Портал тувиноведения

Tuva.Asia / Новые исследования Тувы

English version/Английская версия
Сегодня 19 апреля 2024 г.

Становление государственной символики Тувинской народной республики

Становление государственной символики Тувинской народной республикиАннотация: В статье рассматривается вопрос о политико-идеологических факторах становления государственной символики нового государства — Тувинской народной республики.

Ключевые слова: Тувинская народная республика, ТНР, флаг, герб, знамя, символика, государственный, история, политика.

 Formation of the state symbols of the People’s Republic of Tuva

B.B. Mongush

 Abstract: Article deals with the issue of political and ideological factors in forming the state symbols of the new country – People’s Republic of Tuva.

Keywords: People’s Republic of Tuva, PRT, flag, coat of arms, standard, symbolics, state, history,  politics.

В 1921 г. на Всетувинском Учредительном Хурале была провозглашена Тувинская Народная Республика (ТНР). После этого перед правительством нового государства встала в числе прочих задача создания атрибутов государства. Одним из важнейших из них является государственная символика: герб, флаг и гимн, которые должны были отражать социальные и национальные особенности страны и служили бы символами суверенности нового государства в Центре Азии.

Государственный герб и Государственный флаг у ТНР появились только в 1925 году. Однако из воспоминаний участников событий того времени известно, что первый флаг и печать правительства создал буддийский послушник Тушпек-хуурак, который сделал их по заказу правительства в 1922 г. Документы начала 1920-х гг. имеют печать, в центре которого имелось изображение эмблемой «Хорло», называемый, по-другому — Дхармачакрой (буддийский знак «Колесо Учения»). Это изображение вырезалось на печатях государственных учреждений, а также было напечатано на первой марке, выпущенной правительством.

 

 

 

Этот же знак мы видим на рисунке «шапки» первого номера газеты «Красный пахарь», где нарисованы протягивающие друг другу руки тувинский арат и русский крестьянин. Позади русского крестьянина изображен развевающийся флаг Русской Самоуправляющейся Трудовой Колонии, а за тувинским аратом, по-видимому, находится флаг Правительства ТНР. К такому выводу можно прийти, если учитывать то обстоятельство, что в документах того времени говорится о знаменах и печатях Центрального Комитета Тувинской Народно-Революционной Партии (ЦК ТНРП) и Правительства ТНР, причем, по нашему мнению, знамена и печати Правительства ТНР отличались от знамен и печати ЦК ТНРП.

 

 

 

В знамени, нарисованном в «Красном пахаре», мы можем увидеть изображение буддийского символа «Колесо Учения», в оси которого находится рисунок свастики.

 

 

 

Если сравнить данное знамя с единственным сохранившимся флагом раннего периода истории ТНР — флагом ЦК ТНРП, который хранится в Национальном музее Республики Тыва, то мы увидим, что центральной эмблемой этого флага также является буддийский символ «Колесо Учения», но в оси его нарисована не свастика, а пятиконечная красная звезда, при этом центральную эмблему дополняют изображения быка, серпа и плуга, колосьев хлеба и степных растений (они говорили о том, что Танну-Тува является страной скотоводов и земледельцев), а также рисунок восходящего солнца, символизирующий расцвет сил страны.

 

 
 

 

Эти эмблемы были заимствованы из советской символики и они имеют свое толкование. Например, серп и плуг — символы трудового крестьянства как класса. Бык, снопы хлеба и степных трав, вместе с серпом и плугом указывали на аграрную экономику.

Как видим, партийная символика несколько отличалась от правительственной. Вышеуказанные знамена и печати являются лишь ведомственными символами. В тоже время знамена и печати Правительства ТНР, по-видимому, играли роль государственных символов ТНР. Печати Правительства ТНР стоят на основополагающих государственных документах ТНР (Конституция ТНР, международные договорные документы, паспорта), а знамена Правительства ТНР рассматривались гражданами других государств, как флаги ТНР, что видно из рисунка в «Красном пахаре».

Из архивных источников известно, что знамена и печати ЦК ТНРП и Правительства ТНР в 1923 г. были изменены. А официально утвержденные государственные символы ТНР — Государственный герб и Государственный флаг были приняты в 1925 г. Их описание было включено в текст Конституции ТНР, принятой в 1926 году на IV Великом Хурале. Данный факт вызывает закономерный вопрос: почему же до этого времени руководство ТНР не утверждало официально государственные символы, а довольствовалось ведомственными символами – флагами и печатями правительства и ЦК ТНРП? При этом, печать и флаг правительства служили роль заменителя государственных символов ТНР в официальных документах и мероприятиях.

 

 

 

Ответ на этот вопрос лежит в международном положении ТНР в начале 1920-х гг. Признание ТНР своими непосредственными соседями —СССР и Монголией состоялось лишь в середине 1920-х гг., в частности СССР — в 1925 г., а Монголией — в 1926 г. Поэтому, до 1925 г. политическое руководство ТНР понимало неопределенность положения тувинского государства. Кроме того, в самой Туве были еще влиятельны силы, ориентированные на присоединение к Монголии, поэтому правительство не спешило с созданием государственных символов. А после того, как СССР и Монголия признали ТНР независимым государством, а также после подавления мятежа сторонников объединения с Монголией в 1924 г., герб и флаг были официально утверждены.

 

 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что история создания государственных символов ТНР напрямую была связана с основными этапами истории ТНР. Государственная символика ТНР изменялась вместе с изменением политики партии и правительства, международного положения ТНР, так как они, являясь символами государства и его суверенитета, олицетворяют национально-культурные, духовные и идеологические ценности и ориентиры страны. Не удивительно, что не имевшая традиций ни государственности, ни общепринятых национальных символов Танну-Тува при создании своей национальной символики в начале 1920-х годов пошла по пути многих стран Европы и Азии, которые в основном, использовали символы, связанные с религией (в христианских странах — это кресты на флагах и гербах, в мусульманских — звезда и полумесяц, и соответственно, в буддийских — свастика, дхармачакра (Колесо Учения), лотос и т.д.). А позднее, с середины 1920-х гг., в государственной символике появились символы, связанные с социалистической идеологией — красной пятиконечной звездой, серпом, плугом, молотом, колосьями хлеба, восходящим солнцем и др., которые до этого активно использовались только в партийной геральдике ТНР.

 

Скачать файл статьи  8-Mongush.pdf [366,78 Kb] (cкачиваний: 81)

 

К Содержанию номера

На сайте установлена система Orphus. Если вы обнаружили ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив фрагмент с ошибкой и нажав Ctrl + Enter. Ваш браузер останется на этой же странице.


ВКонтакте ОБСУЖДЕНИЕ

© 2009—2024, Тува.Азия - портал тувиноведения, электронный журнал «Новые исследования Тувы». Все права защищены.
Сайт основан в 2009 году
Зарегистрирован в качестве СМИ Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации Эл №ФС77-37967 от 5 ноября 2009 г.

При цитировании или перепечатке новостей — ссылка (для сайтов в интернете — гиперссылка) на новостную ленту «Тува.Азия» обязательна.

Рейтинг@Mail.ru

География посетителей сайта