Каксаан-Иргиты, Кара-Иргиты, мугурские Каксаан-Иргиты, Чеди-Сарыг-Иргиты. Остался один коренной этноним Иргит — все стали просто Иргитами.

Заключение

Таким образом, мы пришли к выводу, что по своему родоплеменному составу население Монгун-Тайгинского кожууна характеризуется смешанностью составляющих его элементов, в том числе этническая группа Иргит. Родоплеменная группа Иргит в Монгун-Тайгинском  кожууне прошла путь через определенные этапы общественного, социального и этнического развития. Процесс увеличения числа населения как коренного имеет специфические особенности, обусловленные прежде всего географическим положением, природно-климатическими условиями местности, также общностью этнических и  исторических судеб, образа жизни и хозяйственных традиций предков с соседними народностями. Происхождение этнонима Иргит имеет глубокие корни.

 

Список информаторов:

  1. Одай-оол Долгар  Буяндыевна. (1925–2012) — основной информатор по родовым территориям. Коренной житель Каргы. Мать-героиня, ветеран тыла и труда;
  2. Салчак Долума Анаратовна (1918–2009) — уважаемая долгожительница с. Мугур-Аксы;
  3. Салчак Сурун  Шыыраповна (род. в 1922 г. в сумоне Каргы) — чабан;
  4. Донгак Сарыг-оол  Биче-оолович (род. в 1947 г.) — учитель истории;
  5. Иргит Самбу Унгульчекович (1928–2003) — ученый, к. и. н., археолог.
  6. Иргит Сенмит Чылбаковна (1921–2006) — коренной житель Каргы, чабан;
  7. Кара-Донгак Хирлиг-оол Чашович (род. в 1935 г.) — ветеран труда;
  8. Очур-оол Ооржак Чашкагарович (род.в 1925 г.) — коренной житель Тоолайлыга; партийный работник;
  9. Хертек Адыг Одучуевич (род. в 1930 г.) — ветеран труда, был учителем истории;
  10. Чылбак Салчак Серен-Чимитович (род. в 1929 г.) — землеустроитель;
  11. Иргит Петр Чимит-Доржуевич (род. в 1961 г.) — житель с. Мугур-Аксы;
  12. Донгак Бичеймаа Чамзырановна (род. в 1941 г.) — коренная жительница Моген-Бурена, доярка;
  13. Саая Хурен Бурбуевич (род. в 1940 г.) — столяр I-го разряда.  

 

Список литературы:

Аракчаа, Л. К. (2002) Родоплеменные (этнические) группы тувинского этноса // Истоки экологического воспитания. Кызыл.

Вайнштейн, С. И. (1957) Очерк этногенеза тувинцев // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Кызыл.  Вып.5.

Донгак, З. (2004) Буян-кежикхавы (очерк) // Улуг-Хем. Кызыл. № 3 (40)117.

Дулов, В. И. (1956) Социально-экономическая история Тувы. М.

Курбатский, Н. Г. (2001) Тувинцы в своем фольклоре. Кызыл.

Маннай-оол, М. Х. (1986) Тува в эпоху феодализма. Кызыл.

Маннай-оол, М. Х.(2004) Тувинцы: Происхождение и формирование этноса. Новосибирск.

Потапов, Л. П. (1960) Материалы по этнографии тувинцев районов Монгун-Тайги и Кара-Холя // Труды тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. М. – Л.

Промптов, Ю. В центре азиатского материка. М.

Салчак, О. С. (1997) Моген-Буреннинундезинчурттакчылары // Башкы. № 6 (30).

Самбу, И. У. (1998) Огбелерим бурун чурту, ондур чаагай Монгун-Тайгам. Кызыл.

Сердобов, Н. А. (1971) Современное расселение носителей тувинских этнонимов // Ученые записки  ТНИИЯЛИ. Кызыл.  Вып. 14.

Сердобов, Н. А. (1972) История формирования тувинской нации. Кызыл.


Скачать файл статьи   18-Syuryunmaa.pdf [522,07 Kb] (cкачиваний: 45)

К Содержанию номера

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта